907 подписчиков

«Сейчас рулят танковые клинья и ковровое бомбометание»: битвы и сражения в аниме

1,6K прочитали

Доброго времени суток. Пока завершаю активную фазу дачного сезона, о чем, может, расскажу чуть позже, а пока крыша еще не на месте, пришло время наверстать упущенное и закрыть планируемые во время проведения ивента #неделя милитари в аниме публикации рассказом об отложившихся у меня в памяти после просмотра сражениях и битвах. И, сперва, что бы немного освежить вашу память, по традиции предупреждаю, что я не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. И если с этим мы определились, то прошу к ящику с песком.

Неделя милитари: битвы и сражения.

Думаю, моих постоянных читателей не сильно удивит, что если на выбор мне предложат два действенных способа решения проблемы, например, приближающейся армии короля демонов, - лучи смерти или батальонная тактическая группа с толковым командиром, артиллерийской и авиационной поддержкой, я выберу второй. Увы, для среднестатистического зрителя аниме это явно неверный ответ, и что в моих любимых исекаях, что просто в произведениях, рассказывающих о каком-то военном, и не только, противостоянии, все обычно решается одним или несколькими юнитами, на порядки превосходящими как противника, так и союзников. Впрочем, пусть и не так часто, но все же встречаются произведения, где победа достигается не за счет какого-нибудь невероятного вундерваффе или внезапного приступа слабоумия у врага, а путем хитрых тактических ходов и умственного превосходства над противником. Да и категорически утверждать, что в остальных произведениях отсутствуют какие-то эпизоды и небольшие моменты, демонстрирующие интересные тактические решения или просто грамотные действия личного состава, так же нельзя. И сегодня мы как раз и поговорим о таких моментах, пройдясь от простого к сложному. Вернее – пойдя по пути увеличения вовлеченного в процесс личного состава.

Одиночки

И начнем мы с «Монстра», рассказывающего о попытке нейрохирурга Кензо Тенмы лично исправить ошибку своей юности и том, что эта ошибка в лице спасенного девять лет назад Йохана Либерта творила и почему. Весь сериал авторы подводили зрителя к тому, что бы глядя на разыгравшуюся по замыслу Йохана Либерта бойню в небольшом немецком городке, они размышляли о ценности человеческой жизни и прочих извечных вопросах. И уж точно не рассчитывали на нечто подобное:

Так, забаррикадирую окна и двери, по «Springmine» на каждый потенциальный вход, а сам засяду на чердаке с любовно хранимым дедушкой MG-42 и буду пресекать любую попытку покуситься на мою собственность и жизнь...

Но мы сейчас говорим не о вероятных действиях живущего в городе ушибленного на голову милитариста-самоучки, а о том, как вели себя попавшие в Рухенхайм герои произведения. И если к поведению доктора Тенмы есть большое количество вопросов, то действия инспектора Рунге выше всяких похвал. Во-первых, сотрудник Bundeskriminalamt или BKA продемонстрировал хорошее владение огнестрельным оружием, а именно карабином М1 (хотя, могу ошибаться, и, возможно, это была внешне похожая на него автоматическая винтовка М14, но маловероятно), и готовность применять его. Никаких сомнений и рефлексии по поводу того, что надо жать на курок, когда от этого зависит твоя жизнь и жизнь окружающих. Японцу следовало бы брать с него пример, глядишь, все закончилось бы гораздо быстрее. Во-вторых, Рунге продемонстрировал грамотное поведение в боевой обстановке. При входе в помещение быстро осматривает углы, берет на прицел входы в смежные помещения и по очереди их проверяет, и в целом быстро анализирует ситуацию и делает верные выводы. И, наконец, даже будучи серьезно раненым, Рунге продолжал бороться и исполнять свой долг.

