107K подписчиков

«Человек-амфибия»: интересные детали о культовой научной фантастике СССР

2,6K прочитали

 Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов.

Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов. Многие авторы и студии с любопытством посматривали на одноименный роман фантаста Александра Беляева, человека с трагической судьбой, однако проект далеко не сразу нашел своего режиссера.

Одной из главных проблем в постановке фантастики была связана с невозможностью создавать на экране впечатляющие спецэффекты. К постановке присматривались не только в «Ленфильме», но и в Голливуде, но технологические сложности отпугивали даже амбициозных постановщиков.

 Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов.-2

Идея экранизации лежала на полке, пока тема тайн подводного мира не оказалась на пике популярности в Советском Союзе в 50-е годы — тогда в кинотеатрах показывали работу Жака Кусто «В мире безмолвия». Эта лента вдохновила режиссера Владимира Чеботарева обратиться к классике Беляева, чтобы снять один из самых необычных фильмов того времени.

Вдохновленный подводными кадрами постановщик твердо решил поставить историю о существе, которое стало человеком. Главным лейтмотивом картины стала сказка для взрослых, в центре которой обреченная на трагедию любовь между амфибией и человеком.

 Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов.-3

Перед кастинг-директорами стояла непростая задача: фильму требовались актеры с внешностью, которая будет радикально отличаться от стандартов. Среди тысячи молодых артистов режиссер отдал предпочтение Владимиру Кореневу — актеру с голливудскими чертами лица, именно его постановщик видел в роли Ихтиандра.

 Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов.-4

Экранную возлюбленную человека-амфибии сыграла Анастасия Вертинская — после успеха «Алых парусов» актриса стала одной из самых востребованных звезд советской индустрии. Артистка с головой погрузилась в работу: она хотела непременно сама выполнять все трюки, ее не отпугнуло даже неумение плавать.

 Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов.-5

Чеботарев также был поглощен съемками и тщательно продумывал, как будут выглядеть подводные съемки. Так, режиссеру удавалось снимать эпизоды в воде с интервалами в одну-две минуты: за это время актеры успевали играть с задержанным дыханием, а затем дышали через акваланги. Все это время звезды находились под пристальным вниманием — режиссера консультировали аквалангист Владлен Кебкало и Рэм Стукалов, первый чемпион Советского Союза по спорту под водой.

 Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов.-6

Стоит отметить, киностудия не сразу дала «зеленый свет» амбициозному проекту. Кроме того, пока фильм снимался, в New-York Times появилась аналитическая статья: автор отмечал, что даже Уолт Дисней не решился на столь сомнительную авантюру.

 Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов.-7

Помимо трагической истории любви между Ихтиандром и Гуттиэре, «Человек-амфибия» стал запоминающимся благодаря удачно сконструированному научно-фантастическому миру. Так, Чеботарев вдохновлялся съемками в фильме Кусто, но не стремился их повторить. Режиссер решил пойти в противоположную сторону и создать условный, гротескный подводный мир, который не будет имитировать реальность — подобные попытки лишь навредили бы экранизации. Поэтому перед съемками у команды ушло много времени на тесты и эксперименты. Чтобы подводный мир выглядел убедительно, оператор Эдуард Розовский разработал систему съемки, в которой кадры снимались сквозь сетчатую клетку, где обитали рыбы, а также использовал прожектора — их добывали с реактивных самолетов.

Во многом атмосферу ленты также задавала музыка: над саундтреками работал композитор Андрей Петров. Благодаря ему в картине звучат джазовые нотки и латиноамериканские мотивы.

 Для многих зрителей «Человек-амфибия» запомнился в юные годы, как один из самых загадочных советских фильмов.-8

Кроме того, многим зрителям наверняка запомнились наряды главных героев. Так, Гуттиэре появляется в фильме в ярких летних нарядах — вдохновением для художников по костюмам послужил модный дом Dior, для поклонников моды мотивы этого бренда безошибочно узнаются в нарядах Вертинской.

Чеботареву не удалось лично закончить фильм: из-за раздутого бюджета студия уволила постановщика, на замену ему встал Геннадий Казанский — именно он завершил работу над научной фантастикой.

Премьера «Человека-амфибии» состоялась в 1963 году и стала самым ярким новогодним впечатлением того времени — зрители настолько стремились попасть на сеансы, что один из кинотеатров даже лишился витрины, которую выдавили посетители. Пресса разгромила картину, а оператор лишился места в партии. Несмотря на это, фильм прочно вошел в историю и превратился, как и было задумано, в главную сказку для взрослых.