Когда дети испытывают социальную тревожность, они боятся ситуаций, в которых им приходится взаимодействовать с другими людьми, и боятся ситуаций, в которых они будут в центре внимания.
Их часто беспокоит, что другие будут плохо о них думать или что он (ребёнок) сделает что-то постыдное.
Узнайте больше о развитии детей, о новых тенденциях развития и воспитания в нашем образовательном портале ДО.online
Что такое социальная тревожность у детей?
Социальная тревожность в основном наблюдается у детей старшего возраста и подростков, но диагностируется даже у детей в возрасте четырех лет.
Некоторые из признаков социальной тревожности могут быть похожими на эти:
•Они стеснительны или замкнуты;
•Им трудно подходить к другим детям;
•У них ограниченное количество друзей;
•Избегают социальных ситуаций, когда они замечают, что могут оказаться в центре внимания (например, нежелание начинать игру, даже когда об этом просит учитель; не отвечает на вопрос перед другими детьми, особенно, когда все от него этого ожидают, и т. д.);
•Они думают, что произойдут плохие вещи;
•Школьники, как правило, боятся читать вслух перед классом или отвечать перед другими;
•Иногда дети начинают избегать повседневных дел, таких как посещение садика (симуляция болезни и т. д.);
•Дети избегают или почти никогда не выступают перед сверстниками или пожилыми людьми;
•Кроме того, они нередко боятся заказывать еду перед другими, если они находятся в ресторане с не очень близкими людьми, избегают вечеринок по случаю дня рождения, не навещают друзей;
•Маленькие дети боятся новых вещей, они раздражительны и плачут, отказываются говорить;
•Некоторые дети с социальной тревожностью очень внимательно следят за событиями в группе сверстников, но они никогда не играют с другими, но всё, чему они научились, например, в детском саду, могут и хотят повторить дома без ошибок;
•Детям с социальной тревожностью не хватает уверенности, чтобы пробовать что-то новое, и иногда случается, что они не могут справиться с ежедневными проблемами;
•Некоторые взволнованные дети подвержены вспышкам гнева;
Как и у взрослых, социальная тревожность у детей может также иметь физические симптомы, такие как тошнота, боль в животе, покраснение, дрожание рук и тому подобное.
Нелегко заметить социальную тревожность в этом возрасте. Причина также этого в том, что её часто списывают на стеснительность и “детские” проблемы. Кроме того, причина в том, что дети не могут выразить словами свои чувства. В большинстве случаев у детей младшего возраста нет развитого набора слов, чтобы рассказать близким о своих проблемах.
Застенчивость или социальная тревожность?
Застенчивость не является проблемой сама по себе, многие застенчивые дети заводят крепкие, долговременные дружеские отношения. Застенчивость - это проблема, когда она мешает ребенку заниматься повседневными делами: говорить со сверстниками, говорить с взрослыми или ходить на мероприятия, например, в детском саду. В этом случае проблему необходимо решить как можно скорее.
Как родители могут помочь?
Есть много вещей, которые вы можете делать дома со своими детьми, когда вы находитесь в другом социальном окружении или когда вы говорите с ними об их эмоциях.
Дома:
•Постарайтесь подготовить своего ребенка к ситуациям, которые напугают его и обеспокоят. Разыграйте подобную ситуацию в доме и помогите ему свыкнуться с ней, чтобы в будущем он уже был готов к ней;
•Сыграйте с вашим ребёнком в “детективное мышление” (вы можете нарядить его в костюм детектива и задавать различные вопросы, а он будет отвечать на них; старайтесь научить ребёнка искать суть проблемы, развивайте его способность мыслить, ведь только так он сможет быстро адаптироваться к новой окружающей среде);
•Говорить со своим ребенком о том, что вы тоже испытывали беспокойство, находясь с чужими людьми, никогда не помешает. Это поможет вашему ребенку почувствовать, что совершенно нормально говорить о том, что он или она чувствует. Также он ощутит вашу поддержку.
В дошкольных учреждениях или в школе:
•Убедите своего ребёнка присоединиться к какой-нибудь социальной группе, которая чем-то занята: они рисуют или играют. Помогите ребёнку сделать первый шаг, ведь благодаря этому в будущем ему будет намного легче общаться с другими;
•Не заставляйте вашего ребенка говорить или делать что-то перед другими, если он или она не хочет этого делать в этот момент. Когда вы находитесь с другими людьми, не говорите такие вещи, как «передай привет Яне», «не стесняйся» и тому подобное. Не наказывайте своего ребенка за «неудачу», не толкайте ребёнка туда, куда совсем он не хочет идти.
•Хорошая идея рассказать воспитателю или учителю о социальной тревожности вашего ребенка. Также важно отметить, что вы делаете дома с ребенком для того, чтобы избавиться от неё. Таким образом, педагоги вовлекаются в решение проблемы, и есть вероятность, что они попытаются оказать ребенку постоянную поддержку в максимально возможной степени.
Расскажите, был ли вам знаком этот термин?
Узнайте больше о развитии детей, о новых тенденциях развития и воспитания в нашем образовательном портале ДО.online