Как зародился, проходил и повлиял на всю мировую литературу один из самых плодотворных периодов немецкой словесности.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня делюсь с вами темой, которую сам изучаю последний год, активно читая источники, исходные тексты и размышляя на досуге. Эта тема — классический немецкий романтизм. Я всегда любил немецкую литературу и даже испытывал некоторую обиду насчёт того, что она несправедливо была забыта, а её выдающиеся тексты ставят по значимости за французскую, английскую, а иногда даже и американскую словесность. При этом забывают, что литература XIX и XX веков в первую очередь обязана именно немецкому романтизму. Но обо всём по порядку. Кстати, на канале есть два материала посвящённые немецкой литературе. Милости просим.
Вопрос о немецком романтизме, на самом деле, очень объёмный и его с трудом можно уложить в формат небольшой статьи на Дзене, но какие-то общие культурологические наставления и характеристики дать можно. Поэтому активно призываю — если тема придётся по душе, обязательно почитайте как самих романтиков, так и исследователей немецкого романтизма. Последних я укажу в конце статьи.
Ещё одна оговорка будет касаться того, что сегодня мы будем говорить только о литературе, хотя в понятие немецкого романтизма входит и изобразительное искусство в первую очередь живопись.
Общая характеристика
Как и многие литературные явления, немецкий романтизм (период с конца XVIII до середины XIX века) появился как оппозиция существующей и господствующей культурной парадигме. К моменту зарождения романтизма господствующим стилем (не только в литературе) оставался классицизм. Это было довольно консервативное отношение к искусству, которое заставляло творцов следовать жёстким правилам и как любая культурная парадигма отражала внутренние общественные отношения в европейских странах. Классицизм под воздействием эпохи Просвещения воспевал понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств – разум и долг. В этой парадигме работали: Руссо, Вольтер, Мольер, Корнель, Лафонтен и многие другие.
Однако на рубежах XVIII и XIX веков произошла Великая французская революция, которая оказала влияние не только на политическую жизнь Европы, но и на её искусство. Зарождение класса буржуазии, большая свобода в нравах, религиозная секуляризация, общий революционный и свободный нарратив дали толчок на появление новых течений в искусстве. Как это ни странно, но французская революция в литературе в большей степени повлияла не на Францию, а отголоском дошла до Германии и Англии.
Основные характеристики романтизма:
- Чувственное стоит над рациональным (в классицизме наоборот);
- Смешение низких и высоких жанров, отсутствие единства времени и места действия (в отличие от классицизма);
- Неоднозначные герои и первые попытки создания "антигероев";
- Использование фольклорных и мистических сюжетов (в классицизме предпочтение отдавалось античной мифологии, однако романтизм ими тоже не брезговал);
- Большой фокус на внутреннее переживание героя. Отличный пример: "Страдание юного Вертера" И. Гёте (хоть Гёте не романтик, а предромантик);
- Противопоставление двух миров: плохого настоящего и хорошего мистического\мечтательного\будущего\прошлого.
Истоки: Sturm und Drang ("Буря и Натиск")
Ещё до Французской революции в Германии появилось направление в литературе, которое активно выступало против рационализма классицизма. Ещё иногда этот период в немецкой литературе (вторая половина XVIII века) называют предромантизмом. Своё название эпоха получила благодаря драме поэта фон Клингер. Это был настоящий молодёжный бунт против застоявшегося классицизма. Многие поэты, входящие в движение "Буря и Натиск", были моложе тридцати лет. "Буря и Натиск" связана с такими выдающимися персонами, как великие поэты И. Гёте и Ф. Шиллер, философом И. Гердером и писателем-переводчиком Г. Герстенбергом.
В основе творчества штюрмеров (так назывались представители группы "Буря и Натиск") лежало творчество Жан-Жака Руссо, антитиранический пафос, памфлеты, посвящённые свободе и интерес к конкретной личности и её чувствам. Именно эти деятели заложили основу для немецкого романтизма. Но что интересно, когда романтизм вошёл в свою силу, ни Гёте, ни Шиллер не признавали в деятелях этого направления своих наследников, хоть и между ними было много общего.
Йенская школа
Йенская школа, окончательно сформировавшаяся к 1796 году, по праву считается главным направлением внутри немецкого романтизма и самым талантливым и плодовитым. Действительно, сюда входили такие персоны, как братья Шлегели, великолепный прозаик Новали, поэт Людвиг Тик и в разное время философы: Фихте и Гегель. Йенская школа опиралась, в первую очередь, не на французскую философию, как их предшественники, а на философию Канта. Вообще, для немецкой литературы и её направлений очень характерной чертой является факт того, что любое крупное течение или направление в словесности всегда сопровождается философским учением. Взяв за основу постулат Канта о личности, Йенская школа пришла к выводу, что познание — есть самопознание и именно творческая личность создаёт окружающий мир. Братья Шлегели настаивали на том, что романтическое искусство имеет преобразовывающее свойство, а на такое способно было лишь абсолютно свободное "я". Отсюда и значение художника в мироздании — его эго в центре мира.
Помимо этого, Йенская школа оказалась новатором в разделе эстетики и этики. Романтики сформировали особое отношение к этому миру (опять-таки в противовес серьёзности классицизма): "всё должно быть шуткой и всё должно быть всерьёз".
Гейдельбергский романтизм (Heidelberger Romantik)
Второе поколение романтиков (с 1803 года), во главе которого встали фон Арним и Брентано, пошли по другому пути в достижении свободы и побега от реального мира. Если Йенская школа в большей степени обращалась к сюжетам общекультурным средневековым и античного времени, то Гейдельбергская школа, пропитанная идеями "национального духа" Гердера, взялась за немецкую мифологию и фольклор. Поэтому данная школа в меньшей степени породила великих поэтов, но дала миру собирателей народных легенд и их интерпретаторов. Творчество фон Анрнима и Брентано неразрывно связано с ростом национального самосознания и становлением вообще национальных государств, где в основе встаёт неразрывное понятие нации, языка и общей истории.
