62,8K подписчиков

Крейсер «Москва». Окончательная версия. Часть 1

59K прочитали

В предыдущих моих статьях я доказывал, что ракеты причиной гибели ГРКР121 «Москва» не́ были. Перевернём доску, я сыграю за чёрных – докажу, что ракеты всё же бы́ли виновны в происшедшем.

Но не те, о которых талдычат фейкомётчики по обе стороны линии боевого соприкосновения.

Я уверен, что причиной трагедии стал пожар в ракетном погребе ЗРК С-300 Форт. И сейчас представлю мои аргументы.

Строго говоря, их нельзя назвать доказательствами. Настоящие доказательства могут быть получены только следствием.

Не раз говорил: - обвинения и требования уря-патриотов и «обеспокоенных» граждан немедленно назначить виновных, снять всех адмиралов, отлично согласуются с ёрничанием вражеской пропаганды и нашей пятой колонны.

Разумные люди понимают, что следствие не может быть быстрым.

В распоряжении неофициальных расследователей есть просто минимум минимо́рум информации. Единственный 4-секундный видеоролик, приписываемый туркам. «Турки» разговаривают в нём русским матом.

Властям практически удалось предотвратить распространение других материалов, а нет сомнения, что они были. Но я использую не только эти кадры. Есть описания и чертежи корабля, понимание того, что как работает, опыт эксплуатации больших и сложных систем вооружения. Можно восстановить примерный ход событий. Конечно, первопричину таким способом не узнать.

Больше возможностей у следователей и экспертов, занимающихся этой катастрофой, но и они смогут установить истину только после подъёма корабля. Призывы «допросить экипаж и получить от него все ответы» исходят от провокаторов или абсолютно неграмотных людей. Иной раз в причинах аварии автомобиля, которая произошла на глазах сотен свидетелей, невозможно разобраться без сложных экспертиз и долгого расследования, а тут на порядки более сложный объект. К тому же свидетелей непосредственно возгорания, судя по бурному распространению огня, в живых скорее всего не осталось.

Для рассуждений нам снова понадобится продольный разрез корабля.

Коллаж автора
Коллаж автора

Схема пожароопасных помещений РКР проекта 1164 "Атлант"

Итак, методом исключения мы с вами, уважаемые читатели, отвергли (см. ссылки ниже) все версии, связанные с нанесением ракетно-авиационного и подводного ударов. Наиболее вероятными предлагаю считать две версии по месту возникновения пожара:

1. кормовое машинное отделение форсажных турбин (голубая штриховка);

2. ракетный погреб ЗРК С-300 (зелёная штриховка).

Только в этих двух местах пожар мог достигнуть такой огромной силы, что заполыхал весь корабль. Взрывы в артпогребах АК-130 и РБУ-6000, боезапаса вертолёта (оранжевая штр.) разворотили бы корабль, а в барбетах АК-630, наоборот, не дали бы такого эффекта.

Первичными причинами в обеих версиях могут быть:

1. человеческая ошибка, нарушения правил эксплуатации;

2. техническая неисправность оборудования в этом месте или связанного с ним, например энергетики, внешних систем управления;

3. диверсия.

Сегодня исключим первую из названных выше версий.

Коллаж автора. При перепечатке ссылка на публикацию обязательна
Коллаж автора. При перепечатке ссылка на публикацию обязательна

Машинное отделение.

На корабле было два машинных отделения. Кормовое (поз.44) и носовое (поз.47) на разрезе по диаметральной плоскости.

В носовом отделении находятся маршевые турбины, а также теплоутилизационный котёл и паровые турбины - заведование мичмана Вахрушева с его командой. Судя по тому, что он вывел команду и успел вернуться в машинное отделение, в носовом МО не было мгновенно возникшего объёмного пожара. Иначе же он не смог бы войти, да и мысли такой у него не было бы. То, что мичман не смог его снова покинуть, видимо определялось перерезанием пути эвакуации огнём и продуктами горения. Что это за путь? Это один из двух коридоров по бортам. Это значит, что в коридорах бушевал огонь или он был заполнен продуктами горения. А в него также выходят люки и двери из кормового машинного отделения, всех электростанций и ПЭЖ - поста энергетики и живучести.

Мог ли этот коридор быть заблокирован продуктами горения из кормового МО? Мог. Но если в этом отделении бушевал объёмный пожар, то в носовом у вернувшегося мичмана Вахрушева был шанс дождаться аварийной партии и выйти вместе с проводником из неё.

Рисунок автора. При перепечатке ссылка на публикацию обязательна
Рисунок автора. При перепечатке ссылка на публикацию обязательна

Схема не в масштабе. Сжата вдоль диаметральной плоскости

Не получилось. Почему? Пожар вырвался в коридор и был настолько силён в нём, что аварийная партия даже не смогла войти в него.

Думаю и в кормовом машинном отделении пожара не было. Во всяком случае сначала. И вот почему.

Серьёзные источники [1] дают температуру 900С для подавляющего большинства случаев объёмного пожара в машинных отделениях. Причём возникновение такого пожара редко имеет взрывной характер даже при обширных повреждениях топливных танков или магистралей, поскольку воспламенение происходит практически сразу с появлением первых капель утекающего топлива. Таким образом, не происходит предварительное накопление топливовоздушной смеси с последующим взрывом, и ударная волна, как правило, не образуется. В первые 2-3 минуты пожара температура воздуха в отсеке ещё меньше (200-300 градусов).

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Пожар на БПК Адмирал Захаров. Примерно через два часа после начала. Горение локализуется в машинном отделении, корабль не затонул, но был списан, погибли 2 матроса, и 1 пострадал. Причём пострадавший сумел выбраться из горящего МО.

