25K подписчиков

Российские ударные многоразовые БПЛА – в чем суть проблемы их массового производства в РФ

37K прочитали
"Русский витязь" - первый в мире четырёхмоторный самолёт. Его создали в Российской Империи (Wikipedia.org)
"Русский витязь" - первый в мире четырёхмоторный самолёт. Его создали в Российской Империи (Wikipedia.org)

Введение

В России гордой своей великой историей боевой и гражданской авиации, которая началась еще до Первой мировой войны и ознаменовалась уже тогда созданием первого в мире многомоторного самолет «Русский Витязь» («Балтийский Грант»), долгое время пренебрегали ударными дронами. Хотя еще во время холодной войны наши разведывательные БПЛА в 70гг. XX века были вполне на уровне требований своего времени. Но в 90гг. их развитию и производству очень мало уделяли внимания. Для тех лет обычная проблема вооруженных сил. Да и главный завод-производитель советских БПЛА - «Харьковский авиазавод» остался за рубежом после распада СССР. Хотя сами ОКБ, которые занимались в нашей стране тогда БПЛА (ОКБ Туполева и Яковлева), так и остались по-прежнему в России.

Советский разведывательный БПЛА Ту-141(Wikipedia.org)
Советский разведывательный БПЛА Ту-141(Wikipedia.org)

Лишь после конфликта с Грузией в 2008 году интерес к дронам у нас резко вырос. Начались их закупки за рубежом, обычно в Израиле, и налаживание своего производства легких разведывательных БПЛА. Это были как созданные по лицензии Израиля (Форпост), так и собственной разработки, как Орлан-10 – (подробнее о нем у меня тут), были и некоторые другие модели.

БПЛА "Форпост" - Российского произвоства на основе израильского разведывательного БПЛА «Searcher II»(Wikipedia.org)
БПЛА "Форпост" - Российского произвоства на основе израильского разведывательного БПЛА «Searcher II»(Wikipedia.org)

Их общее число в армии России одно из самых высоких в мире. Но это все разведчики и корректировщики артогня. Они не несли вооружения на своем борту. Да уже в Сирии мы кроме разведывательных БПЛА стали применять и легкие дроны-камикадзе. Но уже гражданская война в Ливии начиная с 2019 года показала высокую эффективность при определённых условиях ударных дронов китайского производства «Wing Loong» II (подробнее о них у меня тут) и турецких БПЛА «Bayraktar TB2» (подробнее о них у меня тут). Впоследствии БПЛА «Bayraktar TB2» неплохо показали себя в Сирии против подразделений правительственной армии Сирии, а впоследствии в 2020 году во время конфликта в Нагорном Карабахе. У нас начались активнее работы по собственным ударным многоразовым БПЛА класса MALE(дальнего радиуса действия для полетов на средних высотах (4500-14000м). То есть примерным аналогам вышеупомянутых турецких и китайских аппаратов, и американского «Predator» - (подробнее о нем у меня тут). Так же было заявлено о работе над более крупными аппаратами. Например, С-70 «Охотник». Он уже относится к классу HALE – (БПЛА дальнего радиуса действия для полетов на больших высотах). К такому классу относят весьма известный турбовинтовой американский БПЛА «Reaper» - (подробнее о нем у меня тут). Но С-70 заявлен как обладающий большим радиусом и скоростью полета, чем «Reaper».

БПЛА С-70 "Охотник" (Wikipedia.org)
БПЛА С-70 "Охотник" (Wikipedia.org)

Но хотя эти аппараты летают и не только летают, о чем не будем распространяться, но их массового применения однозначно нет. В нашей прессе и в блогах поднимают разговор о необходимости закупок таких ударных дронов Россией у других стран. Например у Ирана (об одном из иранских БПЛА у меня тут). Но эти предложения выглядят, казалось бы, очень странно. Мы ведь мощная научная и промышленная держава, даже с учетом всех текущих проблем с импортозамещением и давней проблемой в развитии технологий высокого передела. У нас богатые и достойные традиции разработки и производства авиационной техники, почти всегда более сложной, чем поршневые по преимуществу дроны класса MALE. Но странного тут нет на самом деле. И нет, пусть это многих и удивит в причинах появления этой проблемы чего-либо умысла или преступной глупости. Собственно, даже известные проблемы с количеством и качеством инженеров к этому тоже не имеют прямого отношения, как и недостаточное в целом общее финансирование высоких технологий и технических наук. Ниже я обосную конкретные текущие причины проблем с массовым серийным производством наших многоразовых ударных БПЛА класса MALE и HALE. Их надо решать и чем быстрее, тем лучше, но они были неизбежны по ряду причин.

