Найти тему
Дарья Хохлова

Близость Бога

Фото Алексея Лузгана
Фото Алексея Лузгана

Внешность обманчива. С нашим маленьким Покровским богатырем – храмом в честь Покрова Божией Матери на Волге – не все так просто. Воинственный, но только с виду, он имеет очень тонкое и возвышенное устроение. Обезоруживающий любого, но только потому, что хранит в себе и защищает самое сокровенное, что может быть у человека – близость Бога.

О пользе правил

Входящие в храм теряют дар речи. Лишаются своего главного оружия. Каков прием. За тяжелой дверью – другой мир, где нет осуждения и суеты, где тишина, где «только Бог да я». Предстоять перед Творцом, созерцать священную историю, прикасаться к святыне – не привилегия, подарок из глубины веков, от мастеров, ограниченных жесткими рамками. По словам Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, роспись храма выполнена в византийском стиле, переосмысление которого пришлось на IX-XII века – послеиконоборческий период – и выразилось в иконографическом каноне. Согласно ему, в изображении горнего мира и священных сюжетов допустимо опираться только на книги Нового Завета, лишенные подробных описаний. Зато можно смело экспериментировать с оттенками, деталями, ритмическим решением сцен, писать не предмет, а внутреннюю сущность, делать роспись частью церковного действа и диалога с верующими.

Фото из открытых Интернет-источников
Фото из открытых Интернет-источников

Палехское чудо

Чтобы воплотить в Покровском храме многовековой опыт византийских мастеров и вечную красоту в Покровск приехала палехская артель «Лик». Ею руководит выпускник Палехского художественного училища им. М. Горького Олег Романович Шуркус. По признанию Владыки, это иконописцы высокого уровня, талантливые люди. С середины 90-х годов художники пишут иконы и украшают храмы в России и за рубежом, в 2005 они работали над интерьером Свято-Троицкого собора в Саратове. Само село Палех славится народным промыслом – знаменитой лаковой палехской росписью. В этом направлении мастера и начинали свой путь, но нашли себя именно в византийской традиции. За работой артели было очень интересно наблюдать. Каждый занимался своим делом – один писал лики, другой – одежду, кто-то наносил орнамент и шрифты, а кто-то – позолоту. Вот как облачали в броню нашего Покровского богатыря.

Непрошедшее время

В куполе – центральном месте в системе храмовых росписей – виден детский лик, отмеченный духовной зрелостью. «Это образ Спаса Эммануила – Христа в отрочестве. Изображение довольно редкое, но именно оно украшало древние храмы. Нам этот образ очень подходит, ведь наш храм тоже «древний» – в плане архитектуры, внутреннего убранства и смыслового наполнения», – говорит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Фото Алексея Лузгана
Фото Алексея Лузгана

Чуть ниже, в основании купола или барабане, написаны предвозвестившие пришествие Господа великие ветхозаветные пророки – Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. На парусах – стенах, переходящих к куполу, – символы евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна – ангел, лев телец и орел. И это снова следование древней византийской иконографической традиции. Живые существа заимствованы из видения Иоанна Богослова (Откр. 4,7) и всесторонне раскрывают подвиг Спасителя в изложении евангелистов. Ангел означает посланничество в мир, лев – могущество и царственное достоинство, телец – жертвенное, искупительное служение, а орел – высоту учения и божественных тайн.

На темном фоне множество светлых, легких фигур в струящихся одеждах. Ожившая евангельская история под куполом. Вот праведные Иоаким и Анна приводят Отроковицу в храм, вот Архангел Гавриил благовествует Деве, вот Богородица передает Младенца Христа старцу Симеону и Анне Пророчице, а вот Она вместе с ангелами и учениками видит вознесение Божественного Сына. «Храм посвящен Покрову Божией Матери, поэтому и на фресках запечатлены главные события Ее жизни – Введение во храм, Благовещение, Сретение и Вознесение Господне, – продолжает Владыка – хотя подбор изображений обусловлен еще и особенностями пространства. Окно делит стену на две части и каждая должна быть наполнена. Например, на одной стороне художники поместили изображение Архангела Гавриила, на другой – Пресвятой Богородицы».

