Ликбез: немецкий романтизм в литературе

586 прочитали

Как зародился, проходил и повлиял на всю мировую литературу один из самых плодотворных периодов немецкой словесности.

Как зародился, проходил и повлиял на всю мировую литературу один из самых плодотворных периодов немецкой словесности.  Всем привет! На связи Культурологический Ликбез.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня делюсь с вами темой, которую сам изучаю последний год, активно читая источники, исходные тексты и размышляя на досуге. Эта тема — классический немецкий романтизм. Я всегда любил немецкую литературу и даже испытывал некоторую обиду насчёт того, что она несправедливо была забыта, а её выдающиеся тексты ставят по значимости за французскую, английскую, а иногда даже и американскую словесность. При этом забывают, что литература XIX и XX веков в первую очередь обязана именно немецкому романтизму. Но обо всём по порядку. Кстати, на канале есть два материала посвящённые немецкой литературе. Милости просим.

Вопрос о немецком романтизме, на самом деле, очень объёмный и его с трудом можно уложить в формат небольшой статьи на Дзене, но какие-то общие культурологические наставления и характеристики дать можно. Поэтому активно призываю — если тема придётся по душе, обязательно почитайте как самих романтиков, так и исследователей немецкого романтизма. Последних я укажу в конце статьи.

Ещё одна оговорка будет касаться того, что сегодня мы будем говорить только о литературе, хотя в понятие немецкого романтизма входит и изобразительное искусство в первую очередь живопись.

Как зародился, проходил и повлиял на всю мировую литературу один из самых плодотворных периодов немецкой словесности.  Всем привет! На связи Культурологический Ликбез.-2

Общая характеристика

Как и многие литературные явления, немецкий романтизм (период с конца XVIII до середины XIX века) появился как оппозиция существующей и господствующей культурной парадигме. К моменту зарождения романтизма господствующим стилем (не только в литературе) оставался классицизм. Это было довольно консервативное отношение к искусству, которое заставляло творцов следовать жёстким правилам и как любая культурная парадигма отражала внутренние общественные отношения в европейских странах. Классицизм под воздействием эпохи Просвещения воспевал понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств – разум и долг. В этой парадигме работали: Руссо, Вольтер, Мольер, Корнель, Лафонтен и многие другие.

Однако на рубежах XVIII и XIX веков произошла Великая французская революция, которая оказала влияние не только на политическую жизнь Европы, но и на её искусство. Зарождение класса буржуазии, большая свобода в нравах, религиозная секуляризация, общий революционный и свободный нарратив дали толчок на появление новых течений в искусстве. Как это ни странно, но французская революция в литературе в большей степени повлияла не на Францию, а отголоском дошла до Германии и Англии.

Основные характеристики романтизма:

  • Чувственное стоит над рациональным (в классицизме наоборот);
  • Смешение низких и высоких жанров, отсутствие единства времени и места действия (в отличие от классицизма);
  • Неоднозначные герои и первые попытки создания "антигероев";
  • Использование фольклорных и мистических сюжетов (в классицизме предпочтение отдавалось античной мифологии, однако романтизм ими тоже не брезговал);
  • Большой фокус на внутреннее переживание героя. Отличный пример: "Страдание юного Вертера" И. Гёте (хоть Гёте не романтик, а предромантик);
  • Противопоставление двух миров: плохого настоящего и хорошего мистического\мечтательного\будущего\прошлого.
Одно из первых изданий "Страдание юного Вертера" Гёте
Одно из первых изданий "Страдание юного Вертера" Гёте

Истоки: Sturm und Drang ("Буря и Натиск")

Ещё до Французской революции в Германии появилось направление в литературе, которое активно выступало против рационализма классицизма. Ещё иногда этот период в немецкой литературе (вторая половина XVIII века) называют предромантизмом. Своё название эпоха получила благодаря драме поэта фон Клингер. Это был настоящий молодёжный бунт против застоявшегося классицизма. Многие поэты, входящие в движение "Буря и Натиск", были моложе тридцати лет. "Буря и Натиск" связана с такими выдающимися персонами, как великие поэты И. Гёте и Ф. Шиллер, философом И. Гердером и писателем-переводчиком Г. Герстенбергом.

