Время первых

В 2021 году исполнилось тридцать лет со дня основания ювелирной отрасли России нового типа. Мы подготовили серию статей, посвященных основным этапам формирования отрасли. Журнальный формат не позволяет дать подробное описание процессов, поэтому мы отметили лишь основные вехи. Первая часть исследования посвящена ключевым моментам в истории становления и развития отрасли в 1991–2008 гг.

26 декабря 1991 года прекратил свое существование СССР, Российская Федерация в результате проведенных реформ перешла к рыночной экономике. Наряду с другими видами промышленности, глобальные изменения претерпел и рынок ювелирных изделий России: производства и предприятия торговли ювелирными изделиями перешли из государственной собственности в частную. Первыми активно двинулись в неизведанное производители ювелирных украшений. Если в СССР насчитывалось 25 государственных ювелирных заводов, то к 1998  г. было зарегистрировано 3,5 тыс. В традиционных ювелирных центрах России: Москве, Петербурге, Костроме, Екатеринбурге, а также в Якутске действующие заводы акционировались, новые ювелирные предприятия открывались специалистами, покинувшими государственные ювелирные заводы.

1996 Компания «Максим», Санкт-Петербург; колье с сапфирами и бриллиантами, победитель конкурса выставки JUNWEX–96. Обложка журнала "Русский ювелир" 1996
1996 Компания «Максим», Санкт-Петербург; колье с сапфирами и бриллиантами, победитель конкурса выставки JUNWEX–96. Обложка журнала "Русский ювелир" 1996

Возьмем в качестве примера Санкт-Петербург. Строго говоря, первым ювелирным предприятием стал кооператив «Аншлаг», созданный А. Г. Анановым в 1988 году, но это не типичная история, скорее — исключение из правил. Первым в новых экономических реалиях в 1991 году в городе зарегистрировано совместное предприятие «Эст Инд», позже переименованное в «Россильвер», выпускавшее украшения из серебра методом гальванопластики.

В 1992 году начался процесс становления новых производственных предприятий, создаваемых топ-менеджерами завода «Русские самоцветы», который длился до начала XXI века. Именно они и создали основу современной ювелирной промышленности Петербурга. Это такие предприятия, как «Кахолонг» (учредители: А. Ф. Николаев, В. А. Эсин, М. Г. Ицелев); «Альфа» (соучредитель Н. З. Шайдулин); «ЖЕНАВИ» (создан В. И Е. Протопоповыми на базе специалистов цеха №31), специализировавшийся на выпуске бижутерийных изделий; «Садко» (соучредитель А. М. Кац); «Каст» (учредитель Е. Г. Ахмедов).

В это же время начинала складываться специализация предприятий по выпускаемому ассортименту. Так, например, до 1991 года в России существовало три предприятия, изготавливающие изделия с бриллиантами: «Московский экспериментальный ювелирный завод», «Русские самоцветы» (Санкт-Петербург) и «Свердловский ювелирный завод» (с 1993 года — АООТ «Ювелиры Урала»). На эти производства приходилось 35% украшений с бриллиантами, оставшиеся 65% поставляли республиканские заводы. Образовавшаяся ниша начала заполняться новыми предприятиями, количество которых в 1995 году выросло до сорока.

Новые предприятия нуждались в оборудовании, поэтому наряду с промышленными предприятиями в стране стали создаваться частные компании — дистрибуторы оборудования и расходных материалов для ювелирной отрасли. В Петербурге работали 3 предприятия: фирма «Клад», дистрибутор оборудования из Германии и Италии, вставок (ювелирных камней) из Франции; компания «Юмо», в организации которой приняли участие выходцы из НИИ Ювелирпром, выпускающая оборудование и инструмент собственного производства; компания «Парадокс», специализирующаяся на поставках инструмента и упаковки для ювелирных изделий.

