Найти тему
Эдуард Горб

Соседка Бога. То, чему меня научила Библия. Часть 21.

Соседка Бога. То, чему меня научила Библия. Часть 21.

Истории знакомства, женитьбы и всей последующей жизни праведника Исаака со своей женой Ревеккой в Книге Бытия уделено столько места, что становится понятно - в ней скрыт мощный духовный посыл ко всем мужьям и жёнам, сыновьям, братьям, отцам и матерям. Первый момент заключается в том, что «блажен тот, кто не видел и уверовал». Выбор жены для своего сына Исаака Авраам поручил своему рабу на его усмотрение, и это нашло понимание и со стороны жениха, и со стороны невесты, и со сторон всех участников этого процесса. Все участники со слов этого раба поверили ему и решили, что раб этот творит дело Божие. Никто никогда с разных сторон до этого момента друг друга не видел.

Никакого свадебного пира не было и не планировалось. Дело сладилось так. «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. Раб же сказал Исааку все, что сделал. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей». Исаак тоже поверил рабу своего отца и, не видя ни лица, ни фигуры, не слыша голоса своей будущей жены ввёл её в шатёр матери своей, которая умерла три года назад. Ревекка покорно согласилась выполнить волю Божию, услышанную ею не от Бога, не от ангела Его, а от раба Авраама. Миру была явлена великая сила веры. Существенно более великая, на первый взгляд, чем у Авраама, ибо с ним говорил Бог очно и много раз, чем у Сарры, которая принимала у себя Троицу в качестве жены Авраама, чем у Исаака, который также неоднократно общался с Господом. Ревекка же поверила, услышав слово Божие как минимум из третьих рук.

«И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.

Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».

Вот золотое было время. Захотела и пошла вопросить Господа, и Он ответил. Просто, как сходить к соседу… Сейчас, как мне представляется спросить то, конечно, Господа можно, но вот услышать ответ…

Имя Ревекка означает что-то вроде «жена, пленяющая мужа красотой и верностью». Сказала Ревекка Исааку то, что Господь сказал ей? Похоже, что нет. История с тем, что Исаак хотел благословить Исава, а благословил Иакова, говорит в пользу того, что не знал. Потому что, если знал, то хотел поступить против воли Господа. Праведник так потупить с Господом не может, следовательно - не знал. И Бог ему тоже об этом ничего не сказал.

Рассуждая по-человечески, Исаака, как мужа и отца, обманули жена Ревекка и сын Иаков, который получил благословение мошенническим путём.

Как фактически ослепший муж и отец отреагировал на обман жены и младшего сына? Как в молитве оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день…Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой…Аминь».

Иными словами, похоже, придерживался примерно такого подхода к оценке своих действия и поступков своих ближних: «Всё, что сделал или не сделал я и моя жена, с которой мы – одно, а также наш сын - всё сделано во исполнение воли Божией и во благо Господа, чтобы всем было хорошо». Никогда ничего не надо переделывать. Лучше быть обманутому, чем... Великий Пушкин написал: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»! История с обманом невидящего Исаака свидетельствует, что зрение имеет преимущество перед совокупностью слуха, обоняния и осязания. Слепого обмануть легче, чем зрячего. Ни интуиция, ни внутренний голос, ни кровь, ни плоть, ни Господь Бог, никто не подсказал Исааку, что его обманывают. Обман оправдан ли, если обманутый сам хочет, чтобы его обманули? Возможно, Исаак сам втайне, даже не отдавая себе в этом отчёта пожелал поступить так – «глаза бы мои не видели, как я буду благословлять Иакова вместо Исава»… И Господь пошёл ему навстречу.

Вот как эту историю описывает Книга Бытия в русском переводе, который как мне представляется по смыслу и по духу очень похож на древнееврейский текст.

«И настало время родить ей (Ревекке): и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились от Ревекки. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова».

Соавторы Книги бытия особо подчеркнули, что любовь Исаака к Исаву имела гастрономическую природу и сущностно была плотской, мясоедской, не от духа исходящей, а любовь Ревекки к Иакову не имеет указания на причину, и, следовательно, она может исходить от духа. Важно указание на то, что родители не любят всех своих детей одинаково, причём отец любит одних, мать – других. Как при этом муж и жена – один человек? – Ума не приложу. И Бог матери, а не отцу, или не им обоим, приоткрывает судьбу её детей. У меня довольно часто внутри меня происходит некая борьба самого с собой и в области чувств, и в области мыслей, и в области слов. Кто эти борцы? Возможно, это соперничество внутри меня женского и мужского начала. У меня сын один, мне свои чувства к нему не с кем сравнивать. Но внучки у меня две. И мало того, что в каждый момент времени я отношусь к ним по-разному, так я ещё и уговариваю себя тем, что это естественно. Не могу сказать, что одну люблю, а другую нет. Но это всегда неодинакова любовь. Вообще любое утверждение о всяком равенстве и одинаковости – это или ложь, или бред, но в любом случае неправда. Но есть правда в том, что только благодаря изучению Библии, я стал ощущать, что мало-помалу начинаю относиться к своему сыну и его жене, как к одному человеку. Страшно удивительно, потому что и удивительно, и страшно, и радостно одновременно. Так же как в Библии - братья разные и любовь родителей к ним разная.

