Найти тему

Самусьская культурная общность

Кеты
Кеты

В Среднем Зауралье известен ряд ранненеолитических памятников с отступающе-накольчатой керамикой, которая выступает в исследуемый период как автохтонная. С распространением в IV тыс. до н.э. на этой территории гребенчатой и гребенчато-ямочной орнаментации единый ареал распространения отступающе-накольчатой керамики был нарушен и разъединился на два больших изолированных друг от друга массива. Западная часть (Среднее и Нижнее Притоболье) уже в энеолите утратила многие свои традиционные черты и в начале бронзового века (начало II тыс. до н.э.) растворилась в среде носителей гребенчатой орнаментальной традиции пришедшей из Приаралья и Прикаспия. Восточная, развивавшаяся в верховьях Оби наоборот сформировалась в единый этнический массив и к середине II тыс. до н.э. расширила свои границы далеко на запад, отодвинув население гребенчато-ямочного ареала на север. Эта культура получила в археологии название Самусьская культурная общность (описание приведено по кн.: Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М. 1987. С. 272 – 275). Культура выделена М. Ф. Косарёвым в 1964. Известен ряд поселений этой культуры. Первые памятники открыты и исследованы В.И. Матющенко, культура выделена М.Ф. Косаревым. В настоящее время работы проведены более чем на 20 памятниках, среди которых наиболее исследованы Самусь IV, Крохалевка-1, связанные с металлургическим производством и проживанием, а также Крохалевка-7А, где обнаружен грунтовый могильник Самусьской культуры. Поселения не укреплены. Чаще всего при раскопках культурного слоя самусьских поселений обнаруживаются остатки очагов и кострищ, использовавшихся для обогрева, приготовления пищи, для бронзолитейного производства встречаются хозяйственные ямы. На поселении Крохалевка-1 исследованы 2 небольших жилища подчетырехугольной формы, углублённые в материк на 30—70 см. Площадь сооружений немногим более 60 кв. м. Скорее всего, это были полуземлянки усеченно-пирамидальной конструкции. В одном из сооружений обнаружено погребение собаки. Умерших хоронили в грунтовых могилах, располагаемых рядами. Погребённых помещали в скорченном положении, на левом боку, головой на Северо-восток. В качестве сопроводительного инвентаря использовались сосуды и каменные орудия. Вероятно, присутствуют частичная кремация и вторичные погребения. Отличительной особенностью Самусьской культуры является специфическая керамика. Это слабопрофилированные плоскодонные сосуды, сплошь украшенные рядами отступающей гребёнки. Реже встречаются круглодонные сосуды и т. н. культовая керамика, украшенная прочерченными антропо - и орнитоморфическими изображениями, а также солярными символами и другими знаками. Замечательны предметы прикладного искусства из камня и бронзы.

Антропоморф  с поселения Самусь
Антропоморф с поселения Самусь

Это антропо- и зооморфическая пластика, фаллические символы. Хозяйство было комплексным, носители Самусьской культуры занимались охотой, рыболовством, скотоводством (разводили лошадей, коров), собирательством, а также разнообразными промыслами и ремёслами, среди которых особое место занимало бронзолитейное производство. По ряду признаков: наличие летних и зимних домиков, чёткая планировка улиц в поселении Самусь IV, которое являлось центральным поселением этой культуры, его можно рассматривать как протогородское. По Ю.В. Андрееву: «Исторически протогород как особый переходный тип поселения соответствует эпохе классообразования и становления государства…» (Андреев Ю.В. Ранние формы урбанизации /ВДИ. № 1. 1987. С. 3 – 18). Развитые солярные культы дают основание предположить, что в жизни самусьцев не последнюю роль играло и земледелие, а наличие его говорит уже об оседлом населении. Развитая металлургия и металлообработка, предполагают выделение металлургов в особую группу населения.

Бронзовые вещи, в том числе втульчатые топоры-кельты и превосходные, тоже втульчатые, наконечники копий, почти полностью повторяют широко известные в литературе сейминско-турбинские типы. Некоторые частные отличия представляют наконечники копий с крючьями у основания. С сейминско-турбинскими металлическими изделиями сближаются ещё ножи и кинжалы. Один из них особенно интересен тем, что имеет уникальное навершие в виде скульптурной фигурки человека на лыжах, который держится за верёвку, прикреплённую к фигуре лошади. Похоже, что эта удивительная сцена изображает приручение лошади и как бы символизирует переход от охоты к скотоводству. Отметим, что близкие по содержанию сцены преследования человеком на лыжах лосей или оленей запечатлены в некоторых наскальных рисунках Карелии и Каменных островов в долине реки Ангары.

Богатые захоронения с обильным бронзовым инвентарём – бронзовые кельты, ножи различных форм, наконечники копий и многое другое свидетельствует о выделении среди самусьцев военной знати и о наличии среди населения имущественного неравенства. С некоторой долей осторожности можно предположить, что население самусьской культурной общности в середине II тыс. до н.э. стояло на пороге государственного образования. В их обществе уже имеются все необходимые условия для раннего государственного образования: имущественное расслоение, выделение правящей и военной знати, членение общества на ряд слоёв - ремесленники, торговцы, воины, возможно люди искусства и жречество. О том, что население самусьцев активно переходило к оседлому образу жизни, свидетельствует появление и других достаточно крупных поселений кроме Самусь IV, а также наличие зимнего и летнего жилища, что говорит о долговременности поселений. Вероятно, у них существовало сильное жреческое сословие – шаманы, что подтверждают сильно развитые солярные культы. Среди ареала расселения явно выделяется поселение Самусь IV – как центр сосредоточения всей экономической и культурной деятельности этого народа. Однако отсутствие сколько-нибудь ярко выраженных атрибутов государственности, таких как в первую очередь печать, делают предположение о наличии государства у самусьцев несколько проблематичным.

На рубеже XIII – XII вв. до н.э. эта общность под давлением фёдоровских (угорских) племён вынуждена была отойти в глубинные районы севера Западной Сибири. Где они позже растворились среди населения с гребенчато-ямочным орнаментом. Значительная часть самусьцев, оставшаяся на прежних местах обитания была ассимилирована угорскими племенами.

В современном мире, осколком этого некогда могущественного народа является небольшая сибирская народность – кеты, язык которых связан с Сино-Тибетскими языками. Разнообразные солярно-астральные композиции, «модели мира»; то есть вся символика, связанная с миропониманием, находит свои параллели в мире генетически близких самусьцам представителей юго-восточных культур – аньянской и карасукской.

Список литературы

Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). 4.2^ Из истории Сибири. Вып. 10. Томск, 1973

Косарев М. Ф. Бронзовый век Запад­ной Сибири. М., 1981

Молодин В.И., Елушков И.Е. Самусьская культура в Верхнем Приобье. Новосибирск, 1989

Титова М.В., Сумин В. А. Открытие могильника самусьской культуры в Крохалевском археологическом микрорайоне // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 2002. Вып. 4.

Археология СССР: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М. 1987. С. 272 – 275

Андреев Ю.В. Ранние формы урбанизации /ВДИ. № 1. 1987