Найти в Дзене

Как менялись интерьеры пассажирских самолётов

Оглавление

или краткий экскурс "почему спинка больше не опускается". Правда ли, что раньше было лучше? Пристегните ремни, мы начинаем!

Фото: ИФГФК
Фото: ИФГФК

1920-е: бар, оркестр и дух авантюризма

Несмотря на то, что пассажирские рейсы уже выполнялись в начале XX века, регулярность они приобрели только с формированием гражданских авиалиний. Переделанные военные бомбардировщики внушали легкий трепет и могли разместить на борту по 10-12 пассажиров. Путешествия стоили дорого, салон в лучшем случае обивался тканью и никак не был изолирован от внешней температуры и шума. Кроме этого, проблема туалетов и бортпроводников ещё не была решена, пассажирские кресла размещались в два ряда и просто ставились на пол самолёта. Всё это добавляло изрядного адреналина во время рейсов, посадка и отправление которых было знаменательным событием в местной прессе.

Салон пассажирского самолёта 30-х годов. Фото: COURTESY OF BOEING
Салон пассажирского самолёта 30-х годов. Фото: COURTESY OF BOEING

1930-е и 1940-е: купе и обед из 7 блюд

Внедрение металлических корпусов изменило представление о внутренней компоновке салона. Здесь всё еще было шумно, холодно и дурно пахло, поэтому авиакомпании старались отвлечь пассажиров высоким качеством обслуживания. В некоторых самолётах оборудовали полноценные купе со столиками, кроватями и утками на случай турбулентности (кстати, крякали в них гораздо чаще, чем на современных самолётах). Из новшеств: бар, обед из семи блюд, первые медсёстры-бортпроводники и диковина того времени — встроенный туалет, с выбросом отходов жизнедеятельности за борт через вытяжную трубу. Тсс.

Отдых пассажиров во время долгого перелёта. Фото: telegra.ph
Отдых пассажиров во время долгого перелёта. Фото: telegra.ph

1950-е и 1960-е: золотой век авиации

Так окрестили пассажирские авиаперевозки в США, где в 1952 году запустили первый самолёт с турбинами вместо обычных двигателей. В салоне стало больше места, каждое кресло раскладывалось в небольшую, но кровать, а обеды подавались в фарфоровой посуде. Помимо этого, на борту разрешалось курить. Полёт на самолёте был статусным событием, мужчины надевали выглаженные костюмы, женщины — лучшие платья и драгоценности. Не трудно догадаться, что билет на такой рейс был по-прежнему дорогостоящим (в 1954 году перелёт из Нью-Йорка в Лондон (туда-обратно) стоил около $600 или $7377 по современному курсу), поэтому среди пассажиров часто встречались бизнесмены, политики, кинозвёзды и другие состоятельные люди.

Boeing 377 Stratocruiser в разрезе. Фото: Courtesy Pan Am Museum Foundation
Boeing 377 Stratocruiser в разрезе. Фото: Courtesy Pan Am Museum Foundation

1970-е и 1980-е: денежная лихорадка

Авиакомпании вдруг поняли, что чем больше пассажиров на борту, тем меньше расходов, а значит ниже цена билета — больше клиентов. Бинго. Строятся по-настоящему большие самолёты, способные вместить в себя три ряда кресел и новые удобства для пассажиров. Так, в боингах 747 разместили музыкальный зал с фортепьяно, вводится понятие эконом-класса (но он не был похож на современный), в 1982 году установлен первый вакуумный туалет. Курить по-прежнему разрешено, но только в предназначенных для этого отсеках. Для привлечения новых клиентов появляется бизнес-модель лоукостера: еду и напитки какое-то время ещё подают, но сидения постепенно уплотняются, а бесплатный сервис и вовсе сводится к минимуму.

Музыкальный салон "Боинга-747" авиакомпании Pan American. Фото: dailymail.co.uk
Музыкальный салон "Боинга-747" авиакомпании Pan American. Фото: dailymail.co.uk

В погоне за выгодой безопасность отошла на второй план. Доступность билетов и отсутствие идентификации пассажиров давали аэропорту преимущество в скорости обслуживания рейсов, но привели к неминуемым и страшным последствиям в дальнейшем. Этот период отмечен большим количеством авиакатастроф и угонов самолётов.

1990-е и наши дни: безопасность, доступность и комфорт

Кризисы, меняющиеся цены на топливо и экономия авиакомпаний не сильно сказались на количестве пассажиров по всему миру — это значение только растёт с каждым годом. Появились усиленные меры безопасности, а вероятность авиакатастрофы для отдельно взятого пассажира составляет менее 1%. Рейсы стали демократичными и доступными, но чаще всего тесными — спинки в лоукостерах зачастую не откидываются, а из сервиса вам могут предложить лишь стакан воды и звуки плачущих детей. Впрочем, для решения этой проблемы существуют различные классы обслуживания и комфорта, некоторые авиакомпании предлагают путешествие в самолётах с просторным салоном, улучшенной звукоизоляцией и высоким качеством обслуживания. За соответствующую цену, конечно.

Место первого класса в самолёте авиакомпании Emirates. Фото: ilovetravel.ru
Место первого класса в самолёте авиакомпании Emirates. Фото: ilovetravel.ru

2050-е: комический шик и симуляция

Что нас ждёт в будущем? Авиастроительные компании не стоят на месте, периодически подогревая общественность новыми макетами и концепциями авиалайнеров. Одним из таких стал аэробус MAVERIC, спроектированный в 2020 году и воплотивший в себе идею огромного летающего крыла. Такая конструкция самолёта не только экономична и надёжна, но прежде всего позволит создать принципиально новую замкнутую систему, благодаря огромному пространству внутри авиалайнера. Здесь больше не будет привычных иллюминаторов — их могут заменить видеоэкраны и дополненная реальность, а внутренняя компоновка станет чем-то совершенно новым, и возможно, перевернёт современное представление об авиапутешествии.

Макет самолёта Airbus MAVERIC. Фото: airbus.com
Макет самолёта Airbus MAVERIC. Фото: airbus.com

На сегодня это всё! Не забудьте оставить комментарий и рассказать о вашем опыте путешествия на самолёте. Что вам запомнилось больше всего? А может, вам чего-то не хватает в современных самолётах?

Увидимся в следующей статье! Ваш полезный блог ИФГФК.