Нормативно-подушевое финансирование закономерно убивает социальную сферу малых городов. Жертвами такой политики становятся поликлиники, больницы, школы. Их закрывают больше всего в деревнях и малых городах. В целях разрушительной экономической целесообразности. Из сел уходят последние значимые сферы – школы, больницы, почта, банкоматы… Из малых городов – налоговые инспекции, санэпидстанции и т.д.
Те, кто проводят эту политику оптимизации, смотрят только в цифры, а не в глаза людей, оставшихся без работы и социальных объектов.
На людях, особенно на жителях провинции, чиновники элементарно экономят. При этом крупному бизнесу правительство прощает долги миллиардами. Одной рукой списывает, другой снова раздаёт.
Люди старшего поколения помнят советский лозунг о сращивании города с деревней. В эпоху недоразвитого капитализма чиновники волевым решением наголову разгромили деревню. А тех партизан, что ещё не сдались и продолжают оказывать сопротивление, давят закрытием школ и больниц. Душат вменёнными налогами на участки и мизерными зарплатами оставшихся работать на селе учителей и врачей. Города забрали себе всё, присвоив деньги и лучших специалистов. Настала очередь малых городов, которые поглотят областные центры.
Вот все мы радуемся, что в округе начали, наконец, ремонтировать дороги. Чиновники бодро рапортуют, что, например, в Перелюбском районе отремонтируют еще 12,5 км дороги, соединяющей его с Пугачевским. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области сообщает, что в сторону Пугачевского района ведется ремонт автотрассы. Дорога, мол, очень важна для жителей, поскольку соединяет Перелюбский район с Пугачевским и Балаковским!
Наконец-то власть взялась за ум, заботу о нас с вами проявляет, – подумали мы. Только попробуем посмотреть на эту ситуацию под другим углом.
«У нас, по сути, в Перелюбе остались филиалы разных ведомств, а основные находятся в Пугачеве и Балакове. И добраться туда мы можем только по этой дороге: и до налоговой, и до санэпидемстанции, до полиции. У нас хирургия полностью в Пугачеве, Балакове. Роженицы едут в перинатальный центр в Балаково, Саратов – и тоже по этой дороге», – рассказывают жители района.
Вот вам и ответ. Для чиновников дешевле отремонтировать дорогу, чем предоставить людям все вышеупомянутые услуги по месту жительства. Нерентабельно это видите ли.
Муниципалитеты в России живут по смете, спущенной сверху. Глава государства и его правительство понимают, что местные власти ничего не решают. Поэтому тормозить деградацию сельской части страны взялся федеральный центр. Но ему нужны предложения от регионов. Губернаторам виднее, какое село на издыхании, а в какое есть резон вкладывать государственные деньги. Для облегчения этой сортировочной работы министерство экономического развития предложило регионам выделять в каждом районе по несколько опорных населённых пунктов, расписывая, какой инфраструктуры для улучшения качества жизни в них не хватает. При этом в заявках на финансирование этих потребностей лучше прописать, сколько и каких соседних деревень к опорным пунктам можно прицепить для пользования благами цивилизации.
Саратовская область при составлении своей программы комплексного улучшения сельских территорий эти пожелания явно проигнорировала. Да и качество жизни сельчан у нас поставили в конец списка целей, обозначив, что оно выражается в увеличении средней зарплаты. А главной целью объявлено функционирование сельского хозяйства для обеспечения региона собственными продуктами питания.
Винить в этом перекосе только региональных чиновников, сляпавших на коленке сумбурный пустой документ, неправильно. Изначально ошибку допустили в российском правительстве, сделав ответственным за подъём территорий Минсельхоз. При этом ему не дали полномочий координировать деятельность, подконтрольную другим министерствам.
Эту ситуацию могла бы исправить правительственная комиссия по вопросам устойчивого развития сельских территорий. Но в неё почему-то не включили представителей минкульта, минспорта, минстроя, минкомсвязи, минэнерго, без которых качество сельской жизни наладить невозможно. Вместо них зачем-то приглашают на заседания представителей Таможни, Счётной палаты, ФАС. Хотя они явно не виноваты в том, что ради экономии госзатрат на содержание сельских школ, детсадов, больниц, клубов, их просто позакрывали.
Точной суммы, которую федеральная власть готова отдать по программе, у меня нет. В Саратовскую область обещали направить 191 млн. Годом раньше нам давали в два раза больше. Снижение объясняется в первую очередь тем, что область готова софинасировать всего 4 млн. рублей. Но не исключаю, что на нас экономят и из-за бездарного расхода федеральных средств. По отчётам за 2021 год, мы истратили 348 млн. рублей на 20 км водопровода, жильё для четырех семей, и строительство спортивных и детских площадок в сёлах 35 районов. Надо полагать, что этих сёлах дети ещё есть. А вот в деревне Грачи Духовницкого района, в романовской Ежовке, пугачёвской Новоивановке, перелюбских Журавлях, новоузенском Беленьком уже и вовсе нет людей. Эти населённые пункты вымарали из карты административного деления. 95 обезлюдевших селений готовы к вычёркиванию. Сотни саратовских деревень, с населением меньше 15 человек, на подходе.
Пагубная, разрушительная политика урбанизации и оптимизации, экономии на людях и убийства сел и деревень ведет к тому, что Россия начнет терять земли, которые осваивались и обживались веками. И останется от некогда великой страны только 10-15 больших городов – но и они, утратив связь с родной землей, с питающими их корнями, недолго протянут в таком формате.
Свято место пусто не бывает. Опустевшие территории займут те, кому они будут необходимы. Те же китайцы, которые страдают от перенаселения… И будет в Заволжской степи значится на карте уже не Перелюб, а какой-нибудь Хуань Чжу. Не успеете оглянуться.
С. Ахмаков с использованием материалов ТГ «Шорохи Кумыски»