Инспектор Рунге
Инспектор Рунге

И, если помните, я стараюсь не упоминать в статьях аниме, которые не посмотрел полностью. За редким исключением, как это было, например, в первом выпуске Арсенала. И сейчас как раз еще один такой случай, ибо «Призрака в доспехах: синдром одиночки», идущий по 2х2, я так толком и не посмотрел. Тем не менее, одни из эпизодов, а именно рассказ снайпера Сайто о первом знакомстве с «майором» Мотоко Кусанаги во время боевых действий в Мексике в 14 серии второго сезона крепко засел в моей памяти. И тут стоит похвалить обе стороны. И Сайто, не побоявшегося устроить засаду на отряд спецназа и как минимум уполовинить его. И попавших под огонь спецназовцев, которые, да, понесли потери, но в целом действовали грамотно. И отдельно майора с командой, сумевших не только выжить, но и пленить стрелка. Так же отмечу, что данный эпизод, напополам с вступительной заставкой к игре «Warhammer 40,000: Dawn of War» легли в основу AMV на песню «Служили два товарища» группы Любэ, который я повстречал еще во Вконтакте в далеком 2008 году.

Пары

Однако, как говорится, одна голова хорошо, а две еще лучше. Она способна взглянуть на ситуацию критически и предложить неожиданное решение проблемы. К тому же к ней в довесок идет еще и пара рук, ног, в общем – тело, готовое, или, по крайней мере, способное, прикрыть вам спину в процессе реализации ранее придуманного на двоих плана.

Что, например, доказали проводящие свой «Пикник в Потусторонье» Торико Нисина и Сорао Камикоси. Познакомившись в этом самом Потусторонье и в дальнейшем действуя сообща, они не по разу будут спасать друг друга, свою коллегу Кодзакуру, других попавших в него людей, например отряд американских морпехов (да, бравых американских вояк вывели из местной Зоны две японские девочки) и иных людей, по каким-то причинам затронутых паранормальными явлениями. Даже котиками. Но в подборку Корико и Сорао попали не за это, хотя операция по эвакуации американского отряда так же не была лишена интересных решений, а за коротенький эпизод, в котором они достаточно грамотно, подобно инспектору Рунге, перемещались по зданию. Торико вела, Сорао прикрывала заднюю полусферу. Вопросов к подготовке Торики не возникает. Как-никак, одна из мам (согласно Wiki именно такой состав семьи, у нас переводчики, если правильно помню, данный аспект сгладили) член «Объединенной оперативной группы 2» или JTF2 – элитного подразделения специальных операций ВС Канады. А вот откуда Сорао не только узнала, как обращаться с огнестрельным оружием, но и как вести себя в обстановке приближенной к боевой, уже хороший вопрос. Да и взаимодействие у них было явно налажено. Видимо, Торико дала напарнице пару уроков и провела несколько тренировок. Что ей только в плюс.

Торико Нисина и Сорао Камикоси. Да, на пляже. Да, в местной Зоне. А что вы еще хотели? Это аниме.
Торико Нисина и Сорао Камикоси. Да, на пляже. Да, в местной Зоне. А что вы еще хотели? Это аниме.

Циклопические боевые машины класса «Тяжелый объект» при перовом же своем появлении перевернули с ног на голову облик поля боя, поскольку справиться с ними в открытом бою могли только одноклассники, и только они. Эту аксиому никто, кажется, даже не пробовал опровергнуть, даже применением так любимых в наше время ассиметричных мер, пока солдат Хейвия Винчелл и инженер Квенсер Барботаж не решили спасти свою коллегу – пилота поверженного объекта «Малыш Магнум» Милинду Брантини из плена. И попутно сделали невозможное – уничтожили тот самый объект, победивший до этого машину Милинды. Как говорится:

Простите, мы не знали, что он неуязвимый

И в дальнейшем, действуя под командованием Флорейции Капистрано в самых разных климатических и географических условиях, они из раза в раз будут совершать невозможное, отправляя, в прямом и переносном смысле, на свалку очередной объект. Впрочем, не объектами едиными. Эта двойка успеет и заговор раскрыть, и гражданских несколько раз спасти, даже на Луне, и в конфронтацию с союзниками вступить. И не смотря на то, что тактическими выверенными и неожиданными решениями произведение не обделено, все же происходящее на экране больше цепляет удалью, безбашенностью и неунывающим нравом этих двух малолетних дебилов и общим настроем местных вооруженных сил. Своими отношениями в коллективе напоминающими больше дружный коллектив какой-нибудь компании, нежели армейскую структуру с жесткой вертикалью власти. Да, это не совсем соответствует заявленной теме, но не упомянуть о них я не мог.

