Найти тему
КиноСубъектив

Русские подростки 2022

Оглавление

Этим летом российский кинематограф подарил нам аж три фильма, посвящённых жизни подростков. И, надо сказать, все они абсолютно разные и не похожи друг на друга. Однако оказавшись на одной сезонной киносцене, их трудно не сравнить. Ну что, начнем по порядку?

"Межсезонье"

Что будет, если историю Бони и Клайда переложить на мотив Псковских подростков, добавить толики перформанса и импровизации + наложить суперкрутейший саундтрек? Да, получится новая работа Александра Ханта, подарившего нам ранее фильм "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов".

Фильм рассказывает историю двух подростков: протестующей против контроля отчима-мента Саша (Женя Виноградова) и жертвы мамкиной гиперопеки Данила (Игорь Иванов). Их привлекает идея революции и разрушения, некой анархии. Все их действия парадоксальны, антонимичны и гиперболизированы. Любовь и заботу они выражают через ненависть, а баланса добиваются через буквальное понимание "вредных советов" Остера. Это фильм-пособие как для детей, так и для их родителей. Только здесь манифест подростковой свободы перерастает в траурный молитвослов для их опекунов. И пускай жизнь слишком прекрасна, чтобы ее бояться, главное помнить, что все мы винтики одной машины: от сбоя одного ломается весь механизм целиком.

"Страна Саша"

-2

Если Хант в "Межсезонье" визуально вспоминает цитату Пушкина "Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный", то Юлия Трофимова, сама того не зная, меняет в этом выражении слово "бунт" на "кинематограф". Если "Межсезонье" учит нас, что радикальные последствия могут быть необратимы, то "Страна Саша" даёт понять, что не все фильмы, попавшие на кинофестивали, могут быть хорошими.

Главный герой картины - выпускник школы по имени Саша (Марк Эйдельштейн). Он любит скейты, стрит-арт, красиво одеваться и ломать четвертую стену в начале фильма, забывать о диалоге со зрителем и вспоминать о нем лишь к концу картины. Молодую маму Саши (Евгения Громова) в начале позиционируют как его лучшую подругу, а потом оказывается, что при всех наборах молодежных характеристик (неформальный стиль общения, девичья внешность), с сыном она общается, как стереотипная мамаша, говоря лишь о том, чтоб он поступал на экономический (ранее она поощряла его творческую натуру). Лучший друг Саши - ровесник его мамы, зато отец - 50летний пьяница-рокер. По сюжету, Саша знакомится с девочкой Женей (Мария Мацель), у которой вечные бе-ды-с-ба-шкой. Мы уже начинаем сомневаться в сексуальной ориентации главного героя, как он влюбляется в юную красавицу.

Самое смешное, что создатели картины решили произвести импортозамещение: так герой Саши - русский Тимати Шаламе, а Женя - Зендея. Разница лишь в скованности ребят и отсутствии у них таланта.

Фильм поднимает кучу вопросов, и ни одного не раскрывает. Самым открытым же остаётся вопрос "зачем такое пускать в кинотеатрах?"

"Асфальтовое солнце"

-3

Мы ждали, что "Межсезонье" будет достойным. Так и было. Мы ждали, что "Страна Саша" будет не хуже, но мы ошиблись. От "Асфальтового солнца" мы ждали плохо переснятого курьера. Но и здесь мы прогадали.

Фильм Ильи Хотиненко по сценарию Насти Кузнецовой ("Чики") рассказывает историю 15летнего Артёма Белова (Артём Фадеев). Как любому мальчик своих лет, ему принято влюбляться, искать себя, обижаться на себя и весь мир. Именно каждое из этих чувств переживает главный герой. Здесь поднимаемые она за другой темы идут неторопливым, но пешеходным лейтмотивом по принципу снежного кома, а разрешения конфликтов одномоментны и убедительны.

Фильм строится вокруг одной конкретной группы и ее песни: AC/DC - Back on Black. Кто как не они являются голосом поколения 80ых, а название группы, расшифровывающееся как переменный ток, ярко описывает нежный возраст главных героев и жизнь на пороге смены власти.

Нельзя отрицать влияние легендарного "Курьера": образы главных героев - друзей Артёма и Митьки - вылитые Иван и Базин. Не по внешности, так по общению. Здесь тема интеграции западной культуры в СССР более яркая, чем в фильме Шахназарова: акцент делается на одежде, рок-музыке и скейтбординге. Создателя этого фильма приближают поколение X - поколение наших предков - к поколению Z - к нам.

Тенденция на подростковые произведения набирает популярность, но больше всего радует, что градус качества таких фильмов начинает нарастать. Нам лишь остаётся ждать новых работ.