Фото из открытых Интернет-источников
Фото из открытых Интернет-источников

Изображение Благовещения находится на алтарной стене, здесь пока нет иконостаса, поэтому, если посмотрим чуть ниже, то увидим ярко вызолоченный свод или конху над апсидой – алтарным выступом – и икону Божией Матери «Знамение» – один из первых образов, появившийся в IV веке. В алтаре над Горним местом на престоле восседает Господь Пантократор – Вседержитель. Он держит Евангелие и преподает благословение. Такой образ является центральным в иконографии Христа и представляет Его как Владыку мира, Небесного Царя и Судию.

«С незапамятных времен в алтаре, как идеал для служащих Литургию, изображали преемников апостолов – святителей, предстоящих Христу. В нашем храме это святые Древней Церкви, ближайшие ученики апостола Иоанна, святитель Поликарп Смирнский (рукоположен апостолом во епископа)и священномученик Игнатий Богоносец – муж апостольский, пострадавший за веру и любовь к Богу, а также святители Афанасий Александрийский и Василий Великий, потрудившиеся в утверждении православной истины и борьбе с арианской ересью», – поясняет Владыка.

Проповедники учения Христа, столпы Церкви – двенадцать апостолов со свитками Евангелия в руках – взирают на нас со стен храма. Здесь же заготовлено пространство для кивотов с иконами благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского. Икона Покрова Божией Матери, конечно же, будет находиться в иконостасе. И вот мы снова лицом к лицу сталкиваемся с удивительными подвижниками, становимся свидетелями поистине уникальных сцен, видим как преподобному Пахомию является Ангел, как безмолвно и величественно предстоят равноапостольные царь Константин и царица Елена, как преподобный старец Зосима причащает Марию Египетскую, а святой Герасим Иорданский совершает почти невозможное – перевязывает лапу раненому льву Иордану. По признанию Архипастыря, эти фигуры объединяет причастность к Древней Церкви, монашеству, подвижнической жизни, полной веры и смирения.

Лучше слов

Над нами темное небо, усыпанное золотыми звездами. Это свод храма украшен по образцу мозаичного убранства в мавзолее императрицы Галлы Плацидии (V век) в Равенне. Филигранное исполнение, пышность и редкая красота сделали мавзолей объектом Всемирного значения ЮНЕСКО, памятником римской культуры и раннехристианского искусства. Как отмечает Владыка, у нас тоже должна быть такая красота и богатство, приличествующее Дому Божиему.

Внутри храм светится, его основной фон, насыщенный, темно-синий, почти черный, цвета арабской ночи, оттенен поверхностями, покрытыми сусальным золотом, словно отражающими божественное сияние горнего мира. Храмовое пространство освещает хорос – одноярусный центральный светильник в форме колеса со множеством свечей и лампад, символизирующий звезды на тверди небесной и являющийся наиболее ранней формой всесвещника. Как и в древних храмах, он подвешен на цепях и повторяет размер купола.

Алтарная апсида расписана под мрамор, тонкий орнамент выведен на окнах и стенах, над дверью вьется текст ктиторской надписи, где указаны дата постройки, имена патриарха, епископа, при которых велось строительство, и ктитора. А на входе в храм стоят строгие Архангелы Михаил и Гавриил. Они стоят на страже и одновременно напоминают – сюда нужно входить с добрыми помыслами, чистым сердцем и жизнью, а выходить с твердым намерением сохранить то доброе, что можно стяжать здесь.

«Каждое изображение вызывает много вопросов. А это ведь прекрасная основа для яркой, познавательной, запоминающейся беседы. Особенно с детьми. В нашем храме действительно необычные, редкие фрески, на них изображены древние святые. Мы действительно подражали древней традиции, но при этом не забывали о практической стороне», – говорит Владыка, утверждая, что образы можно использовать в качестве дидактического материала. Тем более что к этому призывают сами византийские летописи: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».

2016 г.