В основе творчества штюрмеров (так назывались представители группы "Буря и Натиск") лежало творчество Жан-Жака Руссо, антитиранический пафос, памфлеты, посвящённые свободе и интерес к конкретной личности и её чувствам. Именно эти деятели заложили основу для немецкого романтизма. Но что интересно, когда романтизм вошёл в свою силу, ни Гёте, ни Шиллер не признавали в деятелях этого направления своих наследников, хоть и между ними было много общего.

Йенский университет им. Шиллера был местом знакомства многих представителей школы романтиков
Йенский университет им. Шиллера был местом знакомства многих представителей школы романтиков

Йенская школа

Йенская школа, окончательно сформировавшаяся к 1796 году, по праву считается главным направлением внутри немецкого романтизма и самым талантливым и плодовитым. Действительно, сюда входили такие персоны, как братья Шлегели, великолепный прозаик Новали, поэт Людвиг Тик и в разное время философы: Фихте и Гегель. Йенская школа опиралась, в первую очередь, не на французскую философию, как их предшественники, а на философию Канта. Вообще, для немецкой литературы и её направлений очень характерной чертой является факт того, что любое крупное течение или направление в словесности всегда сопровождается философским учением. Взяв за основу постулат Канта о личности, Йенская школа пришла к выводу, что познание — есть самопознание и именно творческая личность создаёт окружающий мир. Братья Шлегели настаивали на том, что романтическое искусство имеет преобразовывающее свойство, а на такое способно было лишь абсолютно свободное "я". Отсюда и значение художника в мироздании — его эго в центре мира.

Помимо этого, Йенская школа оказалась новатором в разделе эстетики и этики. Романтики сформировали особое отношение к этому миру (опять-таки в противовес серьёзности классицизма): "всё должно быть шуткой и всё должно быть всерьёз".

Людвиг фон Арним
Людвиг фон Арним

Гейдельбергский романтизм (Heidelberger Romantik)

Второе поколение романтиков (с 1803 года), во главе которого встали фон Арним и Брентано, пошли по другому пути в достижении свободы и побега от реального мира. Если Йенская школа в большей степени обращалась к сюжетам общекультурным средневековым и античного времени, то Гейдельбергская школа, пропитанная идеями "национального духа" Гердера, взялась за немецкую мифологию и фольклор. Поэтому данная школа в меньшей степени породила великих поэтов, но дала миру собирателей народных легенд и их интерпретаторов. Творчество фон Анрнима и Брентано неразрывно связано с ростом национального самосознания и становлением вообще национальных государств, где в основе встаёт неразрывное понятие нации, языка и общей истории.

Национальный характер творчества гейдельбергского романтизма был связан в первую очередь с захватом Наполеоном немецких территорий и попытками насадить свои правила в том числе знаменитый "Кодекс Наполеона". Зарождается идея национального единения и растворения индивидуальности в «народном теле» и именно с гейдельбергской школы начинается понимание исторического наследия не только территориального, но и духовного. Эти аспекты впоследствии будет развивать Гегель в своих работах по философии истории. Представители школы обращались к фольклору как к «подлинному языку» народа, способствующему его, народа, объединению. Гейдельбергский романтизм открывает первую научную школу изучения фольклора — мифологическую школу, побуждая многих мыслителей увлекаться родными легендами и сказаниями. Так, главными последователями фон Арнима и Брентано стали братья Гримм, а наше солнце поэзии А. С. Пушкин с интересом читал работы гейдельбергской школы, что отчасти и обуславливал его увлечение русскими сказками и былинами.

Фридрих Гёльдерлин
Фридрих Гёльдерлин

Гёльдерлин и Гофман

Помимо, романтических школ существовало ещё несколько ярких явлений, которые ни к кому не примыкали, но имели общее с романтизмом и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие литературы не только немецкой, но и мировой.

