792 подписчика

Как начать работу аналитиком данных?

В материале разберем, как будет развиваться сектор в кризис, какими навыками и знаниями должен обладать начинающий аналитик, какие бывают специализации и задачи, а также — как предыдущий опыт поможет перейти в профессию.

Прогноз развития сектора

Во времена кризиса многие компанию стараются судорожно свести дебет с кредитом, аналитика становится особенно актуальной по ряду причин: важно посчитать, что компания имеет сейчас, что бы хотела иметь и скорректировать действия по выполнению поставленных планов. Основной целью будет:

  • сокращение костов (затрат) для сохранения текущей позиции
  • поиск дополнительных возможностей для роста — этим скорее занимается продуктовый аналитик, его задачи и другие виды специалистов затронем чуть дальше

Поскольку в нестабильной ситуации аналитик — важный инструмент, умение обращаться с данными — ценный навык, поскольку аналитики становятся людьми, способными ответить на вопросы “как нам дальше жить?”, “что делать?” и “как скорректировать планы на год-два?”, а также принять верные data-driven решения.

Важно понимать, что не все компании смогут увеличить или хотя бы сохранить объемы найма на прежнем уровне, поэтому чем большим спектром навыков вы обладаете — тем больше у вас шансы получить должность (в кризис хочется нанять меньше, но лучше). Получается, основной запрос сейчас на высокий уровень скиллов, но с другой стороны, джуниор-специалисты тоже актуальны: растущий внутри компании кадр, хранитель знаний, недорогой, но при этом желающий обучиться. Важно будет показать высокую мотивацию.

Новичок в IT — что делать и надо ли?

Для начала, стоит определиться с тем, хочется вам именно в аналитику или нет.
Важно понимать, что помимо решения творческих задач есть достаточно внушительное количество рутины и копошения в огромных таблицах.

Если внимательное прочтение строк выше вас не отпугивает и вы любите периодически позалипать в табличках, плюс, вы детально изучили виды задач у аналитиков и избрали для себя наиболее предпочтительный путь, необходимо:

  • выучить базовые запросы в SQL
  • освежить в памяти университетский курс статистики (при наличии профильного образования) — даже если вы претендуете на вакансию бизнес-аналитика, часто разделение задач между различными специализациями в аналитике может размываться, поэтому этот пункт важен.
  • открыть книги/видео/тг-каналы с бизнес-кейсами для развития продуктового мышления — большинство продуктовых компаний отходит от парадигмы, будто аналитик занимается исключительно подсчетом цифр и визуализацией дашбордов. Сейчас от аналитика будут ожидать чуть большего: например, не просто эксель-таблицу, но и предложения по решению проблемы, рекомендаций. Важно понимать, что делает компания и в каких целях.
  • нарешивать задачи в sql-тренажерах и везде, где найдете примеры реальных аналитических задач
  • визуализация данных — например, можно скачать большой датасет и попрактиковаться на тестовых аккаунтах

После того, как вы более-менее освоите перечисленную выше базу, можно переходить к поиску работы. Из-за большого количества кандидатов стоит заморочиться с резюме и подготовкой его к идеальной для вас вакансии: детально изучить, что требуется в компании мечты, и постараться максимально адаптировать имеющийся опыт под требования работодателя.

Помогут в этом примеры реальных задач с собеседований на glassdoor.com или где-нибудь еще :)

Nota Bene: аналитик — это все же технический специалист, хоть и с часто смешанным функционалом. Чтобы сильно не разочаровываться, не стоит пытаться без опыта сразу заскочить на позицию middle.

Какие задачи выполняет аналитик?

Если говорить о позиции аналитика в целом, не разделяя на отдельные подвиды (об этом дальше), то можно выделить такие задачи:

  • Может прогнозировать будущие сценарии — от аналитика ожидают, что он способен построить базовый прогноз, например, даже с помощбю Excel, основываясь на исторических данных за прошлый год, можно спрогнозировать какую-либо метрику на ближайший квартал. Чем выше уровень, тем продвинутыми будут прогнозы: появятся более сложные графики, возникнет необходимость применения Python и тд.
  • Подсвечивает точки роста и успешные кейсы — часто применимо к продуктовым аналитикам, тем не менее от бизнес- или дата-аналитиков это могут ожидать в том числе (вспоминаем поинт про размытость задач). Например, когда компания не понимает, что ей делать сейчас, она нуждается в построении стратегии на основе текущих ресурсов.
Аналитик в этом случае может посмотреть на продуктовый портфель и сказать: мы все это время концентрировались на продукте А, хотя еще неплохо перфомил продукт Б, почему бы не попытаться промотировать его тоже или продавать в качестве апсейла.
Или: сравнить маркетинговые стратегии и предложить использование наиболее оптимальной.
  • Помогает лучше узнать ваших пользователей (паттерны) — аналитик может отследить поведение клиента на сайте или в приложении, оценить “кликабельность” каких-то баннеров и прийти в рекомендациями к отделу продукта
  • Держит руку на пульсе (аналитика рынка и внутренняя: дашборды и прочие фокусы) — аналитик должен быть осведомлен, что в целом происходит в индустрии продукта, которым он занимается
  • Разумеется, занимается текучкой — эдхоками  (срочные важные задачи из какой-либо команды), А/В -тестами (если умеет)
  • Ищет инсайты в данных в рамках продолжения стратегии и целей компании (важно!!!), а не делает работу “чтобы было” — сейчас многие компании стремятся собирать всевозможные данные и нередко аналитикам приходится считать какие-то метрики только потому, что “конкуренты тоже считают”. Такой подход следует заменять на “чтобы надо” и собирать данные, которые действительно будут помогать продукту и компании
  • Иногда плоды его трудов помогают привлечь внимание инвесторов и создавать инфоповоды