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал ему: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке».

В этом моменте интересно то, что Исав со своими жёнами, дочерьми чуждого Исааку и Ревекке народа Хеттов, и выбором своим причинил огорчение своим родителям, и жизнью с этими жёнами доставлял им тяготы. И несмотря на это Исаак самовольно без прямого указания Божиего хотел передать своё благословление Исаву. Вот как Господь не дозволил ему реализовать свой план.

«Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Исаак сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; а Ревекка сказала меньшему сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка молодых хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне. Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди ко мне, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди ко мне, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны»!

Это благословение отличается от того благословения, которым Бог поручал благословлять сынов Израиля: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» Также оно отличается от того благословления, которым Бог благословил Авраама: И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Совсем не похоже на то, что Бог благословил Авраама, Авраам передал это благословение слово в слово своему сыну Исааку, а Исаак передал его далее. Также не соответствует оно обетованию, данному Богом Ревекке. Не вполне понятно о каких братьях Иакова и сынах Ревекки говорит Исаак, учитывая, что у Иакова был только один брат Исав, он же сын Ревекки. Видимо, Исаак сам решил благословить именно Исава и сам придумал слова благословения и проклятия. Такими своими действиями Исаак совершил покушение на полномочия Бога и Господь быстро «восстановил статус-кво», поставив его в дурацкое положение, о котором ему сообщил оставшийся без благословения Исав.

«Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом сыном своим, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал мне дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен».

Исаак понял, что над ним, над его самостоятельностью и гордым самомнением посмеялся Бог. Тут любой вострепещет. Исаак то точно знает, что так его назвал Господь, и имя это означает «смех». Потому, что Ревекка и Иаков, с одной стороны, воспользовались слепотой Исаака и его гордыней, а с другой стороны Исаак понял, что не с ним, а с ними был Бог. А он то всю свою жизнь считал, что наоборот. Хохма Божия.

«Исав, выслушав слова отца своего Исаака, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. Но он сказал ему: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. И сказал Исав: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал Исав отцу своему: неужели ты не оставил и мне благословения? Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И как Исаак молчал, возвысил Исав голос свой и заплакал».

Отец на первый взгляд явно натравливает Исава на Иакова. Очевидно, что благословение такое какое он дал Иакову может быть только одно. Его нельзя тиражировать. Кроме того, в такой ситуации лучше молчать, поскольку он уже такого наговорил про поклонение племён и службу народов не Богу, а его сыну… А разрешение конфликтной ситуации лучше смиренно передать на усмотрение Господа, поскольку у самого Исаака получается пока так себе.

«И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего».

Тема братолюбия в Книге Бытия вызывает оторопь. Отношения родных братьев между собой: Каина с Авелем, Сима и Иафета с Хамом, Иакова с Исавом – это ненависть вместо любви, это зависть, соперничество, закладывание и убийство или желание убить. Такая братская «любовь» широко распространена и в современном мире. Родство по крови и плоти автомодельно не порождает ни любви, ни дружбы, ни даже элементарного взаимопонимания. Такое тоже случается, но существенно реже описанного в Библии. Любовь и дружбу порождает стремление к духовному единству некоторых людей, которых привлекает благоухание единого духа в людях собравшихся или оказавшихся вместе со Святым Духом. Вот Он то, который дышит где хочет, и соединяет, и объединяет, и пересекает скрещиванием в хорошем смысле этого слова людей друг с другом, то есть зачинает и животворит любовь. В данной истории Бог действует не через любовь отца, а через любовь матери.

«И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги в Месопотамию к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас»?

Так разговаривает мать со своим более чем 40-ка летним сыном. Она так разговаривает в ним, потому что он ещё не женат, то есть не является пока полноценным человеком, и эта его неполноценность всех, по выражению Гафта, гложет… В этом монологе матери впечатляют её слова: «он позабудет, что ты сделал ему», хотя им обоим прекрасно известно, что инициатором, вдохновителем и руководителем сделанного Иаковом Исаву, была Ревекка, а не Иаков. Кроме того, Ревекка обязалась взять на себя и возможное проклятие и прочие негативные последствия… Но в этой истории с нею Бог, поэтому ей лучше не прекословить. Как сказали родственники Ревекки на просьбу отдать её в жёны Исааку: «от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго». Между тем, Ревекка не успокоилась.

«И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама отца моего, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава».