Национальный характер творчества гейдельбергского романтизма был связан в первую очередь с захватом Наполеоном немецких территорий и попытками насадить свои правила в том числе знаменитый "Кодекс Наполеона". Зарождается идея национального единения и растворения индивидуальности в «народном теле» и именно с гейдельбергской школы начинается понимание исторического наследия не только территориального, но и духовного. Эти аспекты впоследствии будет развивать Гегель в своих работах по философии истории. Представители школы обращались к фольклору как к «подлинному языку» народа, способствующему его, народа, объединению. Гейдельбергский романтизм открывает первую научную школу изучения фольклора — мифологическую школу, побуждая многих мыслителей увлекаться родными легендами и сказаниями. Так, главными последователями фон Арнима и Брентано стали братья Гримм, а наше солнце поэзии А. С. Пушкин с интересом читал работы гейдельбергской школы, что отчасти и обуславливал его увлечение русскими сказками и былинами.
Гёльдерлин и Гофман
Помимо, романтических школ существовало ещё несколько ярких явлений, которые ни к кому не примыкали, но имели общее с романтизмом и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие литературы не только немецкой, но и мировой.
Начнём с Гёльдерлина. У этого писателя удивительная судьба. Свою истинную славу он получил только в XX веке, когда в его произведениях стали находить предтечи становившегося модернизма и даже постмодернизма. Поэзию Гёльдерлина очень ценил Шопенгауэр, Гегель, Маркс, а Ницше вообще считал его главным немецким поэтом. Идеи поэта оказали огромное влияние на великого немецкого философа XX века Мартина Хайдеггера. Гений Гёльдерлина заключался в том, что он пытался максимально примерить все существующие школы и течения, провозглашая главной истиной — красоту. В лучших традициях неоплатонизма в своём творчестве соединял в одно: античное язычество и христианство, классицизм и романтизм, видя не их различие, а их одинаковость. На фоне своих бунтующих сверстников, Гёльдерлин выглядел вдумчивым старцем, ничего не отвергающий и всё принимающий близко к сердцу. Всё значение этого поэта для культуры и литературы сложно оценить. Главным доказательством является огромное количество работ, которые выходят в последнее время. При этом работы совершенно в разных сферах гуманитарного знания: культурология, антропология, лингвистика, филология и философия. На самом деле, я уже сейчас чувствую небольшую ошибку, что включил Гёльдерлина в состав романтиков. Он, конечно, выше и фигура совсем другого полёта.
Вторым "непримыкающим" к школам романтизма был Гофман. Одна из ярчайших фигур немецкого романтизма, подарившего нам готический роман и вдохновлявший своим творчеством сотни писателей, начиная от Н. В. Гоголя и заканчивая С. Кингом. По большей части, Гофман нам известен как автор сказок о Щелкунчике, Крошка Цахес и другие. Но Гофман был ещё и отличным сатириком и автором почти страшных романов про неведомую силу. В этой разноплановости он очень похож на Гоголя. Так, например, роман Гофмана "Эликсир сатаны" — является одним из первых европейских романов про душевное противоборство с нечистой силой с элементами ужасов. А его сатирические сказки вроде "Повелителя блох" очень часто не пропускала прусская цензура. Кстати, большим фанатом Гофмана был наш Ф. М. Достоевский, который перечитал вообще всё, что написано Гофманом: и на русском, и на немецком языке. Именно с Гофмана начинается переход романтики из поэзии в прозу, а между тем и перелом в самой литературе: когда прозаические произведения становятся главнее и важнее поэтических. Первая половина XIX века — последнее время доминирование стихов. Потом периодами они будут возвращаться на Олимп, но именно с романтизма начинается эра прозы.
Влияние романтизма на литературу
На самом деле этот пункт стоило бы озаглавить как "влияние романтизма на культуру и мысль", но я останавлюсь только на литературе. А к романтизму мы ещё вернёмся, ибо я планирую написать статейку о культурологических основаниях и источниках нацизма и фашизма. Тут-то мы и возвратимся к немецкому романтизму. А пока о литературе и влиянии.
- Проза становится доминирующей в литературе;
- Появление серой морали и начало настоящей психологии персонажей (без романтизма не было бы ни Достоевского, ни Пруста, ни Камю);
- Национальная идея и поиск литературного материала в собственном фольклоре;
- Появление "бунтующих" тематик, направленных на противодействие былых порядков, устоев, против обществ и даже государства;
- Глубокое познание авторского "Я" и "Я" героя;
- Истоки жанра ужасов, мистики, фентази и фантастики.
Что почитать на эту тему?
- Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – СПб: Азбука-классика, 2001.;
- Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: Диалог художественных форм. – М.: Аспект Пресс, 2005.;
- Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М.: Наука, 1978.;
- Сапрыкина Г.В. История немецкой литературы (романтизм);
- Вольский А. Л. Фридрих Гёльдерлин: поэзия как герменевтика;
- Лукьянов А. В. Философские идеи Гёльдерлина и метафора пустоты;
- Bowie, Andrew. From romanticism to critical theory: The philosophy of German literary theory (английский)
- Benz, Ernst. The Mystical Sources of German Romantic Philosophy (английский)
- Safrankski, Rüdiger. Romantik. Eine deutsche Affäre. Munich: Carl Hanser Verlag, 2007 (немецкий)
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.
#романтика #романтизм #немецкий язык #германия #философия #литература #ликбез #образование #книги #культура