Найти тему
Игорь Орлов

Старец Власий и исцеление умного

Оглавление
Старец, схиархимандрит Власий
Старец, схиархимандрит Власий

К старцу Власию (Перегонцеву) иногда приезжал один мужчина. Старец называл его «профессором». Вроде много знал всякого разного, но в душе своей сам человек этот считал, что не знает самого главного и найти не может. Оттого и живет не так, будто не по - настоящему. В тумане?

-2

Через старца он хотел понять ответ. Старец будто бы уходил от него. Пока однажды…

Предыстория.

Валентин (имя изменено) с пор юности своей был не удовлетворен собой, жизнью. Казалось ему, что жизнь идет не так. Это толкало его на поиски ответа и изменений.

В школе учился неважно, пока в конце ее не "взялся за ум". Взявшись, поступил в институт и закончил с красным дипломом. Потом другой. Полюбил учиться и понял как.

Самообразованием занялся. Работал над собой. То над умом, чтобы мыслить лучше. То над характером. То еще над чем-то. Всякий раз откуда-то приходила ему гипотеза: чего ему не хватает, чтобы жить стало хорошо.

И вроде бы изменения происходили, но это не приносило удовлетворения. Что-то так, на поверхности.

В лени и нерадении его нельзя было обвинить. Но наблюдая за собой, что столько разных гипотез о себе самом не прошли проверку – он задумался над тем, может ум дурной, если идеи и гипотезы приходящие ему ложные, не спасительные?

К слову сказать, люди вовсе не считали его не умным или глупым. Он сам себя считал таковым, в душе своей.

Изучать Валентин стал религию, философию, логику, психологию, эзотерику, мистику, астрологию, чтобы найти ответы. Но вот беда: в каждой из этих отраслей куча школ, конфликтов между ними и влияний. Все они борются между собой. Чему доверять? Запутался. Эрудиция стала как у профессора, а воз жизни и он сам все там же стоят.

Приход в церковь.

Стал ходить в церковь, поддавшись на то, что она, вроде, дает спасение. Тонет ведь он в множестве конфликтных знаний и полузнаний. Раз тонет – надо спастись.

В церкви общался с самыми разными священниками. Но изменений жизни не было. Ему казалось, что церковь это ритуал, мистика и уход в надежды, ожидания или утешение. А ответ, решение, изменение?

Он и исповедовался, и причащался, и богослужения посещал, но изменений не было.

Благочестивый монах.

Ходил он в Храм на исповедь к одному батюшке, монаху Феодору. Про него говорили, что прозорливый он и советы дает хорошие. Валентин этого не видел. Но ему сказали люди, знающие монаха по опыту: потерпи. Скажет.

-3

И сказал тот:

- Разума духовного проси у Бога более всего. Обычный разум есть у всех. А духовный – Бог дарует. Его проси.

Что сделал Валентин?

Он стал просить - то есть произносить просьбы к Богу. Кроме того, он стал читать много по этой теме, у святых. Что такое духовный разум и как его обрести, что делать надо. Пытался, пытался, но разум такой не открывался ему.

Совет прихожанина.

Один прихожанин церкви - Николай, в которую стал ходить Валентин, сказал ему: съезди к старцу. Священник одно, монах другое, старец третье. Уровни разные. Есть один схимник, говорит Николай, на Афоне он подвизался одно время – отец Власий. Съезди к нему в Боровскую обитель. Путь не близкий, но того стоит.

-4

В обители.

Валентин воспользовался советом. Поехал в Боровскую обитель, отстоял огромную очередь, попал к старцу.

Старец Власий сразу поприветствовал его как «профессора» и положил ладонь на голову. Не смог ему о наболевшем сказать Валентин. Но старец сам ему сказал:

-5

- Больше читай Евангелие, святых читай. О покаянии и спасении. Корми душу и ум свои Светом. И помни, что ко Христу мы приходим, а не просто на службу постоять или исповедаться, будто долг Богу отдать.

Недоумение.

