В предыдущих моих статьях я доказывал, что ракеты причиной гибели ГРКР121 «Москва» не́ были. Перевернём доску, я сыграю за чёрных – докажу, что ракеты всё же бы́ли виновны в происшедшем.
Но не те, о которых талдычат фейкомётчики по обе стороны линии боевого соприкосновения.
Я уверен, что причиной трагедии стал пожар в ракетном погребе ЗРК С-300 Форт. И сейчас представлю мои аргументы.
Строго говоря, их нельзя назвать доказательствами. Настоящие доказательства могут быть получены только следствием.
Не раз говорил: - обвинения и требования уря-патриотов и «обеспокоенных» граждан немедленно назначить виновных, снять всех адмиралов, отлично согласуются с ёрничанием вражеской пропаганды и нашей пятой колонны.
Разумные люди понимают, что следствие не может быть быстрым.
В распоряжении неофициальных расследователей есть просто минимум минимо́рум информации. Единственный 4-секундный видеоролик, приписываемый туркам. «Турки» разговаривают в нём русским матом.
Властям практически удалось предотвратить распространение других материалов, а нет сомнения, что они были. Но я использую не только эти кадры. Есть описания и чертежи корабля, понимание того, что как работает, опыт эксплуатации больших и сложных систем вооружения. Можно восстановить примерный ход событий. Конечно, первопричину таким способом не узнать.
Больше возможностей у следователей и экспертов, занимающихся этой катастрофой, но и они смогут установить истину только после подъёма корабля. Призывы «допросить экипаж и получить от него все ответы» исходят от провокаторов или абсолютно неграмотных людей. Иной раз в причинах аварии автомобиля, которая произошла на глазах сотен свидетелей, невозможно разобраться без сложных экспертиз и долгого расследования, а тут на порядки более сложный объект. К тому же свидетелей непосредственно возгорания, судя по бурному распространению огня, в живых скорее всего не осталось.
Для рассуждений нам снова понадобится продольный разрез корабля.
Схема пожароопасных помещений РКР проекта 1164 "Атлант"
Итак, методом исключения мы с вами, уважаемые читатели, отвергли (см. ссылки ниже) все версии, связанные с нанесением ракетно-авиационного и подводного ударов. Наиболее вероятными предлагаю считать две версии по месту возникновения пожара:
1. кормовое машинное отделение форсажных турбин (голубая штриховка);
2. ракетный погреб ЗРК С-300 (зелёная штриховка).
Только в этих двух местах пожар мог достигнуть такой огромной силы, что заполыхал весь корабль. Взрывы в артпогребах АК-130 и РБУ-6000, боезапаса вертолёта (оранжевая штр.) разворотили бы корабль, а в барбетах АК-630, наоборот, не дали бы такого эффекта.
Первичными причинами в обеих версиях могут быть:
1. человеческая ошибка, нарушения правил эксплуатации;
2. техническая неисправность оборудования в этом месте или связанного с ним, например энергетики, внешних систем управления;
3. диверсия.
Сегодня исключим первую из названных выше версий.
Машинное отделение.
На корабле было два машинных отделения. Кормовое (поз.44) и носовое (поз.47) на разрезе по диаметральной плоскости.
В носовом отделении находятся маршевые турбины, а также теплоутилизационный котёл и паровые турбины - заведование мичмана Вахрушева с его командой. Судя по тому, что он вывел команду и успел вернуться в машинное отделение, в носовом МО не было мгновенно возникшего объёмного пожара. Иначе же он не смог бы войти, да и мысли такой у него не было бы. То, что мичман не смог его снова покинуть, видимо определялось перерезанием пути эвакуации огнём и продуктами горения. Что это за путь? Это один из двух коридоров по бортам. Это значит, что в коридорах бушевал огонь или он был заполнен продуктами горения. А в него также выходят люки и двери из кормового машинного отделения, всех электростанций и ПЭЖ - поста энергетики и живучести.
Мог ли этот коридор быть заблокирован продуктами горения из кормового МО? Мог. Но если в этом отделении бушевал объёмный пожар, то в носовом у вернувшегося мичмана Вахрушева был шанс дождаться аварийной партии и выйти вместе с проводником из неё.
Схема не в масштабе. Сжата вдоль диаметральной плоскости
Не получилось. Почему? Пожар вырвался в коридор и был настолько силён в нём, что аварийная партия даже не смогла войти в него.
Думаю и в кормовом машинном отделении пожара не было. Во всяком случае сначала. И вот почему.
Серьёзные источники [1] дают температуру 900С для подавляющего большинства случаев объёмного пожара в машинных отделениях. Причём возникновение такого пожара редко имеет взрывной характер даже при обширных повреждениях топливных танков или магистралей, поскольку воспламенение происходит практически сразу с появлением первых капель утекающего топлива. Таким образом, не происходит предварительное накопление топливовоздушной смеси с последующим взрывом, и ударная волна, как правило, не образуется. В первые 2-3 минуты пожара температура воздуха в отсеке ещё меньше (200-300 градусов).
Пожар на БПК Адмирал Захаров. Примерно через два часа после начала. Горение локализуется в машинном отделении, корабль не затонул, но был списан, погибли 2 матроса, и 1 пострадал. Причём пострадавший сумел выбраться из горящего МО.