Хейвия Винчелл и Квенсер Барботаж
Хейвия Винчелл и Квенсер Барботаж

Как и о действующих в виртуальном пространстве Кадзуто Киригая и Сино Асада в первой половине второго сезона «Sword Art Online», пытающихся на протяжении нескольких серий выстоять против серийного убийцы игроков во время чемпионата «Золотая пуля». Дуэт не расстающегося с мечом даже на современном поле боя Кирито и предпочитающей точный бой своей крупнокалиберной французской PGM Hecate II Синон запомнился неплохим взаимодействием и дедукцией. Однако то, что действовали они в виртуальном мире со своими условностями и ограничениями так же не позволяет им стать полноценными участниками сегодняшнего обсуждения. Поэтому лишь небольшое упоминание.

Малые группы

Рассмотрение действий небольших групп начнем с «Пиратов «Черной лагуны». Все любят это аниме за безбашенные выкрутасы Реви, Роберты и других «терминаторов» сериала. Однако, признавая художественную ценность подобного «эквилибриума», игра в одни ворота меня никогда особо не привлекала. Ни в «Пиратах», ни где-то еще. Поэтому первое, что всплывает у меня в памяти при упоминании этого аниме – товарищ Ириновская и ее «Отель «Москва», проведший в Японии спецоперацию по переделу криминального мира. Развертывание базы, тщательное планирование и быстрые выверенные удары превосходящими силами… Просто отлично. Не зря отставные, бывшими они не бывают, советские десантники под предводительство Софии Павловны считаются одной из самых опасных группировок криминальной столицы Юго-Восточной Азии. Что они демонстрируют и в самом Роанапуре, понеся за все время действия сериала минимальные потери. Если итальянскую мафию поехавшие крышей Гензель и Гретель раскатали в блин, да и триадам от них досталось, то боевики «Москвы» сами гоняли румынских близнецов по всему городу, используя все доступные средства, включая шквальный огонь нескольких Калашниковых, пикапы с крупнокалиберными пулеметами и снайперов, координируя свои действия с помощью радиостанций.

София Павловна с товарищами
София Павловна с товарищами

Еще хочется вспомнить финал первой половины «Юго-переговорщика», когда талантливый японец Юго Бэппу завершал операцию, частную, стоит отметить, по вызволению из лап радикалов высокопоставленного заложника. Тогда произошел бой этой группировки с пакистанскими войсками. Смотрелось весьма неплохо и закончилось логично. Не смотря на то, что повстанцы обладали неплохой моралью и выучкой - активно пользовались укрытиями и ответным огнем, если не путаю, даже смогли подбить несколько М113 правительственной армии, но, вследствие прошлых неудач и подавляющей огневой мощи противника, понесли серьезные потери и были вынуждены отступить.