Валентин не понял старца. Читал он Евангелия, читал святых. Но будто тома энциклопедии укладывал в голову. Мог бы уже экзамен профессору богословия Осипову сдать. Эрудиции во, а жизнь не меняется. Что делать? А поеду- ка опять к старцу Власию и спрошу, может во мне что не так – подумал Валентин.

Профессор Осипов А.И., которому можно сдать экзамен по богословию
Профессор Осипов А.И., которому можно сдать экзамен по богословию

Снова старец Власий.

Опять тоже самое. Попал к старцу, нашел силы спросить, что у него не так, ожидая, что старец, как аудитор, выложит ему перечень его грехов для исповедания. А он возьмет перечень и по пунктам все исправит. Ан нет. Ответил ему старец Власий:

- К Богу, Христу обращайся чаще. В Нем ответ. Спасаемся мы Христом.

Кризис.

Валентин не понял совета. Разве он не обращался к Богу? Он уже тома просьб отправил в Небесную Божественную канцелярию в молитвах своих. И что?

Не получил, подумал Валентин, и от старца искомого ответа и понять его советы не мог.

Приуныл он совсем и не знал, что делать. Накопилось в нем великое недовольство собой, жизнью, всем. Втройне обидно, что трудов много, выхлопа мало.

"Если свет, который внутри тебя тьма, то какова тьма?" - приходил ему евангельский вопрос. Но потом уходил: не это ему важно - какова тьма. Другое.

И приходило: "Слава Тебе, Господи, показавшему нам Свет". Свет увидеть. Хоть краешком.

Думает Валентин: поеду последний раз к старцу Власию. Не поможет – не буду больше приезжать. Поможет – значит поможет.

Помощь старца Власия.

Что увидел в Валентине старец Власий – неизвестно. На отчаянный вопрос Валентина: что же делать? – старец глубоко задумался или молитву в душе своей к Богу вознес. Дал ответ:

- Сердце…Разум сердца… Вот куда Христа пусти. Свет Истины Его. Молитвой Иисусовой... Услышь, пойми ее. А то, что на сердце неразумном заслоняет Христа, удали покаянием. Христос подаст покаяние. Разум откроет.

Положил ему опять ладонь на голову, как в первый раз, и, благословив, сказал:

- С Богом.

Озарение и исцеление.

Странное дело, но именно в тот момент, как он вышел от старца, Валентину открылось понимание. Состояние ли его души и ума было готово внять этому, настойчивость ли или опыт духовной жизни, который он приобрел или молитва старца за него,и не одна? Или все вместе? Кто бы знал, как подает Бог разумение. Но оно случилось.

Валентин удалился из городской квартиры и несколько дней жил в деревенском доме. Есть не хотелось. А вот "Господи, помилуй" шло, само. Где помилуй - по милости Твоей открой Свет в сердце моем.

Ему шло разумение о его жизни, о нем самом, и открывались области для честного истинного покаяния. Покаяния, чтобы открыть дверь сердца Христу, дверь разума сердца для Истины Его.

Вот ведь как. А раньше, вычитывая молитвы к Причастию, он даже не разумел, почему в них так много святых слов о даре видения своих грехов. Увидеть истинные грехи (то реальное, что заслоняет Бога и Истину Его) и иметь силы их исповедать – дар Свыше.

Пришло сердечное понимание слов этого святого прошения, его смысла для спасительного решения в его, именно его, жизни. Сейчас.

Понял он и то, что много учась и читая он ласкал информацией, формальными знаниями лишь поверхность ума. Умный? Слепой среди слепых.

Сердце, разум сердца не питается такой информацией. Лишь Светом Евангелия.

Благословенный монах и старец Власий сказали ему об этом. Но проникся он этим и уразумел только сейчас.

Послесловие.

Валентину были даны силы на исповедь. Нужную, божественную.

Разум сердца открылся Богу, в той мере, в которой было возможно. Но даже этой меры было более, чем достаточно. Бог далее подсказал ему путь и открыл возможности, которым он последовал.

Понравилось – ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.