То есть при разрушении турбины, с разлётом лопаток, из пробитых междудонных цистерн или расходной цистерны, смонтированной в данном случае (на крейсерах пр. 1164) на водонепроницаемой переборке отсека, ударит струя судового маловязкого топлива. С большой вероятностью именно в направлении разрушенной турбины – навстречу разлёту лопаток, от раскалённых частей и газов которой и вспыхнет. Ещё раз – струи топлива и ТВС вспыхнут сразу, не успев накопиться для мощного объёмного взрыва. Объёмной детонации не будет. Не путаем – разнос турбины, который свидетелями воспринимается как взрыв и во многих описаниях, например пожара на БПК «Адмирал Захаров» так и пишется - «взрыв», на самом-то деле таковым не является.
Разрушения на БПК «Отважный» в результате горения в ракетном отсеке.
Вот такого «выворачивания» палубы при объёмных пожарах в машинном отделении не происходит. 15 ракет В-601 создали избыточное давление в ракетном отсеке всего лишь 3 атм. В результате на 85 м2 палубы давила сила в 2500т. При пожарах в МО такого не бывает.
К чему эти рассуждения? Жуткий объёмный пожар в МО не даст струй огня по коридорам, не разрушит мгновенно прочные переборки. Возможно даже механики, хотя бы часть из них, успели бы покинуть отсек. Температура в отсеке, видимо, нарастала в течении 2-3 минут до 200-300 градусов [1] и далее уже до 900
На крейсерах проекта 1164:
Противопожарная система включает станции газофреонного пожаротушения для машинных отделений, водяную противопожарную кольцевую магистраль с отводами, пожарные насосы, эжекторы, средства пенотушения для ликвидации локальных очагов пожара, а также быстродействующее орошение погребов боезапаса и затопление тех из них, которые располагаются ниже КВЛ. [2] (КВЛ – конструктивная ватерлиния прим. авт)
Фреоновое пожаротушение очень эффективно даже при условии, что не удалось полностью прекратить доступ воздуха в горящий отсек, а вот затопление отсека, если повреждены топливные цистерны, пожар не остановило бы, т.к. вода поднялась бы только до уровня КВЛ, а лёгкое топливо продолжало бы гореть на её поверхности.
Какими путями происходит распространение огня из МО в другие помещения?
- открытые проёмы – люки, двери;
- кабельные трассы;
-нагрев переборок и воспламенение примыкающих к ним горючих материалов в пока не горящих помещениях.
В литературе [1] указывается, что распространение огня в надстройку занимает 10-15 минут. Это большое время для организации борьбы за живучесть – тушения пожара. Во всяком случае более, чем достаточное для закрытия всех гермодверей и люков в коридорах.
Выход из помещения обоих машинных отделений – по трапам вверх. Это практически норма на кораблях и судах. Но в данном случае между носовым и кормовым отделениями на уровне 3-й палубы находилась платформа с ПЭЖ. Поэтому, чтобы выйти из МО, нужно было бы подняться на эту платформу и перейти на следующий трап с 3-й на 2-ю палубу.
Вот так бы распространялся огонь из машинного отделения.
Схема не в масштабе. Сжата вдоль диаметральной плоскости
Даже в том случае, если бы в машинном отделении был взрыв, его ударная волна была бы намного ослаблена при распространении по узкому коридору в сторону кормы и не смогла бы произвести такие разрушения на корме. (см. рис выше). Гидроудар в трубах передаётся на большие расстояния, но только в жидкостях, газы сжимаемы и в них это невозможно. А длинный коридор, да с дверями здесь можно сравнить именно с трубой.
В тоже время она не смогла бы и разрушить водонепроницаемые поперечные переборки и, даже видимо более слабые продольные переборки ракетного погреба и вызвать в нём пожар.
Если бы был взрыв в машинном отделении, то разрушения были бы вблизи выходов из него и по шахте газоходов и воздуховодов. Вокруг них относительно тонкие переборки, также имеются неплотности между собственно газоходами, воздуховодами и палубами, сквозь которые они проходят. Да и сами они были бы смяты ударной волной внутри самого машинного отделения, что увеличило бы отверстия в палубах.
Таким образом, пожар в машинном отделении оставляет экипажам и спасателям шансы на победу над ним.
Пожар в ракетном погребе никаких шансов не даст.
Мы отбросили последнюю из «нереалистичных» версий. Осталось рассмотреть одну – горение или взрыв ЗУР. Это будет во второй части этой статьи.
#крейсер #москва #нептун #гарпун #с-300 #украина #днр #нато #сша #вмф
Источники
1. Тушение пожаров на морских, речных судах и трюмах кораблей методический план
2. Ракетный крейсер пр. 1164 Атлант
Все статьи по общественному расследованию катастрофы крейсера "Москва"
1. "Что собой представляла ПВО крейсера "Москва"?"
2. "Нептун, Гарпун и прочие Пингвины"
4. Крейсер Москва. Противоракетная версия
5. Крейсер "Москва". Окончательная версия
Статья "Лучшие материалы канала. Дайджест к юбилею"
Перевод по кнопке может не работать - происки Дзена