Пару интересных моментов подарили и «Черные метки» или «Schwarzesmarken». Да, основную скрипку в данном аниме играют мехи – тактические наземные истребители или ТНИ. Достаточно адекватные, стоит отметить, и не бессмертные. Что отлично показывают и на поле боя, где вторгшиеся на Землю инопланетяне бэта регулярно отправляют данные боевые машины в металлолом, а пилотов – на свой обеденный стол. Серьезно, установите уже в кабине красную кнопку и спрячьте под креслом пилота десяток килограмм С4. И во время серии следующих один за другим переворотов внутри Германии, когда ТНИ Штази сражались с поддержанными ННА ГДР повстанцами, вооруженными как аналогичными машинами, так и более привычными нам танками и ручными противотанковыми средствами. О двух таких боевых столкновениях и поговорим. Во время первого ТНИ повстанцев отвлекли на себя отряд машин противника, и когда они оказались связаны боем, по ним ударили замаскированные на земле Т-64БМ ННА ГДР. Откуда у немцев Т-64, которые никогда и никому, даже партнерам по ОВД, не поставлялись? Как вариант, когда советским руководством было все же принято решение о выводе ГСВГ, вывозить матчасть было уже проблематично, и вся техника была оставлена союзнику. Но вернемся к задравшим стволы орудий в небо «шестьдесят четверкам». Столкновение оказалось довольно динамичным, плавным, но, увы, коротким. Использовавшие эффект внезапности на все сто танкисты смогли подбить несколько ТНИ противника, но оказались вскоре уничтожены другой группой мехов, подкравшейся с тыла. Тридцатимиллиметровые снаряды в упор в МТО и крышу башни, увы, им было не пережить. Еще несколько мехов повстанцы расстреляли из РПГ-7 в устроенной в жилом квартале засаде. Правда, весьма содержательное обсуждение под моим клипом на Дзене, куда я включил эти кадры, показало, что не все так гладко. В частности, Александр Дробышев отметил, что при отрицательной температуре на улице показанной дистанции пуска будет недостаточно для взведения взрывателя гранаты ПГ-7.

Те самые Т-64БМ
Те самые Т-64БМ

Так же тактически грамотно сработала команда японских старшеклассников под предводительством Инахо Кайзука в самом начале «Альдноа. Зеро». Столкнувшись с превосходящим их по техническим возможностям марсианским мехом, школьники не стали отступать до самого Токио, бросаться в суицидальную атаку или стоя на месте поливать машину неприятеля огнем из пушек, пока их не раздавят. Нет. Они заманили вражеского робота в ловушку, обездвижили, с помощью хитрого плана и беспилотника определили его уязвимые места и нанесли разящий удар, поставивший крест на казавшейся неуязвимой боевой машине.

«Альдноа. Зеро» 12 и 12 серий, 2014 и 2015 года.
«Альдноа. Зеро» 12 и 12 серий, 2014 и 2015 года.

Спецотряд, снабженный высокотехнологичными боевыми костюмами, действует в полнометражном «Органе геноцида». Тут стоит отметить не столько действия самих солдат – все же когда на тебе костюм а-ля «Crysis» различные полулегальные повстанческие группировки соизмеримого сопротивления оказать не могут, сколько общий подход к организации операции. Разведка, огневая поддержка с воздуха, десантирование воздушным способом, и главное – координация действий оперативников и отслеживание их состояния в реальном времени. Похожее информационное обеспечение действий особого отряда демонстрируют и в аниме «Флаг». А особый отряд в тяжело бронированных костюмах попроще, на уровне технического развития показанного исторического периода, демонстрируется в полнометражном «Оборотни» или «Jin-Rou». Впрочем, гонять разные революционные группировки по канализации и аннигилировать их шквальным огнем из MG-42 большого ума не надо. Хоть смотрится, не спорю, весьма динамично. А вот тренировочный бой, когда один «бывалый», зная сильные и слабые стороны костюма под орех разделал группу салаг, уже более интересен. В качестве дополнительного материала могу посоветовать еще один довольно старый клип на песню «Бойцовый кот».

