300 подписчиков

Я вас спрашиваю, сколько вешать в пикселях?

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме. А все потому, что для нас очевидно – железо тяжелое, а вата легкая. Так и в графическом дизайне есть объекты, которые воспринимаются нами как тяжелые или легкие, конечно, речь идет о визуальном весе.

Точного способа измерить вес графических элементов не существует, но есть принципы построения композиции, которые помогут вам сохранить визуальный баланс и добиться нужного воздействия.

Что значит «тяжелый» и «легкий» на языке дизайнера

Для начала давайте поймем, что значит «тяжелый» и «легкий» на языке дизайнера. Тяжелый объект больше привлекает внимание зрителя, легкий стремится слиться с фоном и менее заметен.

Тяжелый и легкий, как и в жизни, — понятия относительные и познаются в сравнении. Поэтому все элементы дизайна не могут быть равновесными. Одни перевешивают и задают тон иерархии, другие проигрывают в весе и имеют второстепенную, но все же важную роль в сохранении композиционного баланса.

Ниже я привел рекомендации, как управлять весом графических объектов. Их полезно знать как дизайнерам-верстальщикам, так и иллюстраторам.

Как управлять визуальным весом графических объектов

1. Восприятие физического веса: нарисованная гиря кажется тяжелее нарисованного пуха

Феномен в том, что свой жизненный опыт мы переносим «на бумагу». Поэтому даже нарисованная гиря остается для нас чем-то неподъемным и воспринимается тяжелее пуха.

Более того, в дизайне работают и другие законы физики. Например, закон гравитации (тяжелые предметы стремятся к нижнему краю макета) или правило рычага (визуальный вес изображаемого элемента возрастает пропорционально его расстоянию от центра равновесия).

Поэтому все принципы, описанные ниже, легко объяснить с точки зрения физического веса предмета в реальной жизни.

2. Крупные предметы всегда перевешивают

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-2
Совет. Чтобы сделать объект заметным, увеличьте его. В некоторых случаях визуальные доминанты могут занимать до 75 % пространства макета.
Ошибка. Множество объектов, равнозначных по весу, меньше цепляют внимание, чем один, но тяжелый. И если ваш макет не каталог, где есть задача показать ассортимент товара, то лучше выбрать одну впечатляющую иллюстрацию.

3. Теплые тона тяжелее холодных, холодные легче и уходят на второй план

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-3
Совет. Хотите выделить объект или приблизить к зрителю, добавьте ему желтого, оранжевого, красного. Для фона используйте голубые, синие, фиолетовые цвета. Именно таким образом художники придают полотнам глубину и называют это воздушной перспективой.
Ошибки. Часто начинающие дизайнеры на яркие, горячие фоны помещают иллюстрации или фотографии в холодных пастельных тонах, которые, из-за этого уходят на второй план.

4. Темные объекты весят больше, чем светлые

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-4
Совет. Хотите добавить вес объекту, увеличьте контраст, между ним и другими элементами. Хотите сделать дизайн более спокойным и уравновешенным, не перебирайте с контрастом светлого и тёмного.
Ошибки. Не располагайте большие темные объекты сверху, они будут давить на нижнюю часть листа.

5. Объекты с текстурой, а также 3D объекты кажутся более тяжелыми

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-5
Совет. Текстуры и 3D-эффекты добавляют элементу ощущение физической массы и выдвигают его на передний план. Используя прием, вы можете выделить объект из ряда однотипных.
Ошибки. Фоны с множеством мелких или объемных элементов хотят вырваться вперед, избегайте подобных перестановок.

6. Сложность объекта придает ему больше визуального веса

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-6
Совет. Хотите, чтобы зритель дольше разглядывал ваш макет, добавьте деталей якорному объекту, но следите за тем, чтобы бы графические подробности хорошо читались и не создавали визуального шума.
Ошибки. Не используйте сложные элементы, там, где они не нужны, например, в логотипах, фонах, наружной рекламе.

7. Чем дальше объект от центра, тем больше его визуальный вес

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-7
Совет. Наш глаз стремится удержать в фокусе предмет, «улетающий» за край листа. Используйте особенность нашей психики.
Ошибки. Неправильно считать, что объект в центре макета будет находится в центре внимания. Центр макета, а также вертикальные и горизонтальные оси, проходящие по центру — это слабые места для акцентов и главных объектов.

8. Вертикальные элементы кажутся тяжелее горизонтальных

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-8
Совет. Слова, расположенные вертикально, узкие вытянутые формы колонок, фотографий, иллюстраций и других графических элементов придадут работе динамики и даже агрессии. Горизонтальные объекты будут сигнализировать об устойчивости и спокойствии.
Ошибки. Иногда дизайнеры не соотносят ритм вёрстки с посылом самого маркетингового сообщения, избыточно увлекаются вертикальными элементами или наоборот, боятся их использовать.

9. Множество мелких элементов уравновешивает один большой

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-9
Совет. Буквально, как в жизни, на одной чаше весов тяжелый арбуз, на другой несколько мелких гирь. Таким образом можно добиться композиционного баланса.
Ошибки. Помните, композиция может быть уравновешенной или неуравновешенной, все зависит от идеи, которую вы закладываете в дизайн.

Если вы хотите на практике отработать советы, приведенные в статье, а также узнать другие секреты управления зрительским вниманием, то вам нужен наш онлайн-тренинг «Композиция для графического дизайнера».

Друзья, вот вам загадка. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? Уверен, что каждый из вас хоть на секундочку подумал о железе, хотя в обоих случаях речь идет о килограмме.-10

Автор: Борис Поташник, руководитель Виртуальной школы графического дизайна Creativshik.com

#композиция #графическийдизайн #графическийдизайнер #иерархия #школа_дизайна