Найти тему
Remont1969

Блиндированная Чонка. Csonka-féle autók. 1915. Венгерский кюбельваген в броне

История первых серийных венгерских автомобилей конструкции Януша Чонки и блиндированного венгерского автомобиля на шасси одной из машин - Csonka-féle autók

Австро-Венгерская империя, как никакая другая из великих воюющих в Первую мировую стран, не сделала ничего для оснащений своих армий бронетанковой техникой. Чуть меньше десятка броневых машин разных видов и типов, построенных в явочном порядке, погоды не делали, хотя первый проект боевой машины похожей на танк был предложен в Австрии. Там же производились лучшие тяжёлые тягачи Первой мировой. Поэтому даже кустарный блиндированный автомобиль на шасси обращает на себя внимание.

Эта публикация является новой редакцией статьи Блиндированная Чонка. Csonka-féle autók. 1915. Венгерский карапуз в броне., опубликованной год назад 21 июля 2021 года. Развитие статья получила благодаря материалам сообщества VK - Российское автомобильное общество.
Фото RCforum.ru
Фото RCforum.ru

Csonka-féle autók/Блиндированный автомобиль на шасси Чонка

Страна: Австро-Венгерская империя

Производство: K.u.k.Kraftwagen Werkstätte/Röck István Gépgyára

Кол-во: 1

Год выпуска: 1915

Шасси: Csonka 8HP

Двигатель: 8 л.с.

Экипаж: 4

Вооружение: нет

Бронирование: 3-4 мм

Где увидеть:

Первый почтовый грузовик - Csonka János Emlékmúzeum. Cím: 1114, Budapest Bartók Béla út 31

Csonka 4HP, Csonka 8HP и трицикл Csonka-féle levélgyűjtő tricikli - Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum (Безвременно закрыт)

Трицикл Csonka-féle levélgyűjtő tricikli - Postamuseum Budapest

Венгрия, как часть двуединой монархии, всегда страдала комплексом младшей сестры, которая получала всё во вторую очередь, в том числе и военные заказы, и это при том, что обе части двуединой монархии должны были получать по закону равные заказы. Это было связано с совершенно запущенной промышленностью при вполне приличном сельском хозяйстве, хотя конечно несколько мощных машиностроительных холдингов у них имелось. На фоне общей отсталости венгры отличались избыточной изобретательностью. Так первый полноприводный грузовик с ДВС Train Tlaskal (Train "70", иногда Raba-Tlaskal) был создан в Венгрии в 1904-м году. Одной из самых известных персон в истории венгерского автомобилестроения был Янош Чонка (Csonka János), инженер, считающийся одним из изобретателей карбюратора современного типа.

-2

Венгерские изобретатели Донат Банки (Bánki Donát) и Янош Чонка в 1893 году изобрели и запатентовали карбюратор для стационарного двигателя собственной конструкции (известного также под названием «двигатель Банки-Чонка»). Всего на полгода раньше, чем великий Вильгельм Майбах (August Wilhelm Maybach), венгерские изобретатели подали заявку на патент устройства для подготовки горючей смеси для газовых двигателей. В 1898 году Донат Банки разработал двигатель с высокой степенью сжатия с двухдиффузорным карбюратором, в котором был применён метод эмульсионного смесеобразования распылением, который используется и в настоящее время в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания.

Схема двигателя Банки-Чонки
Схема двигателя Банки-Чонки

Изобретение карбюратора способствовало развитию двигателей внутреннего сгорания и росту их применения для колесных транспортных средств, так как это было первое устройство для эффективного смешивания горючего и воздуха перед подачей газовой смеси в цилиндры. Именно карбюратор Банки и Чонки помог транспортным средствам с газовым двигателем победить "паровики" и "электрички". По легенде Банки придумал свой способ смесеобразования, когда увидел, как цветочница опрыскивает свои цветы водой изо рта. Хотя прямой вклад в изобретение карбюратора со стороны Яноша Чонки иногда ставится под сомнение, в начале 20-го века развитие венгерского транспортного машиностроения было напрямую связано с работами этого инженера. В 1900-м году Янош Чонка (Csonka János) для тендера, объявленного почтой Венгрии, создал первое дорожное транспортное средство венгерского производства с собственным двигателем - трицикл для перевозки почты - Csonka-féle levélgyűjtő tricikli. Трицикл имел двигатель мощностью 2,3 л.с, мог перевозить 50-ти килограммовые почтовые мешки со скоростью до 25 км/ч. Всего по заказу от венгерского почтового ведомства было выпущено 22 трицикла.