Следует отметить, что к рассматриваемому периоду рынок ювелирных изделий развивался бурно. По данным Госкомстата СССР, темпы роста розничного товарооборота ювелирных изделий в 1988 г. составил 123,7% по сравнению с 1987 г.[1] После распада Советского Союза происходила реорганизация министерств, банковской системы, что вносило трудности в работу ювелирных предприятий. Но к 1995 году ситуация стабилизировалась и на 1995–1997 гг. приходится бурное развитие ювелирной промышленности России. Рынок еще не был насыщен, конкуренции как таковой не было. Поэтому рост числа ювелирных заводов не привел к разнообразию ассортимента выпускаемой продукции — в этом не было необходимости.

В 1994  г. производство ювелирных украшений составляло 25,7 тонны, а потребление — 39 тонн, что говорит о неудовлетворенности спроса. В это же время происходит дифференциация доходов населения, появляется новый класс предпринимателей, так называемых «новых русских», которые формируют спрос на дорогие украшения из высокопробного золота с бриллиантами. Покупатели, совершающие теперь в туристические поездки за границу, высказывали претензии по поводу российского ассортимента, упрекая ювелиров в том, что создают изделия несовременного дизайна. Ювелирные магазины начинают эксперименты с ассортиментом, разбавляя традиционные изделия отечественных фабрик импортной ювелирной продукцией, поступающей в основном, из Турции. В 1995 году объем ввозимых изделий из-за рубежа составил 16% от общего ассортимента. Борьба с импортом дешевых золотых изделий, пожалуй, основная проблема рынка того времени.

Итак, с 1992 по 1994 годы основную роль играют бывшие государственные заводы, перешедшие в частные руки. Обладая серьезными производственными мощностями, большим ассортиментом моделей и профессиональными кадрами, они занимают лидирующие позиции в отрасли, выпуская в больших количествах тиражную продукцию массового спроса, удовлетворяя потребности рынка. Крупнейшие игроки — ОАО «Русские самоцветы», ООО «Алмаз-Холдинг» (холдинг, в который входят ОАО «Красносельский Ювелирпром» и ОАО «Костромской ювелирный завод»), ООО «Столичный ювелирный завод», ОАО «Ювелиры Урала» — контролируют около 45% российского производства.

В это же время образуются новые ювелирные предприятия, большинство из которых пока идет по пути копирования дизайна и ассортимента ведущих предприятий, готовясь вытеснить с рынка вчерашних лидеров. Они образованы вчерашними сотрудниками госпредприятий, обладают опытом, знанием производства, имели доступ к технологиям, которые перенесли в свои новые компании. Казалось бы, сэкономив таким образом время и деньги на разработке нового ассортимента, «новички» должны были заняться активным внедрением новых разработок, созданием собственного дизайна. Большинство в этот период продолжали тиражировать проверенные образцы, уповая на неизменный классический вкус покупателя. Но появились компании, которые не только развивают производство изделий, которые ранее традиционно выпускались крупными изготовителями, но и создают «товары рыночной новизны».

Большинство предприятий выпускает ювелирные изделия массового производства из красного золота 585 пробы, небольшую часть в ассортименте занимают эксклюзивные украшения, выпускаемые малыми сериями, представляющие собой классические многодельные украшения с бриллиантами или крупными драгоценными камнями первой категории (рубины, сапфиры, изумруды). Начиная 1996 года к руководителям предприятий и собственникам приходит понимание, что настало время уделять большее внимание дизайну. Если в начале становления отрасли компании активно искали высококлассных технических специалистов — огранщиков, закрепщиков, литейщиков, браслетчиков, то к 1998 году востребованы художники-модельеры, способные разработать новые художественные идеи, и владеющие тонкостями современных технологий. Представители компаний начинают активно посещать мировые ювелирные выставки в Италии, Швейцарии, Германии. Направляют на обучение в европейские страны своих художников.