Исаак всё правильно понял, что Господь ныне с Ревеккой, поэтому повторно благословил Иакова, и уже не отсебятиной, а так как ему положил Бог, то есть передачей благословления Авраамова. Тем самым Исаак, Ревекка и Иаков начали исполнение Божиего требования «и оставит человек отца своего и мать свою», которое было исполнено по желанию матери и благословлению отца, и пошёл Иаков искать себе жену из дочерей Лавана, брата матери твоей (опять же сестру), чтобы прилепиться к ней. У патриархов, избранных Господом, что ни брат, то - муж, что ни жена, то - сестра. Ныне это не приветствуется, но в те времена так исполнялась воля Божия. Бог приводил своим сыновьям жён из своих же, а кто сам, как Исав, брал чужих, тому не доставалось благословения. В ветхозаветные времена такое самовольничание не поощрялось. Вспомнить достаточно ситуацию перед потопом, «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». Это настолько тогда не понравилось Творцу, что «сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». Вот как вышло, а началось, на первый взгляд, с безобидной привычки - брать себе в жёны какую кто избрал», пренебрегая Божьим благословением. Но в данной истории Исаак, Ревекка и Иаков всё правильно сделали, поэтому разу после этого во сне явился к Иакову Господь «и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».

Проснувшись, Иаков поставил Богу целых шесть условий, хотя достаточно было одного последнего, в случае выполнения которых, он тоже что-то даст Богу.

«И положил Иаков обет, сказав: если Господь Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть».

Разумно ли и хорошо ли поступает тварь, когда ставит подобные условия своему Творцу? Зачем Богу дом в виде одного камня и возврат Иаковым десятой части Его дара Иакову? Мне представляется, что праведность патриархов от деда к внуку умаляется. Авраам не ставил Господу никаких условий, было дело, задавал вопросы, прося за других праведников, но волю Божию исполнял беспрекословно. Исаак уже попробовал сделать по своему, но вовремя затрепетал и вернулся на пути Божии, Иаков же одерзневел до того, что поставил Богу кучу своих «если»… Вот каково должно быть уважение Бога к Ревекке, чтобы её любимый сын, начал так безрассудно по человеческому разумению разговаривать с Господом, не имея страха Божия совсем?

Между тем, христианстве точка зрения на Ревекку, как на грешную мать и непокорную жену, подавляющую своих сыновей и мужа, является фактически общепринятой.

Считается, что «Ревекка решила перехитрить дряхлеющего мужа и вовлекла своего сговорчивого сына Иакова в интригу с целью обмануть отца в известной истории о похищенном благословении, и… вступила в длительное соревнование со своим мужем (а он, без сомнения, с нею), чтобы перехитрить его и устроить судьбу своего любимого сына».

«Библейские образы хороших жен оттеняют образы жен плохих. Нехорошая жена, подобная Ревекке, предает своего мужа, устраивает заговоры против него и обманывает его, поступая против его воли. Такой обман – поступок недовольного подчиненного с духом бунтаря». Я процитировал выводы из Словаря библейских образов Райкена Л., Уилхойта Д., Лонгмана Т. Ссылаться на других авторов и приводить их мнение бессмысленно, так как у них сказано то же самое другими словами.

Мне же так совсем не показалось. Ревекка в Библейской истории - женщина, которая пошла вопросить Господа, и Он ей ответил! Женщина, говорящая с Богом и принимающая решения за себя, за мужа и за сына. Она сама приняла решение напоить раба Авраама и его десять верблюдов, пригласить их в дом своего отца, сама приняла решение пойти с рабом, чтобы стать женой Исаака, которого она в глаза не видела. При этом она «была прекрасна видом, дева, которой не познал муж». Много позднее Христос скажет: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Наконец, она сама приняла решение переговорить с Господом о том, что Он задумал и что за дела там у неё в утробе происходят, и «если так будет, то для чего мне это»? И это первый в Библии диалог Бога с женщиной, которая Его спрашивает, а Он ей отвечает, пусть не прямо на поставленные вопрос, но дарит ей знание того, что и как будет с её сыновьями. История Ревекки меняет представление, что Господь создал жену только как помощницу мужу. Во-первых, она ничего не сказала мужу про разговор с Богом. Во-вторых, сама решила и создала все условия, чтобы отец благословил её любимого сына, а не его любимого сына. В-третьих, всё делала так, как она считала нужным, то есть так, как она слышала и понимала волю Божию.

Библия показывает нам, описывая некоторые моменты из жизни праведных брачных пар, каковы отношения между мужем и женой в присутствии Бога. В таком трио, даже если женщина в какие-то моменты играет роль не помощницы творца, а самого творца, то Бог это спокойно допускает, ибо Он с ними. Бог выбирает какой воле жены или мужа Ему помочь? Или Он помогает той воле, которая ему ближе? И если муж и жена – одно, то почему воли у них разные? Бог развёрнуто и полно ответил Ревекке, которая дерзнула самовольно без ведома мужа задать Ему вопрос. Он не ответил ей в духе апостола Павла, что-то вроде: "Пойди у мужа спроси, дура такая". Он ответил ей по существу, как подобной Себе и, как минимум, равной её мужу.