«Орган геноцида». Координационный центр
«Орган геноцида». Координационный центр

Так же нельзя не вспомнить аниме «Врата: там бьются наши воины». Отражение вторжения сил Империи в Токио и два боя за холм Арнус скорее демонстрируют подавляющее огневое превосходство Японии над средневековой армией и разнообразие техники, стоящей на вооружении Сил Самообороны. Бой за Италику, являясь явной отсылкой на «Апокалипсис сегодня», так же не является верхом тактического искусства. К вертолетчикам, а вернее экипажу ударного AH-1 Cobra, скорее возникают вопросы. Ибо какими бы отсталыми противники не казались, подлетать к ним на расстояние броска копья или пращи все же несколько опрометчиво – посторонние предметы в турбине нахождению в воздухе не способствуют. Впрочем, ближе к финалу, во время операции по эвакуации посольства Японии и освобождению арестованных принцем Зорзалом, новым правителем Империи, прояпонских политиков, покажут немало интересного. И подавление авиации и ПВО противника, включая применение высокоточных боеприпасов, наводимых по лазерному лучу. И захват ключевых точек, и зачистку помещения по принципу «я человек вежливый – сперва входит моя граната, потом уже я». И выброску десанта парашютным способом, и эвакуацию вертолетами. И, наконец, четкую координацию всего происходящего по времени и между отдельными группами. Впрочем, пусть и смотрелось это крайне динамично, а бойцы ССЯ действовали достаточно профессионально, отсутствие эволюции их противников – армии Империи и, как следствие, все та же тактика попытки заваливания непрошенных гостей толпами пехоты и кавалерии на пулеметы, уже немного навевали тоску.

«Врата: там бьются наши воины». Авианаводчики
«Врата: там бьются наши воины». Авианаводчики

Полномасштабные боевые действия

Грамотное взаимодействие родов войск можно увидеть и в аниме «Последняя ведьма Изетта», которое переносит зрителя в альтернативную Европу начала сороковых годов двадцатого века. Впрочем, вся альтернативность сводится к наличию в мире магии, косметическим изменениям привычных Великобритании, Третьего Рейха и других известных нам стран и наличии среди них еще одной – небольшого княжества Эйльштадт. Которое на начало рассказа подвергается нападению Германской империи. И, во-первых, хочется отметить труд художников, достаточно аутентично воспроизведших на экране немецкую технику соответствующего периода вроде ранних модификаций Pz-III и Pz-IV, бомбардировщиков He-111, пикировщиков Ju-87 «Stuka», транспортников Ju-52 и так далее. Во-вторых, до появления на поле боя магии, то есть той самой ведьмы Изетты на стороне Эйльштадта и клона ее пра-пра- еще много «пра» -бабки на стороне Империи, происходящее в целом отвечало здравому смыслу, больше всего напоминая кадры хроники из киножурнала. Немцы, как им и положено по доктрине блицкрига, используют массированные удары авиации и танков, высаживают воздушные и морские десанты. В том числе с применением паромов Panzerfähre, первые прототипы которых появились только в 1942 году. Пехота активно взаимодействует с бронетехникой. Наступает при поддержке танков, прячется за «коробочками», ведет огонь на подавление из единого MG-34, а приблизившись к окопам противника, закидывают их столь же каноничными М24.

«Achtung — Panzer!»
«Achtung — Panzer!»

Армия Эйльштадта так же показала себя крайне неплохо. Да, материальная часть французского производства у них местами не самая новая, вроде 75-мм полевой пушки образца 1897 года, танков Renault FT-17 и пулеметов Гочкисс обр. 1914 года с открытыми магазинами. Мои сомнения в адекватности выбора моделей бронетехники и пулеметов оставим в стороне. Да и на вооружении княжества помимо них имеются 47-мм противотанковые пушки Пюто образца 1937 года, адекватная зенитная артиллерия и авиация. И, самое главное, применяют имеющиеся средства эйльштадцы весьма грамотно. По крайней мере, в обороне. Провели качественную работу по инженерному обустройству позиций. Отрыли несколько ниток окопов полного профиля, оборудовали блиндажи, установили инженерные заграждения – колючую проволоку и мины. При подходе противника оперативно вызвали артиллерийский огонь, корректируя его с господствующей высоты, да и пехота не сидела на месте, ведя огонь по наступающим немцам из тех самых Гочкиссов и противотанковых ружей. А вот попытка контратаковать наступающие «трешки» в лоб на танках Первой Мировой уже вызывают вопросы в адекватности командования. Так же хочется отметить то, что потерпев поражение на границе армия Эйльштадта, по крайней мере, отряд под командованием майора Ханса Обермайера, отступает вглубь территории, сохраняя организацию, вооружение, решимость сражаться, не бросая раненых. А мирное население при приближении улыбчивых ребят в фельдграу уходит в горы партизанить.