Описание проблем

В России заявлено широкой публике о существовании трех моделей ударных многоразовых БПЛА класса MALE и выше. Первый это «Орион», в экспортном варианте именуемый «Иноходец-Э».

БПЛА "Орион"(https://www.vitalykuzmin.net)
БПЛА "Орион"(https://www.vitalykuzmin.net)

Это аппарат с поршневой силовой установкой и относится к боевым дронам класса MALE. Второй – «Охотник» С-70, про которых заявлены летные и весовые параметры близкие однодвигательным истребителям. Он оснащен турбореактивным двигателем и имеет сверхзвуковую скорость полета. Третий - «Альтиус» - он тоже класса MALE, хотя значительно больше и тяжелее «Ориона» и изначально задуман также с поршневым силовым агрегатом, который теперь хотят сменить на турбовинтовой российской разработки и производства. Но из них применяется со времен Сирии только «Орион» и то не массово. По крайне мере так явствует из открытых источников. На это видимо есть причины и что же могут дать об их причинах открытые и общедоступные для проверки источники? Во-первых, разберем проблемы самого известного и отработанного из выше перечисленных – «Ориона». Который, сам разработчик называет официально - «Комплекс воздушной разведки с беспилотными летательными аппаратами большой продолжительности полета»[2].

Как известно любой летательный аппарат строится вокруг двигателя. Первые полеты Орион совершил с канадским двигателем «Rotax»-914, который используют многие производители ударных БПЛА данного класса, включая американских, турецких и иранских. Но их поставки именно в РФ, в отличии от поставок даже в Иран, давно уже под санкциями. Иран сам выпускает только турбореактивные двигатели. Да у нас создают для «Ориона» поршневой двигатель АПД-110/120. Меж тем, как сказал в одном из своих интервью генеральный директор ЦИАМ( Центральный институт авиационного моторостроения) - Михаил Гордин еще в 2021 году: «Грустно, что их нет, но я уверен, что через пять лет появятся типовые отечественные поршневые двигатели различных мощностей – 50 "лошадей", 80, 150, 200, 500, на базе которых можно строить беспилотники в интересах Минобороны»[1]. В этом же интервью он указал и причины этого- «Современных российских поршневых двигателей в авиации почти не было, и вот пришли беспилотники, которые требуют такие двигатели, а их нет и компетенции потеряны. Последняя такая установка была создана у нас в стране 15 лет назад. Фактически мы сейчас воссоздаем школу поршневого авиадвигателестроения». При СССР мы ее забросили по понятным причинам. Тогда нам – как центру «Восточного блока» было выгоднее экономически передать производство легкой авиации нашим союзникам. Поэтому поршневой Ан-2 и двигатели к нему выпускали уже давно в Польской Народной Республике и это не единственный пример этого. Все равно рынок малой авиации был ограничен субъектами государства и государственными предприятиями. На западе ее развивал и спрос со стороны физических лиц с хорошими личными доходами. Такой класс у нас появился после 1991 года в больших количествах, но система регулирования малой авиации осталась весьма архаичной и порой еще более зарегулированной в некоторых отношения, чем при СССР. И хотя есть любительская частная авиация, инфраструктура для этого очень слаба. Причем это сказывается на малой авиации коммерческого назначения. В итоге нет и спроса на ее продукции, хотя потенциальная потребность в ней есть.