Жена - есть помощница, соответствующая мужу. Как соотносятся Помощь и Соответствие? Соответствующая ему Помощь - это помощь в том, в чём он испытывает нужду, даже если он этого не понимает или не отдаёт себе в этом отчёт. Как Ревекка для Исаака. Творец, мастер и помощница. Это незаменимая помощница. С другой помощницей и мастер другой. Знал ли 40-ка летний Исаак, что его отец послал своего раба выбрать и привести ему жену из родственников? Ничего об этом в Библии нет, но поскольку это ни от кого не скрывалось, то надо полагать, что знал. Исав сам выбирал себе жён, его выбор и жизнь с этими жёнами тяготили Исаака и Ревекку, но они не вмешивались в ни в выбор Исава, ни в его жизнь с его жёнами. Не так отнеслись Исаак и Ревекка к вопросу женитьбы сына Иакова. Его отправили искать и выбирать себе жену из двоюродных сестёр.

Обман мужа и мошенничество с благословлением старшего сына во исполнение воли Божией не является в Библии в данном случае грехом, но признаком праведности. Во всяком случае, мне не удалось увидеть даже тени осуждения поведения Ревекки и Иакова. То, что нам по недоумию нашему кажется женским коварством, нужно разглядеть повнимательней, ибо за ним может скрываться воля Господа. Влечение жены к мужу своему, и его господство над ею, не является препятствием для жены при реализации её замыслов, если она уверена, что соблюдает волю Божию. Вера Ревекки имела основанием личный разговор с Богом. Когда она прямо спросила Господа: если далее будет непрерывное соперничество, конкуренция и битвы между моими сыновьями, вместо дружбы, сотрудничества и любви, то для чего мне это? По сути, Бог ответил: и тебе и Мне так нужно и так оно и будет. И Ревекка согласилась с волей Господа и тем самым обрела веру.

А какие есть пути к вере для тех, кому пока Бог не дал веру как дар? И является ли вера Его даром? Что такое вера в контексте отношений Бога и человека? Для определенности в теме бесспорно, что Бог - Творец. Это аксиома. Утверждение, что Бог есть Творец – это уже вера. А то, что Он всемогущий, всеведущий и вездесущий - это уже наши представления о Нём. Если Он всё про всех всегда знает, то зачем Он сотворил мир? Чтобы умирать от унылой скуки вечного ожидания неизбежного? Нет. Бог создал мир для сорадования. А истинная радость обязательно нечаянная. Значит есть в бытии мира, в его судьбах и путях элемент неожиданности... Тот, кто пытался хоть что-то замыслить, спроектировать и сделать, хорошо на своём опыте знает, что «хорошая мысля всегда приходит апосля» и, мягко говоря, всё просчитать невозможно, а кто пытается это сделать, тот мал и глуп. 🤣 Бог сначала делал, а потом смотрел на то, что получилось и оценивал - хорошо ли получилось на Его взгляд. В любом творении есть некоторая неопределённость и неизвестная остаточность. Вера – это и состояние, и процесс, и отношение, и чувство. Вера - это не система догм или аксиом, и не мировоззрение, ибо в ней нет места логике. Вера - это чувственное настроение устремления всего человека к Богу без разделения на ум, сердце и кровь, и без разделения на дух, душу и плоть. Мы, живём и верим всем и во всё. Тот, кто говорит, что не верит ни во что и никому – говорит не правду либо по гордой глупости, либо умышленно лжёт. На 70-м этаже живём, значит верим архитектору, строителям и приёмной комиссии, по мосту проезжая - верим, в самолёт садимся - верим, доверенность выдаём - верим... И таки далее. Мы не знаем как другие люди это сделали и о чём они думали, но пользуемся или верим им на слово. Это значит, что мы в Бога или в них верим? Если так, то как не верить в Бога?! Мы творим литературу, музыку, запахи, танцы, но не небо, не землю, не воду, не остального мира. Значит есть тот, кто всё это и нас первых сотворил и возможностями одарил! Ощущение себя человеком, как высшим и лучшим творением Бога, владыкой остального тварного мира - это вера!? Выше - только Бог, ибо Он Творец. Вера - это ощущение себя сопричастным к творчеству Божиему. Ощущение своей неразрывности с Творцом. Желание, намерение познать Творца полно, без остатка. Следовательно, Вера - это Любовь. Любовь Бога к человеку. Любовь человека к Богу. Как правильнее любить свои представления о Боге? Отсюда и различие в верах, а на самом деле, вернее сказать, в вероисповеданиях. Люди сами себе придумали разные формы и виды угождения Богу, которые они назвали любовью, также они придумали и способы выражения своей любви, не спросив об этом у Самого Бога, и назвали одну веру иудейством, другую православием, третью католицизмом и таки далее... Любовь к Богу означает безусловное безоговорочное признание Его приоритета везде всегда и во всём. Первый шаг к обретению веры - это начало понимания приоритета Бога. Это результат первой встречи с Богом реальной или воображаемой, придуманной. В любом случае для зачатия веры должно быть семя, желание и возможность его принятия. Это искра от соприкосновения энергетических полей Бога и человека. Первая встреча Духа Божия и духа человека. Это опытное знание: есть Ты или нет Тебя для меня!? Процесс приближения к вере возможен по мере Богопознания. Вера - это познание, это процесс постепенного воссоединения с Богом в одно целое в результате духовного возрастания человека. Не бывает веры человека в Бога без познания человеком Господа.