Какие бывают аналитики?

Продуктовый аналитик

  • Проводит исследования по типу ‘как повышение цен скажется на нашем общем перформансе’, ‘почему упала конверсия’, ‘почему этот продукт перестал перформить’
  • Готовит и считает результаты АВ-тестов
  • Делает дашборды и эдхоки в рамках своего продукта
  • Основная его задача: находить точки роста в продукте и генерить инсайты из этого
  • Обычно привязан к конкретному продукту/команде, сфокусирован только на них

Навыки: SQL, Python/R,  хорошее знание математической статистики и теории вероятности, визуализаторы данных типа Tableau, Qlik, Power BI

BI-аналитик

  • В основном, строит дашборды и отчеты, чтобы все стейкхолдеры могли отслеживать на них операционную эффективность
  • Чаще всего немножко умеет в дата-инжиниринг
  • Помогает оптимизировать процессы в компании (автоматизирует отчётность, рассылки, помогает в организации хранилища данных)
  • Делает разные выгрузки по запросу
  • Чаще всего работает кросс-командно — сразу с несколькими командами (но бывают исключения)

Навыки: SQL, ETL, визуализаторы данных

Бизнес-аналитик

  • Занимается сбором, анализом требований и формированием детальных ТЗ (use cases, блок-схемы, модели данных)
  • Является эдаким посредником между разработчиками и бизнесом
  • Конечно же, анализирует  проблемные области и формулирует предложения для улучшения
  • Управляет требованиями (обработка запросов на изменение, анализ и описание влияния на существующие требования)
  • Опять же, может делать запросы и дашборды по просьбе заказчиков

Навыки: SQL, визуализаторы данных, плотная работа в Confluence, BPMN (BizAgi Modeler) , UML

Системный аналитик

  • Чаще всего бдит документацию всех данных, таблиц
  • Детально описывает структуру данных, бизнес-процессы, чтобы это было всем понятно
  • Является промежуточным звеном между разработкой, дата-инженерами и бизнес-командой: собирает запросы, комментарии и жалобы от бизнеса

Навыки: UML, BPMN и инструменты для него, Confluence, SQL/Python

Маркетинговый/веб аналитик:

  • Улучшает эффективность performance/медийных каналов привлечения
  • Работает над оптимизацией воронки пользователей
  • Тестирует и развивает модели атрибуции, анализирует цепочки маркетинговых каналов и их взаимодействия между собой
  • Оценивает окупаемость запускаемых кампаний (их ROI)

Навыки: SQL, Python, Google Analytics, визуализаторы данных как бонус, инструменты мобильной аналитики (Amplitude), математическая статистика

А еще есть дата-аналитики, которые часто являются комбинацией либо всего из вышеперечисленного, либо частично :)

Разновидностей аналитиков на рынке — масса, но:

  1. Во-первых, важно определиться, что вам нравится больше всего — наводить порядок в данных, находить инсайты и точки роста или строить дашборды
  2. Во-вторых, не пытайтесь объять необъятное, как бы ни хотелось: продуктовому аналитику не стоит пытаться совмещать его работу с функционалом системного аналитика (например)

Лучше выбрать направление себе по душе и фокусироваться на нем :)

Как переиспользовать текущий опыт?

Вопрос неоднозначный, поэтому вариантов несколько:

Вариант 1

Вы приходите в IT-аналитику с соответствующим образованием (IT, экономика, бизнес-анализ) — в таком случае вы вспоминаете пройденные курсы по статистике/теорверу, вспоминаете задачки, которые решали, и добиваете сверху SQL и прочими радостями

Вариант 2

Вы приходите в IT-аналитику с похожим опытом: например, работали аналитиком продаж или аналитиком в какой-нибудь FMCG-компании, то есть типовые задачки решали, рекомендации давали, но инструментами не владеете: тогда докачиваем продуктовое мышление и снова SQL

Вариант 3

Вы приходите в IT-аналитику вообще из другой сферы, ничего подобного до этого не делали и ничему такому не обучались. В таком случае, самое релевантное — взять полноценный курс, где вы пройдете все, начиная с самых основ. Самостоятельно может быть сложно, а вот кураторы/менторы на курсах могут здорово помочь.

Полезные материалы

Успехов ;)