Поработав с трициклами, в 1903 году Королевское почтово-телеграфное управление Венгрии объявило новый международный тендер на закупку 14 полноценных почтовых автомобилей. Почтовики могли купить любой американский или европейский автомобиль, но импортозамещение в его венгерской ипостаси победило, и в 1905-м году ведомству были поставлены первые 1,2-тонные почтовые фургоны Яноша Чонки. Фургон Чонки, став первым серийным венгерским автомобилем, имел классическую конструкцию для стандартной машины тех времён. Выделяло его от конкурентов только применение двигателя конструкции Банки-Чонки и широкое использование подшипников качения. Януш Чонка служил в это время руководителем экспериментальной мастерской при университете Будапешта, и реальным производством занимались сторонние заводы. Шасси и мотор конструкции Чонки строила фирма Röck István Gépgyára, постоянный партнер изобретателя, кузова же поставляла фирма Glattfelder. Всего между 1905 и 1911 годами для венгерской почты было построено 91 шасси, которое производилось на заводах Раба в Дьере и на фирме Röck István Gépgyára из города Kelenfold, сейчас пригорода Будапешта. 2020 год в Венгрии отмечали как год 115-летия национального автомобилестроения.

Почтовый фургон Csonka 14HP
Почтовый фургон Csonka 14HP

В развитие крупных автомобилей в 1908 году Чонка разработал люксовый автомобиль с 4-х цилиндровым 5.1-литровым 40 сильным двигателем. Кузова для автомобиля выпускавшегося два года так же поставляла фирма Glattfelder, а шасси делали на фирме Röck. Но продажи таких машин были единичными, они сильно проигрывали маркам не только из Франции и Германии, а и из Богемии, Моравии или Австрии. Через год в 1909 году Чонка проектирует "народный" автомобиль - в университетских мастерских он строит крайне простую одноцилиндровую 4-х сильную машинку. Мотор, шасси, трансмиссию и даже кузов Чонка строит собственными силами, таких машин удалось продать 3. Для мирового автомобилестроения машина не представляла ничего интересного, но для Венгрии всё было впервые, так Csonka 4HP стал первым венгерским автомобилем с карданным приводом на задние колеса. В 1912-м году Януш Чонка показал новый "народный" автомобиль с двигателем удвоенной мощности - 8 л.с. 4-х цилиндровый двигатель имел объемом всего 1.1-литр, был прост и дешев. Непосредственно выпущенные мастерской конструктора автомобили Csonka 8HP также в основном покупаются Венгерской Почтой, в распоряжение которой идут 12 машин из 14-ти выпущенных. Сам Чонка, не имея желания заниматься производством, продаёт лицензии на свои автомобили венгерским фирмам Röck, одному из партнеров по выпуску шасси и двигателей, и MАG. Совместными усилиями этими фирмами было выпущено ещё около 150 автомобилей конструкции Чонка, отличавшихся кузовами, конструкцией и размерами шасси. В 1910-1914-м годах Röck István Gépgyára продолжала выпускать легковые автомобили и фургоны для почты.

Чонка за рулем своей машины Csonka 4HP
Чонка за рулем своей машины Csonka 4HP

С началом Первой мировой войны для нужд армии были реквизированы все, даже совершенно не подходящие для использования в военных целях транспортные средства, в том числе машины построенные по проектам Януша Чонки. Военные попробовали дополнительно заказать партию легковых машин Csonka, оценив их низкую стоимость и простоту, но столкнулись с тем, что венгерская, да и австрийская промышленность были не готовы серийно выпускать почти ничего. Исключением являлись тяжелые артиллерийские тягачи Даймлер и Шкода, но их выпуск исчислялся в десятках машин.

Машины конструкции Януша Чонки, построенные на Röck István Gépgyára в 1910-1912 (фото: Hungarian Postal Museum)
Машины конструкции Януша Чонки, построенные на Röck István Gépgyára в 1910-1912 (фото: Hungarian Postal Museum)

С открытием итальянского фронта в мае 1915 года на юге Австрии в Коринтии на базе целлюлозной фабрики в Зеебахе, посёлке недалеко от Виллаха, (Cellulosefabrik Villach) были созданы центральные автомобильные мастерские Австро-венгерской армии (K.u.k.Kraftwagen Werkstätte), которые занимались ремонтом и восстановлением всех видов автомобильной техники, стоявшей на вооружении в Kaiserlich und königlich (K.u.k.) Landstreitkräfte. Кроме непосредственно ремонтов и восстановления поврежденной техники в Виллахе проводили и доработки машин. Одна из блиндированных машин была бронирована по собственному проекту мастерской. Какое точно шасси использовалось для этого неизвестно, по одной версии вероятнее всего шасси венгерского автомобиля конструкции Csonka, выпущенного скорее всего на заводе Röck István Gépgyára. Тем не менее фотографии голого шасси отсылают скорее к De Dion-Bouton, логотип которой хорошо различим на одном из фото. На шасси была проведена доработка - правая фара с помощью тяг, связывающих её с рулевым механизмом могла поворачиваться вслед за поворотом руля. Гражданское шасси было оборудовано изготовленными из плоских листов железа задними и передними крыльями, на которых разместили инструментальные ящики.

Добавьте описание
Добавьте описание

Машина Де Дион, на который вполне мог при её перестройке поставлен и двигатель Csonka, скорее всего с 8-ми сильным мотором, которая попала в армию на Итальянский фронт и была отремонтирована в Автомобильной и Артиллерийской Мастерской Св. Магдалены в Зеебахе. В ходе доработок на шасси с поворачивающейся фарой был установлен кузов, который через 25 лет обзовут "кюбельвагеном". Кузов был обшит стальными листами, так что у водителя и пассажиров только головы выглядывали над бортами. Двери у машины если и были, то только с левой стороны, что, учитывая левостороннее движение в Австро-Венгрии было удобно. Возможно новые фотографии, если будут найдены, прояснят конструкцию машины.