Верить можно личности или в личность. Христос говорил много раз о малой вере размером с горчичное зерно. Если имеешь хоть малую веру, то Он сможет тебе помочь. И, если веры было хоть чуть-чуть, помогал. Не было случая чтобы кто-то сказал - я не верую, но, если хочешь - помоги! Я не понимаю градаций и степеней веры. Вера либо есть, либо её нет. Утверждение о том, что для меня Бог Ты где-то в какой-то мере когда-то есть, и я в Тебя и Тебе как-то верю, но не везде и не всегда, по моему мнению, нельзя воспринимать всерьёз. Трудно дать определение малой вере. Если начать не с нулевой веры, в существование которой я не верю, с веры единичной, выше которой не может быть, то такой верой обладает только Иисус Христос. Он верит Сам в Себя, ибо Он и Его Отец и Святой Дух есть Одна Троица. Он любит Бога, ибо Сам Бог, любит Себя, как Бога, и любит ближнего, ибо все ближние для Него, либо личностно Боги, либо Его же твари. Не кого не любить. Безвыходная ситуация. Все остальные – либо лицемерно считают, что имеют веру, либо искренне заблуждаются, что её не имеют, либо искренне хотят стать истинно верующими и идут по этому пути обретения веры, то есть «стяжания Святого Духа». Я подозреваю, что все люди - недоверки. И это нормально. Христос и воплотился отчасти для того, чтобы избранные могли раскаяться до преображения и повернуться в сторону веры. Вера и вероучение слишком разные понятия. «Идите и научите всему тому, что Я вам сказал». Это уже вероучение - учение Христа. Одинакового толкования Слов Бога не получилось. Осталось иудейство, возникли православие, католицизм, протестантизм и таки далее..

В "Символе Веры" самое сущностное и самое страшное слово - первое. Оно страшное даже для того, кто хотя бы один раз внимательно прочитал всю Библию, не то, что изучил и осмыслил. Человек, который искренне про себя может себе позволить сказать ВЕРУЮ, готов в следующее мгновение к любому неожиданному для себя исходу своей жизни. Это акт высочайшего человеческого мужества. Этим искренне верующий отличается от называющим себя верующим. Бог человеку за всю историю так и не смог ни разу угодить. И отношения Бога с человеком простыми и безоблачными язык назвать не повернётся. Это в храме всё красиво - золото, иконы, росписи, хоры поют восхитительно... Идиллия. В реальной жизни было, есть и будет всё совсем не так. Заключая договор Нового Завета с Богом, нужно помнить, что Иисус Христос скрепил его Своей Кровью. От тебя, как второй стороны договора, естественно, понадобится то же. При этом ты не вправе изменить ни одно из договорных условий, только полное безоговорочное и безусловное присоединение. Никаких прав, одни обязанности. С точки зрения человека - безумие. Договоры с Богом у кого притворные, у кого мнимые, и только у единиц, у избранных, действительно заключённые и истинно действительные. Знает ли об этом Бог? — Конечно! Иначе зачем Он их заключает?! —Так дети же, а Он - Отец. Играет Он с нами, как с детьми, делая вид, что всё не понарошку. 🤣 Когда люди заключают действительный договор с Богом!? Не при крещении, ибо многих крестят в младенчестве. Соображение о том, что "когда б на то не Божья воля..." не состоятельно, ибо разнообразие последствий крещения во младенчестве убеждает в обратном. Другого момента заключения договора я не знаю. Но знаю из жизни Христа, что Он лично спрашивал - имеешь ли ты веру, или беседовал и убеждался из слов человека. Он и до беседы и до ответа знал, но для заключения договора важно, чтобы человек сам сказал - да, я в Тебя и Тебе верю. Значит, действительно присоединиться к договору Нового Завета можно только в результате личной встречи с Богом. У них после встречи - вера, у остальных - предверие, сомнения, искания... Вера - это незабываемое послевкусие от личной встречи с Богом. Много дошедших и стучащих в Дверь, но открывает Он кому Сам хочет открыть, то есть только избранным. Но и в результате встречи с Богом обретение веры случается не всегда и не со всеми, а только с теми, кто готов к этой встрече. Бог жил посреди сынов Израиля, но те на Него роптали, прикрываясь Моисеем и Аароном в полный рост. То есть дай не то, что есть, а то, что хочется, то пить дай... Христос прямо сказал иудеям: прислал Бог вам Иоанна, не ест, не пьёт - не по нраву он вам, пришёл я, люблю поесть и выпить, опять не такой... Какого вам надо!? Вы сами то-кто!? Бог часто свой избранный народ сравнивает с овцами и с козлами. Значит у Него имеются на то основания. История Иова показывает, что Бог спорил с сатаной. Не даровал ли Он человеку пресловутую свободу выбора кого любить из тех же интересов игры... Кто-то Игрок!? Кто-то Идиот!? А вся жизнь - преступление и наказание. Достоевский, конечно, гений, но не настолько же!? Кто придумал, что Бог может всё, кроме того, чтобы принудить свою тварь любить себя!? Есть такое место в Библии, чтобы Бог так сказал или на это сетовал!? Да и зачем? Какие основания и какие возможности у твари не любить своего Творца и Творца всего мира?! У Бога, конечно, как это в Библии описано, был специфический опыт педагогического воспитания членов своего Им же избранного народа. Но Он легко заменил чувство любви чувством страха Божия. И, если верить богословам, удовлетворился этим. Я в это не верю. Не верю, что Бог мог выбрать принцип - "Боится, значит любит". Как выбор - не вкушай, а то смертью умрёшь - можно было истолковать так - люби кого хочешь!? Хочешь - Бога. Хочешь - сатану. Хочешь - себя. Хочешь - ближнего. Хочешь - всех вместе, хочешь - как хочешь!? Твоё право. Какие права у твари!? Почему любовь и верность разделены в понимании человека? Нет любви без веры, как и веры без любви. Нет и не может быть здесь никакой свободы выбора. «Да - да, нет - нет. Остальное от лукавого».