1998 Брошь в технике римской мозаики, фирма «Теффи», Санкт-Петербург, первая премия в номинации «За сохранение традиций ювелирного искусства» выставки «Ювелир–98»
1998 Брошь в технике римской мозаики, фирма «Теффи», Санкт-Петербург, первая премия в номинации «За сохранение традиций ювелирного искусства» выставки «Ювелир–98»

Стратегические задачи отрасли в период расцвета. 1999–2008 гг.

Структуризация отрасли

Несмотря на то, что в 1998 году в стране случился экономический кризис и правительство объявило дефолт по внутреннему долгу, вызвавший затяжную девальвацию рубля, обрушивший покупательную способность населения, ювелирная отрасль продолжала развиваться. Причем за счет небольших фирм, представивших расширенный ассортимент изделий, показавших, что они не боятся идти на эксперименты и с успехом осваивают новые дизайнерские приемы. Так начался отход с проторенной колеи традиционного советского дизайна, поиск новых форм, смелых экспериментов.

«Россильвер» стало одним из первых предприятий, начавших работать с новыми технологиями. Благодаря этой компании в России появился новый вид продукции — гальванопластика. Одновременно компании начинают осваивать работу с такими металлами, как платина и палладий. В 1997 году «Русские самоцветы» на выставке «Ювелир–97» представили первую отечественную коллекцию из платины с невидимой закрепкой бриллиантов. Как известно, впервые этот метод был применен ювелирами Van Clreef & Arpels в 1930-е годы, и закреплялись тогда камни вручную. Российские ювелиры, используя новые, лазерные технологии, добились автоматизации процесса.

Ювелирное предприятие из Петербурга «Грингор» впервые в мире представила публике ювелирную коллекцию с культивированными (искусственно выращенными) бриллиантами. То, что представлено как «ноу-хау» XXI века (о коллекциях с искусственными бриллиантами заговорили в 2017–2018 годах), уже было внедрено в отечественной промышленности в конце XX столетия. Эта же компания стала первой в стране выпускать продукцию из «экологически чистого» золота, используя безкадмиевые припои. Как известно, проблема «экологически чистого» ювелирного производства стала обсуждаться в мире гораздо позже. Ну и еще одно революционное изменение того времени — привычное сегодня для всех сочетание серебра с бриллиантами, тоже является заслугой петербургской компании. Вывел на рынок новый вид продукции А. С. Горыня — основатель петербургской компании «Грингор».

После небольшого спада 1999 года, вызванного последствиями кризиса, в ювелирной отрасли наступил «золотой век», время бурного роста. По данным Пробирной палаты, в 1999 году было опробовано и заклеймено 6,79 млн. шт. изделий из золота массой 25,01 т, а в 2008 уже 46,67 млн. шт. массой 127, 49 тонн. То есть, количество изделий из золота выросло на 100 тонн. Для авторского ювелирного искусства этот период невозможно однозначно определить, как успешный. Это, скорее, время, когда каждый должен был определиться: творчество или бизнес? Мало кому удалось успешно сочетать эти зачастую взаимоисключающие роли.

В начале XXI века ювелирный рынок активно развивается, его прирост составляет 30% в год. Такой динамичный рост объясняется во многом ростом благосостояния населения, что позволяет тратить деньги на предметы роскоши, а так же сохранившейся у многих привычкой вкладывать сбережения в ювелирные украшения. Большая часть предприятий занимается выпуском изделий из золота, с серебром работает небольшая часть российских компаний. Вместе с тем набирает обороты импорт украшений из серебра из стран Юго-Восточной Азии. Если в предыдущий период ювелирная отрасль расширялась за счет отраслевых специалистов и небольшой части «романтиков» — людей, по тем или иным причинам решившим открыть ювелирное производство, как семейную фирму, то в начале века в отрасль пришли сторонние бизнесмены, для которых ключевой моделью стало предприятие, приносящее быстрый доход. Открыв небольшое производство, многие занялись перепродажей импортной продукции под собственной маркой. Широко распространена в этот период и толлинговая схема, позволяющая значительно сократить производственные издержки, уменьшая тем самым цену готового изделия. Так или иначе, в России наступили годы интенсивного инвестирования в ювелирное производство частного капитала, в том числе и зарубежного.