«Пчела-1Т» - разработан в ОКБ им.Яковлева, поставлялся в вооруженные силы РФ и КНДР(Wikipedia.org)
«Пчела-1Т» - разработан в ОКБ им.Яковлева, поставлялся в вооруженные силы РФ и КНДР(Wikipedia.org)

В итоге пока не возникла нужда в тяжелых БПЛА и вдобавок не были введены первые санкции еще в 2014 году никто не шевелился у нас с созданием поршневых и реактивных авиадвигателей для малой авиации. Тот спрос на самолеты и вертолеты с ними, что был до 2014 года, проще было удовлетворить закупками за рубежом. Меж тем авиационный поршневой двигатель требует иных несколько иных параметров и значит знаний от инженеров, чем поршневые двигателей для морского и наземного транспорта. Добавьте к этому что и эти двигатели мы исторически не всегда умели делать, а после 1991 года стали делать их еще хуже и реже, так же и меньше. А считать поршневой двигатель сильно проще в разработке, чем ракетные, турбореактивные и турбовинтовые двигатели нельзя. Они просто другие. Но они тоже относятся к тепловым двигателям, как и упомянутые выше иные типы и тоже весьма сложны для создания. В условиях хронического недофинансирования науки и техники, уже давнего дефицита инженерных и научно-технических кадров, неудивительно, что на данный момент поршневые двигатели для «Ориона» и подобных ему БПЛА у нас в стране в готовом к серийному производству виде отсутствуют. Но! - работы конечно ведутся, пусть и потребуется время для их завершения. И это по сути не вина конкретных исполнителей или заказчиков, как я указал выше. Далее возьмем вопрос возможности по оснащению поршневых БПЛА БРЛС (бортовой радиолокационной станцией) способными обеспечивать обнаружение и поражения управляемым вооружением движущихся наземный и воздушных целей в любых метеоусловиях и любое время суток. Тут чисто технический нюанс, что любая БРЛС потребляет электричество. В полете она его получает от основной силовой установки. И существующие в серийном производстве в РФ по открытым источникам БРЛС рассчитаны на получения питания турбореактивных и турбовинтовых двигателей. А они мощнее поршневых не только своим лошадиным силам, но соответственно и по возможности подаваемой в бортовую электросеть мощности. Значит для БПЛА с такой силовой установка нужно иная, новая БРЛС, способная работать с меньшим потреблением мощности. И такая официально создается это МФ-2. Но судя по открытой информации она хоть и установлена на «Орион», но о ее запуске в серию пока речи нет. Собственно, на другие заявленных носители ее также не ставят. А это уже давно серийные образцы пилотируемой российской боевой техники. Опять-таки вспомним, что появления у нас реактивной авиации, работы по создании БРЛС, рассчитанных на поршневые летательные аппараты нашим разработчикам не ставились. Наши серийные БРЛС изначально были очень эффективны, но они были рассчитаны и рассчитаны сейчас на более мощные источники питания, чем поршневые авиадвигатели. И это проблему надо решать, но она тоже потребует времени. Конечно определенное количество «Орионов» есть, и они применяются. Но это не массовое производство, столь нужное в текущих условиях для России. Есть еще одна проблема, о которой я расскажу ниже, в процессе рассказа о других наших ударных многоразовых БПЛА.