Почти каждый думает, что он знает, что такое вера и что такое любовь. За время от происхождения этих слов до нынешнего их употребления человечество их так затаскало и опошлило, что они вообще никому ни о чём не говорят. Всегда нужны хотя бы субъекты и контекст, иначе они могут означать что угодно. Ограничусь понятием веры в Бога или веры Богу. Возможно, это одно и то же. А что Сам Бог говорит о вере? Я не смею писать "думает", хотя думаю, что Он вообще о вере твари в Творца не думает. Но это мне так думается. Если всё от Бога, то и вера в Него тоже от Него. Очевидно. Это не простое слово. Оно связано с верой. Когда очи видят, это помогает слепому верить. 🤣 Видение или слышание составляют основу веры? Или не только они, но в совокупности с обонянием и осязанием? Понятно, что в совокупности всё во всём 🤣, да ещё и в совокупности с умом и совестью. Бог веру, как понятие, никак не определил. Слов не нашёл нужных или не нашёл нужным их сказать людям. Веру, как обязанность, в прямую не вменил Господь человеку ни в Ветхом, ни в Новом завете. Это и понятно. Он же Творец. Вот если я в саду "сотворил" и разместил чучело, как говорила приятельница моей мамы - "мудило огороднее", то мне сильно интересно будет верит оно в меня или нет?🙈 Если пути Господние нам не исповедимы, то как мы можем ходить Его путями? Возможно Богу и интересно — верит в Него тварь или нет? Хотя, если это Ему интересно, то и мне интересно, почему Ему это интересно? 🤣 Я просто не вижу иного пути для твари, кроме как иметь веру. Так что же косвенно Господь говорит за веру? Чаще всего Христос употребляет выражение "вера твоя спасла тебя" (Мф. 9:22, Мк. 10:52, Лк. 7:50, 8:48, 17:19, 18:42) и "всё возможно верующему" (Мк. 9:23). Мы, нынешние, читавшие Библию, хорошо осведомлены, Кто именно Спаситель, и Кому именно возможно всё. Это - Бог. Следовательно, вера человека в Бога - это и есть Сам Бог. Бог - Творец. И в этом вся вера. Этого достаточно. Веровать - иметь веру в себе, то есть иметь Бога в себе, которому всё возможно. Получается, что единственным истинно верующим, был Сам Иисус Христос, Который исполнил добровольно всё, что Ему сказал Отец. Вера человека - это его любовь к Богу, ибо Сам Бог и есть Любовь. Вера - это желание познать Творца полно, без остатка. Вера - это ощущение себя тварью Божией, сотворённой Им по Своему образу и Своему подобию. Вера - это ощущение сопричастности, неразрывного единства. Идеальная вера - это отношение между Лицами в Троице, это - Любовь. Веровать - иметь веру - это состояние любви, состояние бытия с Богом, принадлежности Богу, сотрудничеству с Ним. Верить и веровать - разные понятия. Верить - это знать, что нечто или некто есть или может быть. Верить - это может быть. Не верить - этого не может быть. 🤣 Верить - это факт. Веровать - процесс. Итак, рискну начать формулировать. Вера, как понятие, это доверие через сотрудничество с живым Богом, преобразующееся в верность. Вера - это Жизнь. Жизнь - это время, проведённое с Богом. Жизнь - это сотрудничество с Богом, это совместное с Ним дыхание, это Его дыхание, дарованное человеку. Вера, как знание, это признание приоритета Бога. Это осознанное чувство своей принадлежности Богу. Вера, как слово, - это правда, истина. Вера, как отношение, это любовь. Вера, как личность, это Иисус Христос. Вера, как процесс, это воссоединение с Богом. Вера, как личный опыт, это послевкусие от личной встречи с Богом. Послевкусие - это воспоминание о вкусе, о том как было хорошо, потому что Бог - это Хорошо, ибо всё, что Он сделал, есть хорошо весьма. Весьма - означает, что всем вместе во всём вечно хорошо. 🤣 С какой стороны не рассматривай веру, и как отношение, и как процесс, и как принятие, и как приятие, и как признание, и как потребность, как предчувствие, как чувство, как послевкусие, а всё одно всё сведётся к тому, что вера - это любовь. Апостол Павел выразил своё мнение, что "вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Это не слова Бога, а слова посланного Богом. Осуществление ожидаемого - это факт наступления события, если ожидание было обоснованным. Это - расчёт. Это - знание. Уверенность в невидимом. Это вывод мировоззрения, то есть вся система моих представлений о мире, говорит, что невидимое мною есть. Ожидаемое наступило точно так же, как невидимое есть. Мне кажется, что такое определение веры ни для Богопознания, ни для мировоззрения мало, что даёт. Ну, не больше, чем мои досужие измышления за веру. 🤣 Возможно, потому Бог и не дал нам в человеческих словах своё понятие веры, что вера это Он Сам и есть, и был и будет. А человеческий удел размышлять: А что же такое вера? Тогда как, возможно, что вера - это не что, а Кто!? Вот и думай после этого своей головой - как происходит зачатие, возрастание, делание, умирание и смерть веры. А она просто - вечная, как Жизнь без начала и конца, ибо быть может Она Сама Жизнь и Есть Сущая и Вечная. Я просто сказал, без умысла. Вера = Истина = Любовь = Жизнь = Бог = Иисус Христос. Вот такие забавные уравнения получаются без плюсов и минусов, без множителей и разделителей. Всё едино в этом цельном мире. Чем глубже погружаюсь в Священное Писание, тем веселее понимание становится в полном соответствие со словами Моисея своим еврейским братьям: "веселитесь пред Господом вы и семейства ваши" (Втор. 12:7)🤣🤗🙈😇

