Найти тему

Запуск речи. Как ввести винительный падеж. 10 примеров игр

Всем здравствуйте. Недавно я делилась видео, где рассказывала о том, как ввести винительный падеж в речь ребенка, в этой статье я подробнее раскрою тему и поделюсь примерами игр.

Итак, еще раз, когда вводить винительный падеж? Я это делаю в момент, когда у ребенка появляются слова первой слоговой структуры: мама, папа, баба, няня, ляля, и т.д., когда ребенок четко и понятно их произносит, то можно уже применять игры, где требуется дать ответ, правильно меняя окончание существительного, то есть переводить слово в винительный падеж и "подстраивать" его под глагол. Второй момент- почему именно винительный падеж, а не какой-либо другой? Потому что первые слова, которые произносит ребенок- двусложные, состоящие из 2 открытых слогов, они даются ему проще всего и являются основой для дальнейшего развития речи. И выбирая падеж, нужно учитывать как будет меняться слово при произношении, будпт ли сохраняться слоговая структура или нет. Еще важно, чтобы глагол мог плавно подвести ребенка к нужному окончанию, был подсказкой, поэтому я отыскала такой глагол- вижу. Применяя его в содружестве с определенными существительными, мы получаем такую же гласную на конце слова: вижу ( мама)= вижУ мамУ, вижу (папа)= вижУ папУ.

Итак, а теперь поехали посмотрим какие игры, с какими глаголами можно выстроит занятие и как следует отработать винительный падеж.

1. Глагол "Вижу" + лупа. Раскладываем карточки с изображениями, которые относятся к 1 слоговой структуре. Поочередно подносим лупу и спрашиваем кого/что ты видишь.

Можно превратить слова 3 слоговой структуры в первую, например, вижу + кот= вижу кота ( кот- третья слоговая, но при проговаривании с глаголом вижу превращается в первую).

2. Глагол "Найди"+ пластиковый прозрачный контейнер с водой. В одном из конспектов по запуску речи я описывала данную игру, поэтому можно смело ее применять. Детям очень интересно повозиться в воде, рисе, песке, поэтому при отсутствии контейнера можно заменить основной материал на рис, гречку, фасоль, главное давать четкую инструкцию и произносить фразу сопряженно ( когда мы вместе и одновременно говорим слова) , а затем отраженно ( сперва говорит взрослый, а ребенок повторяет).

3. Глагол "Кати". Здесь можно использовать две фразы: кати кого и кати что. Сажаем в машину животных, например, повторяем тематику жители леса и проговариваем: кати мишу, кого катишь? Миишу. Кати лису, сову, заю, белку... Затем можем поиграть в "Переезд", для этого подготавливаем грузовик, толокар с открывающимся багажником и просим нагружать: клади лампу, клади плиту, клади ванну, клади кастрюлю и т.д. Используем слова женского рода, чтобы можно было поиграть с окончанием. Если мы дадим слова муж.рода, то они не изменятся. Например, слова стол, стул, шкаф, получаем кати стол/кати шкаф/кати стул ( ничего не изменилось).

-2

4. Глагол "Корми". Расставляем животных, подготавливаем соответствующие продукты и играем в сортировку, а заодно работаем над фразой в винительном падеже: корми кису, корми собаку, корми корову, корми лошадку, корми курицу и т.д.

5. Глагол "Мой". Подготовьте чашки, миски, ложки, вилки, тазик с водой и губку. Можно использовать как реалистичные предметы посуды, так и игровые, но в первом случае дети сидят дольше и играют охотнее, повторяя слова за взрослым. Даем задание: мой ложку. Что ты делаешь? Мою ложку. Мой чашку. Что ты делаешь? Мою чашку.

6. Глагол "Чини". Я показывала наш волшебный чемоданчик с инструментами. Если вашему ребенку наскучила игра с пластиковыми предметами, то зовем папу и просим устроить экскурсию по его настоящим инструментам, все острое убираем, дрель выключаем, а все остальное даем потрогать и понажимать, а также постепенно вводим в игру "Ремонт": чини машину, чини ракету, чини фару.

-3

7. Глагол "Открой". Нужны баночки и коробки разного размера, в которые необходимо спрятать предметы, относящиеся к 1 слоговой структуре слова. Просим ребенка открыть и назвать, что или кто там спрятался. Открой синюю банку. Что нашел? Ноту. Открой красную коробку. Что нашел? Юлу.

8. Глагол "Клади". Подготовьте лото простое или с прозрачными фишками, или же на липучках. Закрепляем изученный материал по определенной теме+ вводим фразу в вин.падеже: клади кису ( кладу кису), клади пулю ( кладу пулю), муху/лупу/мишу/лису/козу/косу и т.д.

9. Глагол "Прячу". Игра на развитие внимания и памяти. Положите перед ребенком 3 фигурки животных или игрушки, назовите все последовательно, после чего спрячьте одну из них, используя глагол "Прячу". Далее просим ребенка определить, кого/что вы спрятали "Кого я спрятала? Да, лису. Что я спрятала? Юлу" и продолжаем игру с обязательной возможностью побыть ребенку в вашей главной роли, то есть потом ребенок прячет фигурки, а вы пытаетесь угадать, чего нет.

-4

10. Глагол "Поймал". Отправляемся с малышрм на рыбалку, раскладываем магнитную удочку и рыб разного цвета. Задача проговорить фразу "Поймал+цвет+рыбу". Например, "Ловииии, поймал? Молодец, кого ты поймал? Поймал красную рыбу. Клади в ведро. Еще лови ловиии, ура! Поймал какую рыбу? Синюю, поймал синюю рыбу!"

Вот такие простые, но действенные игры можно использовать каждый день для запуска речи и введения винительного падежа. Благодарю за внимание.