Но пока, что я расскажу о С-70 «Охотник». Да это аппарат более крупного класса, чем «Орион». Поскольку его двигатель - турбореактивный АЛ-31Ф, уже давно выпускаемый серийно, то проблем с ним нет. Его ставили еще на Су-27(подробнее о нем у меня тут). Как нет проблем и с БРЛС. Найти у нас БРЛС, способную питаться от АЛ-31Ф не проблема. Но есть одно обстоятельство. Данное «изделие» рассчитано по умолчанию на больший радиус боевого применения, сравнимого, как и прочие летные и масса-габаритные характеристики с параметрами современных легких однодвигательных истребителей(примеры таких истребителей у меня тут, тут и тут). А как быть с управлением им в условиях отсутствии я у нас системы своей системы спутниковой радиосвязи для БПЛА военного назначения? Да, им можно управлять по радиоканалу. Но для него тогда будет очень жесткое ограничение по дальности радиогоризонта. С учетом уязвимости БПЛА таких размеров на данный момент от ПВО противника смысла большого тогда в их автономных действиях нет. Американские БПЛА того же класса HALE действуют через спутниковый канал управления. Судя по открытым данным такие национальные системы управления военным БПЛА имеет только США и КНР. Речь подчеркиваю о спутниковом канале связи с БПЛА по защищенному каналу в Ku-диапазоне. Данный диапазон позволяет обеспечивать передачу мультимедийных данных в реальном масштабе времени. Поэтому он широко используется, в том числе и в нашей стране, для спутникового телевидения и спутникового интернета. Но для гражданских целей сигнал передается по открытому каналу. Для боевых ударных БПЛА любого типа нужна передача данных в том же диапазоне, но по защищенному каналу. Да, "Охотник" предлагают использовать как спутник пилотируемых боевых самолетов, особенно Су-57(подробнее о нем у меня тут). Да, такие аппараты уже испытываются не только у нас, но и за рубежом. Но насколько они имеют реальный практический смысл без получения ими возможности полной автономности не очень ясно. Как минимум потребуется двухместный вариант Су-57. И в любом случае они скорее для действий в районах со слабой ПВО противника. И она же требуется для «Ориона». Без него он не сможет реализовать весь потенциал, даже в случае появления серийных российский двигателя для него и полноценной БРЛС. Что касается «Альтиуса», то тут опять главная проблема именно в двигателе. Двигателями изначально служили немецкий авиационный дизель RED A03/V12. В планах его замена на турбовинтовой российский двигатель ВК-800. Но его нет на данный момент хотя бы просто «в металле». Вертолетный двигатель ВК-650ВК, например, уже на стадии стендовых испытаний (подробнее о нем у меня тут). Понятно, рано или поздно воплотят в металле и ВК-800, это лишь дело времени. Но пока его нет собственно и разговор о перспективах «Альтиуса» лишен всякого смысла. Для «Ориона» российские двигатели хотя бы уже испытывались. Также для «Альтиуса» ввиду значительных размеров сильно превосходящих даже самый большой серийный боевой дрон США разведывательного назначения RQ-4 Global Hawk (подробнее о нем у меня тут) нужна спутниковая система управления. Поэтому выход с ударными многоразовыми БПЛА самолетного типа один -продолжать работы над собственными поршневыми и турбореактивными двигателями для дронов, БРЛС для них, не забывая при этом о важности создания собственной системы спутниковой радиосвязи для БПЛА военного назначения в Ku-диапазоне. Все другие проекты создания ударных многоразовых дронов, включая вертолетного типа(подробней о таком проекте у меня тут), также нуждаются в спутниковой связи. Без нее эффективность их будет ниже, чем это возможно в случае ее наличия. Для задач ДРЛО, да можно обойтись без нее, но даже для вертолетных БПЛА в случае появления у них ударных задач, защищенная спутниковая связь Ku-диапазона очень будет полезна, несмотря даже на их заведомо меньшую по сравнению с самолетными БПЛА дальность полета. Тут интересы всех создателей таких аппаратов тесно смыкаются.

Заключение

Да, данная ситуация не очень хорошая, но время у нас еще есть создать собственных БПЛА самолетного типа класса MALE. И создавать поршневые двигатели, БРЛС и спутниковую связь для боевых дронов в приоритетном порядке. Причем двигатели для таких дронов могут найти себе применение и в пилотируемой малой (например для самолета "Байкала" - подробнее о нем у меня тут) и учетно-тренировочной авиации.

Источники(использовались только открытые источники)

https://mai.ru/science/studies/projects/#,

https://kronshtadt.ru/assets/files/productfiles/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD_%D1%80%D1%83%D1%81.pdf,

https://kronshtadt.ru/products/bespilotnyij-kompleks-orion,

https://ria.ru/20210205/gordin-1595903433.html,

Федор Болдырев 2022©

[1] https://ria.ru/20210205/gordin-1595903433.html

[2] https://kronshtadt.ru/products/bespilotnyij-kompleks-orion

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

Канал для истинных патриотов - все самое актуальное и важное в политике