Вопрос о том, что такое вера контексте отношений Бога и человека и человека с человеком всё-таки не праздный. И совсем не очевидный. Особенно для тех, кто на старости лет решил искать Бога, потому, что тому и кому он верил до того, все накрылись медным тазом сразу после того. 😂 Бог не подарил нам Своё определение веры. В Ветхом Завете Бог не обсуждал с людьми вопрос веры и веры от них не требовал. Он был излишен, ибо Бог общался с людьми очно, и у них не возникало вопроса есть ли Бог? - Есть. Вот Он, Творец. Кто такой Бог? — Пойди и посмотри.

Причем, примечательно, что во времена Исхода, Бог был более озадачен, как сделать так, чтобы поверили не Ему, а Моисею. "Исх.19:9 И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу". И вот в этом - поверил навсегда - усматриваются и колебания веры, и то, что прошлые заслуги ничего не значат, каждый раз нужно снова доказывать, чтобы поверил. Так было и в Бытии "Быт.15:6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность". Поверил, а не уверовал. Разница огромная. Бог был человеку обычен и на слуху.

Во времена воплощения Сына Божия вопрос веры уже стоял иначе и остро, несмотря на то, что среди людей жил Живой Бог в лице Иисуса Назорея, но никто не мог в это поверить. Даже ближайшие Его ученики до явления к ним воскресшего Иисуса, не верили, хотя говорили, что верили. Сейчас тоже многие говорят, что верят. Да можно ли им верить?🤗 Иисус использовал в общении с людьми слова "веруйте" и "уверуйте". Веруйте — означает обретите веру и научитесь ею пользоваться. Лично я так понял Христа. «А кто с моим мнением не согласен, тот и на другие ереси способный». 😂 Действительно, чаще всего Иисус говорил: "вера твоя спасла тебя", в то время, как всем было очевидно, что не вера спасла, а Сам Иисус спас. За мгновение до спасения, вера, видимо, была, раз её рассмотрел Иисус, а вот спасения без вмешательства Христа, не было. То есть в том случае, когда человек абсолютно уверен, что Иисус ему может помочь, Он ему помогает. Из этого следует рискованный вывод, что вера - это признание в любви Богу в результате встречи с Ним. Есть от этих, многочисленных в Новом Завете случаев, ощущение, что вера у некоторых людей была до первой очной встречи с Иисусом, и они искали встречи с ним для исцеления, которое называлось часто спасением. Слух о делах, творимых Иисусом, порождал веру. Веру в разовое исцеление. Чтобы Он ни делал, чтобы ни говорил, никто в Него, как в Христа и Сына Бога Живаго не верил. Пётр только говорил так, но тогда ещё не верил, как показало дальнейшее развитие событий. Это мало что даёт для установления содержания понятия веры. И, конечно, не понятно нужна ли такая вера Богу? Он ведь и верность-то требовал лишь только от членов Своего избранного народа. Только в их отношении Он Бог - Ревнитель. Остальные - свободны об всяких обязательств.🤣🤗 Апостол Павел говорит, что вера - один из плодов Духа. Дух это Бог, и один из плодов Бога - это вера. С другой стороны, он же говорит, что вера - от слышания, а слышание - от слова Божия. То есть вера, есть производное от слов Бога, а Бог и есть Слово, и опять же вера - это плод или приплод Бога. Места для человека я здесь не вижу. С третьей стороны он же говорит, что вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Осуществление - это процесс. Уверенность - состояние ума. Возникает вопрос - ожидаемого от кого? От себя, от мира или от Бога? Это определение похоже на результат умозаключения. Иначе говоря, осмысление того, что происходит с человеком приводит разумного человека к уверенности, что в будущем или в невидимом ему ныне должно быть так, а не иначе. Это простая экстраполяция. Это не плод Духа. Это гипотеза. В первых двух определениях нет места человеку. В третьем определении нет места Богу. А вера, всё-таки, это про Бога и про человека, и про то как им не просто друг с другом ладить. 