Ростислав Плятт и Фаина Раневская имели несколько общих черт, но при этом оставались совершенно полярными людьми. Ростислав Янович всегда хорошо приспосабливался к любым обстоятельствам. Он мог найти общий язык с самыми разными режиссерами. И вообще - был максимально доброжелателен. А сарказм из его уст слышался лишь в исключительных случаях.
Фаина Георгиевна напротив, была источником сарказма и колкостей. Она никогда не лезла за словом в карман и могла устроить конфликт буквально на ровном месте.
Многие знают замечательный дуэт Раневской и Плятта по театральным постановкам. Однако артисты сошлись намного раньше, а именно - в кино. Причем нужно отметить, что в большинстве картин ведущие роли забирала именно Раневская.
Так было в лентах «Подкидыш» и «Мечта». И лишь в середине 40-х Ростислав Янович смог составить достойную конкуренцию, превосходно сыграв Василия Григорьевича Бубенцова с его коронной фразой: - «Где бы ни работать, только бы не работать!»
В комедийной ленте Вениамина Дормана «Легкая жизнь» Фаина Георгиевна вновь заняла лидирующие позиции. Ее «Королева Марго» была тепло встречена зрителями, в то время как персонаж Плятта был где-то на фоне.
Несмотря на это Раневская видела в Плятте подходящего партнера. Она согласилась сыграть в ленте «Девушка с гитарой» исключительно из-за обещания, что рядом будет играть Ростислав. Однако он заболел, поэтому Раневской пришлось играть с Михаилом Жаровым.
Их дуэт не клеился с самого начала. После завершения съемочного процесса актриса заявила: - «Кажется, у меня наконец получилось исполнить роль, которую буду стыдиться».
На протяжении длительного времени Раневская и Плятт служили театру имени Моссовета. Но если Ростислав Янович был завсегдатаем, играя там с середины сороковых и до самого конца, то Фаина Георгиевна уходила и возвращалась.
Режиссер Юрий Завадский собрал в одном месте множество актеров старого поколения: Орлову, Марецкую, Бирман, и конечно же Плятта и Раневскую. Слишком много кандидатов, поэтому за возрастную роль в постановке «Странная миссис Сэвидж» развернулась нешуточная борьба. И закончилась она поражением Раневской, уступившей Любови Орловой.
Триумф Фаины Георгиевны случился в конце 60-х, когда Анатолий Эфрос поставил «Дальше-тишина...». Потрясающий дуэт Раневской и Плятта, играющих супругов Купер, собирал полные залы около 30 лет.
1978-ом на экраны вышла телевизионная версия постановки. Раневская оставила отзыв, сделав это в своем стиле:
- «Спустя годы сделали версию спектакля для телевидения - это меня доконало. В драматической сцене расставания Куперов нам нужно рыдать, а на съемочной площадке кричат о важности уложиться в сроки с точностью до секунды. У постановщиков смета, не уложатся - потеряют деньги»
- «Мне хотелось выкрикнуть: - возьмите себе мои деньги, но позвольте отыграть без хронометража!»
- «Непрофессионалы, которым плевать на то, что ощущаешь в этой душераздирающей сцене. Им лишь важно, чтобы оборудование было исправно и уложиться в хронометраж»
- «Я знаю, каждому свое, одним слезы, другим хронометраж, но ведь это искусство, недопустимо выражать слезы за отведенные секунды. Тогда их вообще стоит сделать глицериновыми. А такими я плакать не умею.»
- «Я последняя, точнее, одна из последних, еще Плятт остался, который тоже по-настоящему плачет»
#биографии #советские актеры #телевидение #театр и балет #культура