-9

Зачем было увеличивать высоту бортов и защиту двигательного отсека не вполне ясно, но, если при изготовлении кузова использовались листы броневой или конструкционной стали, которые должны были хоть немного защищать водителя и пассажиров машины, то такое бронирование создавало хотя бы обманчивое чувство безопасности. Колеса получили стальные диски. Как легкий автомобиль-скаут венгерская машинка конечно подходила, ну или могла использоваться для перевозки одного особенно ценного пассажира. Если бы блиндированный автомобиль попал на фронт, может на нём бы появился и пулемет. Скорее всего блиндированная машина служила собственной разъездной машиной в армейских мастерских, так как она присутствует на групповой фотографии работников мастерских.

Фотография штата K.u.k.Kraftwagen Werkstätte с блиндированной машиной Csonka (использована с разрешения группы в VK - Российское автомобильное общество)
Фотография штата K.u.k.Kraftwagen Werkstätte с блиндированной машиной Csonka (использована с разрешения группы в VK - Российское автомобильное общество)
Развития этот автомобиль не получил, так и оставшись одним из многих оригинальных конструкций начала 20-го века. Но в общем с машинами марки Csonka все обстоит гораздо лучше. Удивительно, что пройдя все несчастья 20-го века, минимум трижды проиграв войны, будучи неоднократно оккупированной, достаточно вспомнить румынские конфискации после Первой мировой войны, Венгрия смогла сберечь свои технические памятники истории. Сейчас в музеях Будапешта можно было бы увидеть и первый трицикл Чонки, и один из первых почтовых фургонов, в музеях хранятся его 4-х и 8-ми сильные легковые автомобили и прототипы.

В Венгерском национальном музее (венг. Magyar Nemzeti Múzeum) демонстрируется первый карбюратор в мире.

В музее почты (Postamuseum Budapest) кроме первого трицикла (Csonka-féle levélgyűjtő tricikli), экспонируется экспериментальная почтовая машина Közvetítő gépkocsi, построенная в 1906-м году с использованием узлов французской ваутюретки Teste et Moret с двигателем собственной конструкции. Возможно машина для почты была одним из прототипов серийной легковой машины Csonka 4HP.

Фото https://www.postamuzeum.hu/postamuzeum-budapest
Фото https://www.postamuzeum.hu/postamuzeum-budapest

Не увидеть 4-х и 8-ми цилиндровые машины Чонки и еще один трицикл можно в Венгерском музее Техники и Транспорта в Будапеште (Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum, Közlekedési Múzeum). Правда музей уже бесконечно долго закрыт на ремонт, и даже, если все проблемы мира решаться, ждать открытия нового музея можно еще долго.

Csonka-féle levélgyűjtő tricikli в Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum фото: https://pestbuda.hu/en/cikk/20201126_motorised_tricycles_a_new_postal_service_arose_120_ears_ago
Csonka-féle levélgyűjtő tricikli в Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum фото: https://pestbuda.hu/en/cikk/20201126_motorised_tricycles_a_new_postal_service_arose_120_ears_ago
Csonka 4HP, Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum
Csonka 4HP, Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum
Csonka 8HP, 1909-1912 Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum
Csonka 8HP, 1909-1912 Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum

Первый почтовый автомобиль Чонки из главного технического музея Венгрии (Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum) был передан в персональный музей Януша Чонки, где и экспонировался до последнего времени по адресу Csonka János Emlékmúzeum. Cím: 1114, Budapest Bartók Béla út 31. Там же возможно демонстрируются и другие музейные экспонаты - трицикл и Csonka 4HP, но нет информации это машины из Музея Транспорта или другие образцы. Так как музей работает несколько часов в неделю и только в субботу, то для его посещения требуется определенное планирование своего пребывания в столице Венгрии, особенно учитывая, что он находится далеко от центра города.

Csonka Postai csomagszállító gépkocsi, Csonka János Emlékmúzeum
Csonka Postai csomagszállító gépkocsi, Csonka János Emlékmúzeum
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия и страничку в ВКонтакте - канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

О венгерских боевых машинах можно почитать здесь:

Источники:

http://www.sasovits.hu/anyag/feltalal/csonka_j.htm

https://cultura.hu/aktualis/az-elso-magyar-gyartmanyu-gepkocsi/

Def-AleksБлог › Забытые имена. Глава 75. Csonka (https://www.drive2.ru/b/288230376152222303/)

https://www.autocentre.ua/news/retro/kak-vengerskij-konstruktor-avtomobilej-operedil-znamenitogo-majbaha-1311014.html

https://www.csonkamuzeum.hu

http://ceautoclassic.eu/115-years-ago-the-hungarian-auto-industry-was-born/

https://www.postamuzeum.hu/postamuzeum-budapest

https://totalcar.hu/magazin/2018/03/15/magyar_autok_marcius_15_galeria/

https://magyarjarmu.hu/emberek/csonka-janos/