Подготовились
Подготовились

Конкуренцию «Изетте» могли бы составить «Хроники валькирий», так же не лишенные грамотных действий пехоты – использование укрытий, связи, разнообразного, пусть и не сильно, ручного оружия и поддержки бронетехники. Да и организация отрядов ополчения – отделение пехоты при поддержке танка, так же заслуживает внимания. Но, увы, то ли из-за того, что первоисточником аниме является одноименная игра, то ли по иной причине, правдоподобности ведения боевых действия авторы не уделили достаточного внимания. И война сводится, как любая из компаний первого «Блицкрига», к нескольким битвам все возрастающего масштаба. Которые остаются достаточно камерными и вместе не создают впечатления полномасштабного вторжения Самодержавного Восточно-Европейского Имперского Альянса в Галлию. Ни четкой линии фронта, ни ведения боевых действий на всем ее протяжении. Что все же противоречит привычной картине заявленного исторического периода на европейском ТВД. Да и огромная мобильная крепость принца Максимилиана, без проблем незаметно доехавшая до галлийской столицы и то, что ее штурмом смогло взять отделение пехоты без какой-либо поддержки, так же слабо походит на реалистичное отражение событий.

Да, через всю страну. Да, на цыпочках.
Да, через всю страну. Да, на цыпочках.

В целом же крупномасштабные боевые действия или просто большие массы военной техники в аниме показывают не так уж и редко. Например, тот же «Евангелион» или «Бомба-вонючка» из альманаха «Воспоминания о будущем» или «Memories» 1995 года. Правда, что при борьбе с ангелами, что в попытке остановить одного единственного белого воротничка вся мощь ССЯ – танки, авиация, флот, ракеты, не могут сделать с противником ничего от слова «совсем». Примерно тоже самое можно сказать и про «Штурмовых ведьм», демонстрирующих на экране весьма неплохой набор боевой техники времен Второй Мировой. Особенно в спин-оффе «Храбрые ведьмы» и последнем на данный момент сезоне «Дорога на Берлин»: стада «Шерманов» и «Тигров», ряды Flak-18, Panzerwerfer-42 и Pz-IV. Не забыли и колесный транспорт вроде Studebaker US6, Willis MB и Opel Blitz, и разнообразное вундерваффе. Как реализованное в металле, вроде сверхтяжелых орудий «Дора», так и оставшееся в нашей реальности на бумаге – например тысячетонный танк Р-1000 «Ratte». К сожалению, дальше пары справочников по «железу» авторы в литературу углубляться не стали. И все это великолепие инженерной мысли они превращают в расходный материал и мишени для пришельцев ради очередного превозмогания главных героинь. Опять же, нет ничего плохого в превозмогании, но это не значит, что при этом местные генералы, каждый из которых имеет свой весьма неглупый исторический прототип, должны дружно деградировать и забыть все, чему их учили и годы боевого опыта.

Если же говорить о противостоянии плюс-минус равных противников, то можно было бы разобрать пограничный конфликт из полнометражного «Королевского Космического Корпуса: Крылья Хоннеамиз» 1987 года, сражения в «Военной хронике маленькой девочки», столкновения США и Японской империи на море, суше и в воздухе в «Дзипанге», вторжение Британской империи в Японию в начале «Код Гиасс», полноценную линию фронта и битву за, или, вернее, внутри форта Нойенхаген в уже упомянутых «Черных метках» или вторжение в Японию или Камчатский фронт в оригинальном «Muv-Luv»… Но во всех этих аниме крупномасштабные боевые действия являются скорее фоном или декорацией к происходящему, и чем-то интересным или какой-то глубокой проработкой мне не запомнились. Хотя в «Космическом корпусе» можно было бы порассуждать, что причиной для крупного пограничного конфликта стал первый пилотируемый космической полет. А в «Дзипанге», например, вспомнить, первый бой японского спецназа из двадцать первого века с американскими солдатами времен Второй Мировой войны.

