С 2004 года я занимаюсь проектами, связанными с международной деятельностью. Наша команда готовит управленцев как «универсальных» солдат. «Как это?», спросите вы. Постараюсь простым и ясным языком рассказать вам о нас, нашем методе и почему мы этим занимаемся.
Ландшафт мира изменился, как и сам мир. Кто-то считает, что мы живем в эпоху турбулентности, кто-то в эпоху изменений, но и в том, и в том случаи нередко оперируем весьма устаревшими знаниям, а кто-то пытаемся привнести что-то новое. Мы исходим из своей практики (опыта), фундаментальных и междисциплинарных знаний, визионерства, футурологии.
В этой статье я постараюсь ответить на три вопроса:
- как влияет происходящее в мире на профиль управленца? Специфика международной деятельности, на примере ШОС, БРИКС, РИК, СНГ (наши стратегические приоритеты)[1] в обучающем процессе;
- какой должен быть профиль управленца?
- какие ценности должны быть у управленца «высшей стратегической пробы»?
Почему я начинаю эту статью с аналитической информации по интеграционным структурам? Я придерживаюсь той точки зрения, что Россия является инициатором и держателем повестки интенсификации интеграционных процессов, которые призваны усилить ценность каждого участника процесса; привнести в диалог с партнерами-странами новый формат, который определяется как «гуманистическая составляющая, понимаемая как адаптация и готовность человека к новому формату диалога во имя будущего («Шанхайский дух»)[2]; создавая возможности и условия для решения социальных проблем, увеличивая экономический потенциал всех государств-участников.
ШОС, БРИКС, РИК, ЕАЭС, СНГ мы не ставим эти интеграционные объединения в позицию конкурентов друг с другом, мы рассматриваем все интеграционные объединения (и не только эти, имеется ввиду, все какие есть на сегодняшний момент), как важный ресурс для их саморазвития.
То, что мы с вами наблюдаем в последнее время - смены парадигмы развития мира и связанная с этим трансформация системы международных отношений дает нам возможность осмысления наблюдаемых изменений и поиск новых решений в подготовке кадров.
Когда мы обсуждаем с коллегами какой должен быть профиль управленца, мы учитываем происходящее в таком глобальном проекте как выстраивание полицентричного мира, альтернатива Западу - монополярная глобализация. Альтернатива? Нет, это уже реальность и это послужило активному росту по созданию различных масштабных международных союзов (евразийского, исламского и др.), поиск подходов к возможному в будущем совместному обустройству Евразии.
Необходимость поиска профиля управленца настоящего через будущее и ответов на вызовы процессов трансформации мироустройства, мы анализируем происходящее, прогнозируем будущее, собираем отраслевых экспертов, лучших из профессорско-преподавательского состава, визионеров, футурологов для поиска профиля компетенций управленца, так как все эти вызовы требуют качественно другого уровня подготовки управленцев «высшей стратегической пробы».
Уже прочитывается замысел сближения пяти незападных цивилизаций — русской, китайской исламской, индуистской и буддийской» и ШОС может стать ядром некоего особого мира без четко обозначенных границ, но пронизывающей все планетарное пространство (гипотеза, на мой взгляд, очень жизнеспособная), только есть одно слабое место у ШОС – это отсутствие у стран — участниц концепции социального, гуманитарного и экономического обустройства из-за гигантского пространства взаимодействия, что подтверждает наши поиски профиля управленца «высшей стратегической пробы».
В 2006 г. ШОС была определена как единственная в мире межцивилизационная организация регионального типа [Арсланова 2010][3]. В 2010 г. ШОС получила определение как новаторская модель «дееспособного взаимодействия без движения к суперконсолидации с эвентуальным появлением наднациональных органов, наделенных директивными функциями» [Воробьев 2012][4]. В 2014 г. ШОС была названа «организацией нового типа с открытым интеграционным пространством Восточной Евразией»[5].
Создание БРИКС[6], прежде всего, стало ответом на недостаточность традиционных для XX в. экономических и геополитических обоснований и мотивации при определении приоритетов развития человечества [Roberts 2010][7].
Пришло время проявления новых принципов развития человеческой цивилизации и появления новых ведущих драйверов глобальных изменений. БРИКС рассматривается как альянс реформаторов новых международных отношений с возможностью рассмотрения превращения БРИКС в реально действующий механизм системы глобального управления, не даром появляется лозунг «Жить с опорой друг на друга».
На повестке дня, как в ШОС, так и в БРИКС – выработка новых алгоритмов выстраивания отношений между народами, выстраивание интерконтинентального, международного, межрегионального, межцивилизационного партнерства.
Глобальная организация труда диктует новые законы, принципы, подходы, форматы к обучению и подготовки кадров.
Социальный, гуманистический и экономический реализм станет ключом к добрососедству, определит логику нового осмысления и подходу к квалификационным требованиям управленцев.
Форматы многостороннего сотрудничества, реализуемых в рамках ШОС, БРИКС, РИК, СНГ, ЕАЭС, предполагает поиск новых моделей развития мира и обеспечения жизнедеятельности человека, где человек становится носителем ответственности (главным актором) «Tit deviens responsable pour tpujows.de се que tit as apprivoise» - «Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил» («Маленький принц», Антуана де Сент-Экзюпери), природосбережения, уважения и любви ко всем и каждому на нашей планете и в каждой стране «будь добр всегда, когда это возможно. А это всегда возможно» (Далай-лама XIV).
[1] Это приграничные страны с Россией, континентальные приоритеты, межрегиональные связи
[2] В.И.Юртаев, А.С.Рогов «ШОС и БРИКС: особенности участия в процессе евразийской интеграции»
[3] Arslanova, E.B. (2010). The Shanghai Cooperation Organization as an institution of regional security. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, 3 (3), 62—71. (in Russ.).
[4] Vorob'ev, V.Ya. (2012). SCO as a growing lord of the “Heartland”. Russia in Global Politics, 1, 196—204. (in Russ.).
[5] Шарко С.В. Страны БРИКС, ШОС и современный миропорядок. Высшая школа экономики, 2014 (дата обращения: 10.02.2017; доступ по ссылке: http://su0.ru/YAkZ).
[6] Группа БРИКС (BRICS) возникла 18 февраля 2011 г. (к группе БРИК — Бразилия, Россия, Индия, Китай — присоединилась Южно-Африканская Республика). Тем самым впервые возникла межрегиональная союзная группа «больших экономик» с потенциалом открытого терминала (gate) в Африку, Азию, Европу и Латинскую Америку. Впервые аббревиатура БРИК была предложена аналитиками банка «Голдман Сакс» в ноябре 2001 г.
[7] Roberts C. Russia's BRICs Diplomacy: Rising Outsider with Dreams of an Insider // Polity. 2010. Vol. 42. No. 1. P. 38—73. DOI: 10.1057/pol.2009.18.