Найти тему
ПКБ №13

КАК ТОЛПА ДЕЙСТВУЕТ НА НАС

Оглавление
эффект толпы
эффект толпы

При массовом скоплении людей мы можем заражаться энергией толпы, например: агрессией, энергичность, радостью и тд. Это происходит из-за феномена так называемого массового общения. Часто такое свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия, что может быть очень опасно как для участников толпы, так и для всех остальных.

Эффект заражения проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты и т. д. Оно происходит незаметно для лица, на которое оно действует, а потому обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Психическое заражение может порождать чувства по все длине эмоциональной шкалы — как положительные, так и негативные (например, чувство уныния и депрессию).

Степень заражения от толпы зависит от:

• Силы эмоционального заряда — это выражение глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от источника и воспринимаемых участниками толпы. Таким источником может быть лидер толпы или её рядовые участники, отличающиеся, например, демонстративностью, неуравновешенностью и другими характеристиками.

• Количества присутствующих людей и их психологической готовности к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Присутствие других людей оказывает на участников толпы тонизирующее воздействие, ощущение близкой возможности разделить переживания.

• Использования специальных средств управления эмоциональным заражением (пламенные речи ораторов, музыка, хоровое пение, ритуальные танцы, ритмы, световые эффекты, различные зрительные стимулы). В условиях наличия большой группы людей возрастает внушаемость отдельных участников толпы.

То, что происходит с людьми в толпе, называется «деиндивидуализация»

При изучении этого феномена психолог Соломон Эш из Питтсбургского университета поставил эксперимент: он просил студентов сравнить длину нескольких линий, начерченных на бумаге, при этом каждому из студентов предварительно показывали ответы его товарищей. В результате эксперимента 75% участников давали заведомо неправильный ответ, если его выбирала вся группа (часть участников были подсадными).

Чем больше участник толпы отождествляет себя с толпой, тем более полным и безоговорочным является его доверие к словам лидера толпы, к тому, что толпа считает истинным. У него происходит снижение критичности к информации, которая поступает к нему от окружающих, отсутствует стремление проверять достоверность, анализировать её. Он некритично усваивает взгляды, мнения, оценки нашей толпы и воспринимает как ложь и заблуждение позицию врага — «чужой» толпы.