Найти тему
Кино и Судьбы

Как зародился великолепный дуэт Фаины Раневской и Ростислава Плятта, просуществовавший около 30 лет

Ростислав Плятт и Фаина Раневская имели несколько общих черт, но при этом оставались совершенно полярными людьми. Ростислав Янович всегда хорошо приспосабливался к любым обстоятельствам. Он мог найти общий язык с самыми разными режиссерами. И вообще - был максимально доброжелателен. А сарказм из его уст слышался лишь в исключительных случаях.

Фаина Раневская и Ростислав Плятт
Фаина Раневская и Ростислав Плятт

Фаина Георгиевна напротив, была источником сарказма и колкостей. Она никогда не лезла за словом в карман и могла устроить конфликт буквально на ровном месте.

Многие знают замечательный дуэт Раневской и Плятта по театральным постановкам. Однако артисты сошлись намного раньше, а именно - в кино. Причем нужно отметить, что в большинстве картин ведущие роли забирала именно Раневская.

Кадры из фильма «Подкидыш»
Кадры из фильма «Подкидыш»

Так было в лентах «Подкидыш» и «Мечта». И лишь в середине 40-х Ростислав Янович смог составить достойную конкуренцию, превосходно сыграв Василия Григорьевича Бубенцова с его коронной фразой: - «Где бы ни работать, только бы не работать!»

Ростислав Плятт в роли Бубенцова, кадр из фильма «Весна»
Ростислав Плятт в роли Бубенцова, кадр из фильма «Весна»

В комедийной ленте Вениамина Дормана «Легкая жизнь» Фаина Георгиевна вновь заняла лидирующие позиции. Ее «Королева Марго» была тепло встречена зрителями, в то время как персонаж Плятта был где-то на фоне.

Кадр из фильма «Легкая жизнь»
Кадр из фильма «Легкая жизнь»

Несмотря на это Раневская видела в Плятте подходящего партнера. Она согласилась сыграть в ленте «Девушка с гитарой» исключительно из-за обещания, что рядом будет играть Ростислав. Однако он заболел, поэтому Раневской пришлось играть с Михаилом Жаровым.

Их дуэт не клеился с самого начала. После завершения съемочного процесса актриса заявила: - «Кажется, у меня наконец получилось исполнить роль, которую буду стыдиться».

Кадр из фильма «Девушка с гитарой»
Кадр из фильма «Девушка с гитарой»

На протяжении длительного времени Раневская и Плятт служили театру имени Моссовета. Но если Ростислав Янович был завсегдатаем, играя там с середины сороковых и до самого конца, то Фаина Георгиевна уходила и возвращалась.

Режиссер Юрий Завадский собрал в одном месте множество актеров старого поколения: Орлову, Марецкую, Бирман, и конечно же Плятта и Раневскую. Слишком много кандидатов, поэтому за возрастную роль в постановке «Странная миссис Сэвидж» развернулась нешуточная борьба. И закончилась она поражением Раневской, уступившей Любови Орловой.

Спектакль «Дальше-тишина...»
Спектакль «Дальше-тишина...»

Триумф Фаины Георгиевны случился в конце 60-х, когда Анатолий Эфрос поставил «Дальше-тишина...». Потрясающий дуэт Раневской и Плятта, играющих супругов Купер, собирал полные залы около 30 лет.

Кадр из фильма-спектакля «Дальше-тишина»
Кадр из фильма-спектакля «Дальше-тишина»

1978-ом на экраны вышла телевизионная версия постановки. Раневская оставила отзыв, сделав это в своем стиле:

- «Спустя годы сделали версию спектакля для телевидения - это меня доконало. В драматической сцене расставания Куперов нам нужно рыдать, а на съемочной площадке кричат о важности уложиться в сроки с точностью до секунды. У постановщиков смета, не уложатся - потеряют деньги»

- «Мне хотелось выкрикнуть: - возьмите себе мои деньги, но позвольте отыграть без хронометража!»

- «Непрофессионалы, которым плевать на то, что ощущаешь в этой душераздирающей сцене. Им лишь важно, чтобы оборудование было исправно и уложиться в хронометраж»

- «Я знаю, каждому свое, одним слезы, другим хронометраж, но ведь это искусство, недопустимо выражать слезы за отведенные секунды. Тогда их вообще стоит сделать глицериновыми. А такими я плакать не умею.»

- «Я последняя, точнее, одна из последних, еще Плятт остался, который тоже по-настоящему плачет»

#биографии #советские актеры #телевидение #театр и балет #культура