Начнём с Гёльдерлина. У этого писателя удивительная судьба. Свою истинную славу он получил только в XX веке, когда в его произведениях стали находить предтечи становившегося модернизма и даже постмодернизма. Поэзию Гёльдерлина очень ценил Шопенгауэр, Гегель, Маркс, а Ницше вообще считал его главным немецким поэтом. Идеи поэта оказали огромное влияние на великого немецкого философа XX века Мартина Хайдеггера. Гений Гёльдерлина заключался в том, что он пытался максимально примерить все существующие школы и течения, провозглашая главной истиной — красоту. В лучших традициях неоплатонизма в своём творчестве соединял в одно: античное язычество и христианство, классицизм и романтизм, видя не их различие, а их одинаковость. На фоне своих бунтующих сверстников, Гёльдерлин выглядел вдумчивым старцем, ничего не отвергающий и всё принимающий близко к сердцу. Всё значение этого поэта для культуры и литературы сложно оценить. Главным доказательством является огромное количество работ, которые выходят в последнее время. При этом работы совершенно в разных сферах гуманитарного знания: культурология, антропология, лингвистика, филология и философия. На самом деле, я уже сейчас чувствую небольшую ошибку, что включил Гёльдерлина в состав романтиков. Он, конечно, выше и фигура совсем другого полёта.

Э. Т. А. Гофман
Э. Т. А. Гофман

Вторым "непримыкающим" к школам романтизма был Гофман. Одна из ярчайших фигур немецкого романтизма, подарившего нам готический роман и вдохновлявший своим творчеством сотни писателей, начиная от Н. В. Гоголя и заканчивая С. Кингом. По большей части, Гофман нам известен как автор сказок о Щелкунчике, Крошка Цахес и другие. Но Гофман был ещё и отличным сатириком и автором почти страшных романов про неведомую силу. В этой разноплановости он очень похож на Гоголя. Так, например, роман Гофмана "Эликсир сатаны" — является одним из первых европейских романов про душевное противоборство с нечистой силой с элементами ужасов. А его сатирические сказки вроде "Повелителя блох" очень часто не пропускала прусская цензура. Кстати, большим фанатом Гофмана был наш Ф. М. Достоевский, который перечитал вообще всё, что написано Гофманом: и на русском, и на немецком языке. Именно с Гофмана начинается переход романтики из поэзии в прозу, а между тем и перелом в самой литературе: когда прозаические произведения становятся главнее и важнее поэтических. Первая половина XIX века — последнее время доминирование стихов. Потом периодами они будут возвращаться на Олимп, но именно с романтизма начинается эра прозы.

Как зародился, проходил и повлиял на всю мировую литературу один из самых плодотворных периодов немецкой словесности.  Всем привет! На связи Культурологический Ликбез.-8

Влияние романтизма на литературу

На самом деле этот пункт стоило бы озаглавить как "влияние романтизма на культуру и мысль", но я останавлюсь только на литературе. А к романтизму мы ещё вернёмся, ибо я планирую написать статейку о культурологических основаниях и источниках нацизма и фашизма. Тут-то мы и возвратимся к немецкому романтизму. А пока о литературе и влиянии.

  • Проза становится доминирующей в литературе;
  • Появление серой морали и начало настоящей психологии персонажей (без романтизма не было бы ни Достоевского, ни Пруста, ни Камю);
  • Национальная идея и поиск литературного материала в собственном фольклоре;
  • Появление "бунтующих" тематик, направленных на противодействие былых порядков, устоев, против обществ и даже государства;
  • Глубокое познание авторского "Я" и "Я" героя;
  • Истоки жанра ужасов, мистики, фентази и фантастики.

Что почитать на эту тему?

  • Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – СПб: Азбука-классика, 2001.;
  • Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: Диалог художественных форм. – М.: Аспект Пресс, 2005.;
  • Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М.: Наука, 1978.;
  • Сапрыкина Г.В. История немецкой литературы (романтизм);
  • Вольский А. Л. Фридрих Гёльдерлин: поэзия как герменевтика;
  • Лукьянов А. В. Философские идеи Гёльдерлина и метафора пустоты;
  • Bowie, Andrew. From romanticism to critical theory: The philosophy of German literary theory (английский)
  • Benz, Ernst. The Mystical Sources of German Romantic Philosophy (английский)
  • Safrankski, Rüdiger. Romantik. Eine deutsche Affäre. Munich: Carl Hanser Verlag, 2007 (немецкий)

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.

#романтика #романтизм #немецкий язык #германия #философия #литература #ликбез #образование #книги #культура