Подробнее же сперва остановимся на «Гасараки». Весьма интересное аниме 1998-1999 годов с довольно странным, я бы сказал скомканным, финалом. Да и, как в «Черных метках», основную скрипку здесь играют мехи Tactical Armor или TA - оружие нового поколения, только поступившее на вооружение ССЯ. Впрочем, как оказалось, японцы не одни такие умные, и удар аналогичных машин приняла на себя батальонная тактическая группа армии США, выдвинувшаяся для штурма столицы местного Ирака. Да, в итоге Абрамсы и Брэдли были превращены в груды металлолома, а кому повезло – отправились в рембат, но стоит отдать янки должное. Не смотря на неожиданное нападение неизвестного противника, они быстро пришли в себя, не потеряли управление подразделением и попытались организовать сопротивление. Помогло, это, конечно, слабо, но за попытку – молодцы.

«Гасараки». 25 серий, 1998-1999 года
«Гасараки». 25 серий, 1998-1999 года

А закончить я бы хотел на полнометражной «Войне будущего 198х года», рассказывающей о начале, ходе и завершении Третьей Мировой войны между силами НАТО и Варшавским договором. Не буду сейчас оценивать завязку фильма, хотя и о ней можно было бы порассуждать, а рассмотрю, как показан набирающий обороты конфликт. И он мне напомнил… Вступительную заставку к игре Battlefield 2, показывающей сражение китайских и американских войск за какой-то объект. Тогда, только одна сторона получала преимущество из-за нового юнита, как его тут же уничтожал другой, со стороны противника. И так по кругу. Так и в развернувшемся на территории Западной Германии сражении. Ни одна сторона, хотя, казалось бы, симпатии авторов должны быть очевидны, не обладает решающим преимуществом на поле боя. Да, за счет своей численности, советская танковая лавина идет вперед. Но несет потери. От огня ПТРК, от танковых контрударов, от огня артиллерии и РСЗО. Но и все эти средства не бессмертны. Вторые «Леопарды» горят ничуть не хуже чем советские Т-72, противотанковые комплексы накрывает ответным огнем, вертолеты с ракетами спускают на землю «Шилки» и так далее. Даже, казалось бы неуязвимое американское вундерваффе, противоракетный лазер космического базирования, будет уничтожен советскими спутниками-охотниками. То есть нам наглядно показывают, что нет какого-то абсолютного оружия, что любое из них, каким бы оно ни было, может быть уничтожено, и в столкновении равных по своему техническому оснащению противников решающим оказывается, кто сможет сконцентрировать больше войск на направлении главного удара. И до применения сторонами ядерного оружия инициатива была на стороне советских войск, ведущих наступление не только в Европе, но и на Ближнем и Дальнем Востоке. И пусть, возможно, этому фильму не хватило каких-то эпизодических, сосредотачивающихся на судьбах отдельных солдат, моментов, но проникнуться масштабностью и грандиозностью происходящего у меня вполне получилось. В качестве альтернативного, с позволения автора – мирного, взгляда на данное аниме могу порекомендовать пост на канале ПроАниме.

«Войне будущего 198х года», полнометражный, 1982 год
«Войне будущего 198х года», полнометражный, 1982 год

Альтернативные реальности

И, говоря о тактически грамотных действиях, не стоит забывать про более ранние исторические периоды или альтернативные временные ветки и миры. Правда, таковых, за исключением исекаев, я видел не то что бы очень много. И первая, кто приходит на ум, это «Легенда о Грнкресте». Правда, если массовки авторы нагнали прилично, то как-то адекватно ее организовать и показать что-то хоть немного напоминающее настоящее средневековое сражение уже не захотели.