2002 г. Сергей Чирьев, Центр «Русские Ремесла», Ярославль. Колье «Путь на Восток», победитель конкурса столицы «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА» в номинации «Ювелирная классика»
2002 г. Сергей Чирьев, Центр «Русские Ремесла», Ярославль. Колье «Путь на Восток», победитель конкурса столицы «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА» в номинации «Ювелирная классика»

2002 г. Денис Гончаров, Дизайн-Центр «Форма», Санкт-Петербург Победитель VII Всероссийского конкурса ювелиров на приз культурной столицы «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА» в номинации «Ювелирный авангард»
2002 г. Денис Гончаров, Дизайн-Центр «Форма», Санкт-Петербург Победитель VII Всероссийского конкурса ювелиров на приз культурной столицы «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА» в номинации «Ювелирный авангард»
2022 г. Гарнитур «TERRA INCOGNITА», Автор Владимир Пурыгин, ООО «Джунаид» Золото, жемчуг. 3 место в конкурсе «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА» в номинации «Ювелирный авангард»
2022 г. Гарнитур «TERRA INCOGNITА», Автор Владимир Пурыгин, ООО «Джунаид» Золото, жемчуг. 3 место в конкурсе «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА» в номинации «Ювелирный авангард»
2002 г. Вера Поволоцкая, ЗАО «Россильвер», Санкт-Петербург. Кольцо «Виктория», 2 место в конкурсе «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА» в номинации «Ювелирный авангард»
2002 г. Вера Поволоцкая, ЗАО «Россильвер», Санкт-Петербург. Кольцо «Виктория», 2 место в конкурсе «ПРИЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГА» в номинации «Ювелирный авангард»

В 2008 году десятка крупнейших производителей ювелирных изделий из золота, на долю которых по данным Пробирной палаты, приходится 42% рынка, выглядит так: «Адамас» (14%), «КРАСЦВЕТМЕТ» (5%), «ЭСТЕТ» (4%), «Бронницкий ювелир» (4%), «Красносельский ювелирпром» (3%), «Эдем» (3%), «Яшма» (3%), «Элит» (2%), «Русские самоцветы» (2%), Костромской ювелирный завод» (2%). 42% доли рынка, это впечатляющая цифра, но в дальнейшем она будет падать. Дело в том, что в это время растет конкуренция со стороны малых и средних производств, которые действуют достаточно активно, поскольку стремятся найти свою «рыночную нишу» на ювелирном рынке России. Для достижения этой цели они занимаются серьезными маркетинговыми исследованиями рыночного спроса и предложения, выбором целевых сегментов рынка, разработкой новых, современных дизайнов, стремясь создать работы–маркеры, по которым покупатель точно определит авторство. Это первые шаги к построению брендов, что не случится из-за кризиса 2008 года, обрушившегося на мир.

Усиление внутренней конкуренции в 2001–2008 годах привело к структуризации отрасли. Ювелирные предприятия в целом завершили разделение областей влияния на рынке. Бурное развитие российского рынка привело к проявлению широкого интереса со стороны иностранных компаний. Выросла с 25% до 35% на рынке РФ доля иностранных изделий, а импорт серебра и вовсе превысил его внутреннее производство. Следует отметить, что серебряные изделия, ввезенные легально из стран ЮВА, даже после уплаты таможенных пошлин, оставались в ценовой категории более конкурентоспособными по отношению к отечественным. Но российские компании, специализирующиеся на выпуске серебряных украшений, не готовы были отдавать этот сегмент рынка. Так, например, петербургские компании «Циркон-С», «Вега», «Невский-Т» сделали ставку на оригинальный дизайн, применение вставок из натуральных полудрагоценных и поделочных камней, и не прогадали. Сегодня они входят в число ведущих предприятий, их продукцию ценят за уникальность работы и отличительную эстетику.