🤣 Есть также мнение, что вера - это доверие Богу и верность Ему. Это определение имеет глубокое основание в Библии. Во-первых, в древнееврейском "вера" трактуется как "верность". Во-вторых, верность - главное, если не единственное, требование Бога к сынам и дщерям Израиля в их отношениях с Ним. Между тем, такое определение веры указывает на то, что она обязательно результат встречи Бога и человека. А вот Иисус говорит своему ученику: "ты уверовал, потому что видел. Блажен, кто не видел и уверовал". Мол, после встречи с Богом, в Бога поверит каждый. А ты попробуй увидеть Бога собственным умозаключением!? Также понятно, что истинная верность возможна только на основе чистосердечного признания в любви. Если ты лишён пока возможности встречи с Живым Богом, ты вполне можешь общаться со своим представлением о Нём. Вера - это твоя жизнь, то, что ты думаешь, что говоришь, и что делаешь - это и есть твоя вера. То каков ты, таков и твой Бог, такова и твоя вера. Вера - это триединство замыслов, слов и действий. Это то, когда ты по другому не можешь. То есть, всё-таки, вера - это твоё признание в любви твоему Богу и, как следствие, твой обет верности Ему. То же и с верой в человека или человеку. Легко быть верным тому, кого ты любишь не меньше, чем себя. Тогда и иго - благо, и бремя - легко. А иначе - узы и кандалы.🤣 Если младенец живёт в верующей семье, то вера органически входит в его плоть, кровь, проникает естественным путём в душу и пронизывает дух. Он живёт верой, как дышит. И вера дальше возрастает вместе с ним, если он ею продолжает жить. Когда к вере идёшь в старости, то ты - "старовер". Если тебе не повезло и встречи с Богом пока не приключилось, ты имеешь возможность идти к Богу, только продираясь новым для тебя познанием через дремучую чащу твоего мировоззрения. Если ты продрался и остался цел и рад, то ты пришёл к вере. Если остался в недоумении, значит остался с надеждой. 🤣 Вера - это признание, которое дарит радость верности. Это не осуществление, не уверенность, не потребность, не добровольный союз между Богом и человеком, не сила сердца, и не дар Божий. Это признание, могущее стать призванием. И жизнь по призванию вследствие признания. Что говорит Бог о вере? Ничего не говорит. Ждёт её от нас. Вера - это сосуществование с Сущим. Уверенность в том, что ты сотрудничаешь с Ним для продолжения нашего общего дела Божиего домостроительства. Ощущение, что ты с Богом. С тем, кто несомненно выше тебя духом, сильнее умом и мощнее душевно. Уверенность, что внутри тебя Бог. Что Бог с тобой и ты Ему верен. Это наш дар Богу. Не от всякого Он примет этот дар. У кого не примет, того вера тщетна. 🙈 А у кого принял дар, того сразу видно. Ему легко в жизни и радостно в трудах, он добродушно весел, в меру сыт, гармонично пьян, поёт самозабвенно изысканные песни, лихо и грациозно на кураже пляшет во славу Божию, от него исходит свежайшее благоухание Духа Божьего... Первые верующие во Христа были рыбаки. А рыбак рыбака видит издалека. 😂 С детства люблю рыбалку... Правда, похоже, немного не на том пруду рыбачил. 🤣 Но тоже - хорошо. И хорошо весьма. Рыбаку без веры - никак нельзя. Верую в то, что сотворил Ты, Господи, вначале - хорошо, что ныне - хорошо, и что будет - тоже хорошо. Наверное, на сегодня это всё, что я могу сказать за веру. Вот. Каждый верующий вправе сформулировать для себя и своего Бога свое определение веры. И если Бог в ним согласится, то им будет хорошо. Всем всего хорошего. Да благословит нас Господь и сохранит! Да призрит на нас Господь светлым лицом Своим и помилует! Да обратит Господь лицо Свое на нас и даст нам мир! Шалом Алейхем. Миру -мир. Аминь.