То есть при разрушении турбины, с разлётом лопаток, из пробитых междудонных цистерн или расходной цистерны, смонтированной в данном случае (на крейсерах пр. 1164) на водонепроницаемой переборке отсека, ударит струя судового маловязкого топлива. С большой вероятностью именно в направлении разрушенной турбины – навстречу разлёту лопаток, от раскалённых частей и газов которой и вспыхнет. Ещё раз – струи топлива и ТВС вспыхнут сразу, не успев накопиться для мощного объёмного взрыва. Объёмной детонации не будет. Не путаем – разнос турбины, который свидетелями воспринимается как взрыв и во многих описаниях, например пожара на БПК «Адмирал Захаров» так и пишется - «взрыв», на самом-то деле таковым не является.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Разрушения на БПК «Отважный» в результате горения в ракетном отсеке.

Вот такого «выворачивания» палубы при объёмных пожарах в машинном отделении не происходит. 15 ракет В-601 создали избыточное давление в ракетном отсеке всего лишь 3 атм. В результате на 85 м2 палубы давила сила в 2500т. При пожарах в МО такого не бывает.

К чему эти рассуждения? Жуткий объёмный пожар в МО не даст струй огня по коридорам, не разрушит мгновенно прочные переборки. Возможно даже механики, хотя бы часть из них, успели бы покинуть отсек. Температура в отсеке, видимо, нарастала в течении 2-3 минут до 200-300 градусов [1] и далее уже до 900

На крейсерах проекта 1164:

Противопожарная система включает станции газофреонного пожаротушения для машинных отделений, водяную противопожарную кольцевую магистраль с отводами, пожарные насосы, эжекторы, средства пенотушения для ликвидации локальных очагов пожара, а также быстродействующее орошение погребов боезапаса и затопление тех из них, которые располагаются ниже КВЛ. [2] (КВЛ – конструктивная ватерлиния прим. авт)

Фреоновое пожаротушение очень эффективно даже при условии, что не удалось полностью прекратить доступ воздуха в горящий отсек, а вот затопление отсека, если повреждены топливные цистерны, пожар не остановило бы, т.к. вода поднялась бы только до уровня КВЛ, а лёгкое топливо продолжало бы гореть на её поверхности.

Какими путями происходит распространение огня из МО в другие помещения?

- открытые проёмы – люки, двери;

- кабельные трассы;

-нагрев переборок и воспламенение примыкающих к ним горючих материалов в пока не горящих помещениях.

В литературе [1] указывается, что распространение огня в надстройку занимает 10-15 минут. Это большое время для организации борьбы за живучесть – тушения пожара. Во всяком случае более, чем достаточное для закрытия всех гермодверей и люков в коридорах.

Выход из помещения обоих машинных отделений – по трапам вверх. Это практически норма на кораблях и судах. Но в данном случае между носовым и кормовым отделениями на уровне 3-й палубы находилась платформа с ПЭЖ. Поэтому, чтобы выйти из МО, нужно было бы подняться на эту платформу и перейти на следующий трап с 3-й на 2-ю палубу.

Вот так бы распространялся огонь из машинного отделения.

Рисунок автора. При перепечатке ссылка на публикацию обязательна
Рисунок автора. При перепечатке ссылка на публикацию обязательна

Схема не в масштабе. Сжата вдоль диаметральной плоскости

Даже в том случае, если бы в машинном отделении был взрыв, его ударная волна была бы намного ослаблена при распространении по узкому коридору в сторону кормы и не смогла бы произвести такие разрушения на корме. (см. рис выше). Гидроудар в трубах передаётся на большие расстояния, но только в жидкостях, газы сжимаемы и в них это невозможно. А длинный коридор, да с дверями здесь можно сравнить именно с трубой.

В тоже время она не смогла бы и разрушить водонепроницаемые поперечные переборки и, даже видимо более слабые продольные переборки ракетного погреба и вызвать в нём пожар.

Если бы был взрыв в машинном отделении, то разрушения были бы вблизи выходов из него и по шахте газоходов и воздуховодов. Вокруг них относительно тонкие переборки, также имеются неплотности между собственно газоходами, воздуховодами и палубами, сквозь которые они проходят. Да и сами они были бы смяты ударной волной внутри самого машинного отделения, что увеличило бы отверстия в палубах.

Таким образом, пожар в машинном отделении оставляет экипажам и спасателям шансы на победу над ним.

Пожар в ракетном погребе никаких шансов не даст.

Мы отбросили последнюю из «нереалистичных» версий. Осталось рассмотреть одну – горение или взрыв ЗУР. Это будет во второй части этой статьи.

#крейсер #москва #нептун #гарпун #с-300 #украина #днр #нато #сша #вмф

Источники

1. Тушение пожаров на морских, речных судах и трюмах кораблей методический план

2. Ракетный крейсер пр. 1164 Атлант

Продолжение статьи здесь

Все статьи по общественному расследованию катастрофы крейсера "Москва"

1. "Что собой представляла ПВО крейсера "Москва"?"

2. "Нептун, Гарпун и прочие Пингвины"

3. Крейсер Москва. Версии

4. Крейсер Москва. Противоракетная версия

5. Крейсер "Москва". Окончательная версия

Статья "Лучшие материалы канала. Дайджест к юбилею"

В предыдущих моих статьях я доказывал, что ракеты причиной гибели ГРКР121 «Москва» не́ были. Перевернём доску, я сыграю за чёрных – докажу, что ракеты всё же бы́ли виновны в происшедшем.-7

Перевод по кнопке может не работать - происки Дзена