Экономический кризис, обрушившийся на мир в 2008 году, в ювелирной отрасли России совпал с возрастным: поколение ювелиров, стоявших у истоков рождения отрасли, формировавших ее лицо, вступило в пенсионный возраст, передавало бразды правления молодым. Руководители предприятий новой формации, владели, как правило, не только навыками ювелирных профессий: от литейного дела до геммологии, но и обладали дополнительными знаниями в области управления, финансов, маркетинга. И к развитию бизнеса, методов управления подошли с новых позиций. Именно им пришлось форматировать ювелирную отрасль в новый, кризисный период.

Продолжение следует

В 2021 году исполнилось тридцать лет со дня основания ювелирной отрасли России нового типа. Мы подготовили серию статей, посвященных основным этапам формирования отрасли.-7

2005  Коллекция «Моди», автор Сергей Королев, ЗАО «ПКФ «ЭРМИ», ТМ «Ринго», Екатеринбург, 1 место конкурса «Золотой Меркурий‒2005 (2 фото)
2005 Коллекция «Моди», автор Сергей Королев, ЗАО «ПКФ «ЭРМИ», ТМ «Ринго», Екатеринбург, 1 место конкурса «Золотой Меркурий‒2005 (2 фото)
2005 г. Николай Балабин, Финляндия. Брошь из серии «Новелла». Приз имени Николая Нужина конкурса «Петербургский ювелир-2005»
2005 г. Николай Балабин, Финляндия. Брошь из серии «Новелла». Приз имени Николая Нужина конкурса «Петербургский ювелир-2005»
2005. Борис Колесников Ярославль. Серьга «Электра»
2005. Борис Колесников Ярославль. Серьга «Электра»
2005 Кольцо из коллекции «Спутники любви», победитель конкурса выставки «Гильдия ювелиров–2005». Автор Наталия Пономарева, холдинг «Рифеста», Екатеринбург
2005 Кольцо из коллекции «Спутники любви», победитель конкурса выставки «Гильдия ювелиров–2005». Автор Наталия Пономарева, холдинг «Рифеста», Екатеринбург
2006 Гран-при конкурса выставки «JUNWEX 2006», кольцо «Богиня», автор Т. Е. Якунина, ЗАО ТПК «Алмаз-Холдинг», Москва
2006 Гран-при конкурса выставки «JUNWEX 2006», кольцо «Богиня», автор Т. Е. Якунина, ЗАО ТПК «Алмаз-Холдинг», Москва
2006  Кольцо «Восторг», автор Константинов, «Золото Якутии» (Якутск), 1 место конкурса выставки «Северное Сияние — 2006»
2006 Кольцо «Восторг», автор Константинов, «Золото Якутии» (Якутск), 1 место конкурса выставки «Северное Сияние — 2006»
2006 г. Екатерина Мельникова, брошь «Рождество», победитель конкурса Блестящее будущее» в номинации «Культовые ювелирные украшения»
2006 г. Екатерина Мельникова, брошь «Рождество», победитель конкурса Блестящее будущее» в номинации «Культовые ювелирные украшения»
2006г. Артемий Чепиков, кольцо «Индустрия»,  победитель конкурса Блестящее будущее» в  номинациях «Ювелирные украшения для мужчин», «Дыхание моды»
2006г. Артемий Чепиков, кольцо «Индустрия», победитель конкурса Блестящее будущее» в номинациях «Ювелирные украшения для мужчин», «Дыхание моды»

[1] Рецептер И.В., Ходорковская И. С. Конъюнктура рынка ювелирных изделий в СССР // Труды ВНИИювелирнрома.-1988.- 20-21.