Впрочем, весьма интересные картины битв могут продемонстрировать «Скитальцы» и «Заводной дух войны: Альдерамин в небе». В первом не обошлось без попаданцев, и перенесенный неизвестным мужчиной за конторским столом в альтернативный мир Ода Нобунага, вместе с еще несколькими соотечественниками и товарищами по несчастью, быстро в нем освоившись, поднял восстание. А что бы оно не захлебнулось на самом старте, начал активно продвигать идеи огнестрельного оружия и пороха вообще, нестандартно применять уже привычную для этого мира магию и в целом учить местных эльфов, дворфов и отборных боевых пидарасов, по иному не скажешь, извините, графа Сен-Жерми подчиненных новым тактическим приемам. Это, а так же многое другое, привело к тому, что несколько сотен лет доминировавшая в регионе империя Ортэ вскоре пала к ногам японских феодалов-попаданцев и их союзников. Впрочем, будущие противники скитальцев, еще одна группа попаданцев, называемая местными «изгоями», сильно ненавидящая род людской и возглавившая различные гуманоидные расы вроде орков и гоблинов, так же приятно радуют творческим подходом к применению имеющихся средств. Авиация на драконах, запрос авиационной поддержки, использование одетых в броню гигантов в качестве тяжелых БМП. Не будем так же забывать и про птиценосцы, созданные при активном участии адмирала Тамона Ямагути, и их применение на море.

«Скитальцы». Трио, изменившее этот мир.
«Скитальцы». Трио, изменившее этот мир.

В «Заводном духе войны» показали довольно интересный с точки зрения развития военного дела и вооружения мир, не знающий, что такое порох. Холодное оружие и кавалерия пока еще уверенно стоят на ногах, а в качестве оружия дальнего боя пехота использует арбалеты и пневматические ружья. Артиллерия так же работает на сжатом воздухе, только зарождается воздухоплавание и внедряются нарезные стволы. И вот в таком мире, где дистанция боя не превышает сотни метров, а обычно – меньше, и предстоит действовать талантливому, но не стремящемуся к славе и почестям Икте Солорку. В частности, он и его товарищи в финале сериала будут небольшими силами вести арьергардные бои против многократно превосходящих их сил противника на севере империи Катварна. Политические решения и союзы, предугадывание действий наступающих, необходимость реагировать на меняющуюся оперативную обстановку, психологические поединки с противником и в целом выжимание максимума из имеющегося минимума. Наблюдать за этим, приправленном хорошими живыми персонажами, было крайне интересно.

«Заводной дух войны: Альдерамин в небе». 13 серий, 2016 год.
«Заводной дух войны: Альдерамин в небе». 13 серий, 2016 год.

Остается только сожалеть, что ни «Скитальцы», ни «Альдерамин» пока так и не получили продолжения.

Работа над ошибками: артиллерия в аниме.

Совершенно случайно вспомнил, что еще одно хтоническое артиллерийское орудие продемонстрировали зрителям подпольные оружейники в «Ангельских ритмах». Правда, из-за правил мира и того, что это была самостоятельная разработка, а не копия известной артиллерийской системы, хотя откуда ноги растут определить несложно, ничего путного из этой затеи не вышло. Первый же выстрел уничтожил пушку. Впрочем, оценив толщину стенок ее ствола, я уже задавался вопросами о надежности данной системы. Как оказалось, не беспочвенно.

Заключение

На этом на сегодня все. Если честно, данная статья был готова еще во время проведения ивента #неделя милитари в аниме и даже отправлена на публикацию. Но, взглянув на нее критически и увидев скорее халтурный черновик, чем полноценную статью, решил все же повременить до того момента, пока не смогу рассказать о теме как следует. Надеюсь, не зря, и вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу. Если на канале вы впервые, то можете ознакомиться с имеющимися на нем материалами вот по этой статье-архиву. Приятного чтения и до скорой встречи.

Напомню, что данная статья вышла в рамках «Неделя милитари в аниме». Со статьями, выпущенными другими авторами в рамках этого ивента, вы можете ознакомиться по тегу #неделя милитари в аниме .

#аниме #аниме подборки #неделя милитари в аниме