Найти тему
Рюкзак туриста

Старинное село, в котором нет усадеб, но есть разные версии его появления.

Приветствую Вас друзья! В перерыве между дальними путешествиями, в выходные отправляюсь в поездки по старинным сёлам Шарьинского района. Первое близлежащее село Николо-Шанга. Туда я и направился.

В краеведческой литературе упоминается с 1616г., и относится к бывшему Богородскому стану. Через село проходил оживленный тракт Ветлуга – Великий Устюг, и здесь активно шла торговля.

Есть версия, что село получило название от протекающих неподалёку рек Малая Шанга и Большая Шанга. Согласно трудам краеведа ХIХ века, Дмитрия Петровича Дементьева, слово «Шанга», произошло от марийского Шанза, что означает в переводе «Глаз». В конце того же века, этнограф Иван Николаевич Смирнов в своих трудах утверждает, что название является межъязыковым гибридом от коми-зырянского «Шань» (Красивая) и марийского «Нга» (Река). А впоследствии добавилась приставка от названия храма.

Река Большая Шанга. Фото автора, апрель 2015г.
Река Большая Шанга. Фото автора, апрель 2015г.

Однако по версии краеведа Павла Севастьяновича Березина, марийское княжество с городом Шанган (не путать с Якшаном), находилось на берегу Ветлуги, неподалёку от современной Кораблихи. Дата возникновения его неизвестна, но начиная с 1185г, Галичские и Владимиро-Суздальские князья безуспешно пытались отбить его у марийского княжества. С приходом татар в Поветлужье, Шанганские марийцы передали свою землю под их покровительство, и тем самым уверовав в свою военную мощь, стали нападать на русские поселения.

Согласно же гипотезе Дементьева, в 1433г. марийцы оставляют Шанган, по решению татарского хана Сеид-Ахмета, и переходят с правого берега Ветлуги на реку с похожим названием - Шанга. Где строят новый город Шанга-Шиленга. Через полвека падёт Золотая Орда и часть поветлужских марийцев уходит ближе к Казани. В 1552г. Иван Грозный положил конец Казанскому ханству. Таким образом, лишившись поддержки татар, Шанга-Шиленга превращается в погост. После покорения Казанского ханства, Поветлужье вошло в состав Московского княжества и постепенно стало заселяться русскими. И на месте Шангского погоста, начинается история возникновения села с возведения храма в честь Николая Чудотворца.

Также краевед Дмитрий Белоруков утверждал, что обнаружил в переписной книге Ветлужского стана запись, в которой говорится, что изначально село назвали Никольским. Изначально в нём находился деревянный храм, а в 1785г. был возведён второй - Флоровский (тоже деревянный) храм. Каменный храм, который сегодня является единственной достопримечательностью, был построен в 1806г.

В Николо-Шанге находились дегтярный завод и правление Никольской волости. Также здесь была вторая именная усадьба помещика Ф.И. Лугина, к сожалению не сохранившаяся до нашего времени. Село окружают деревни: Филино, Абросимово, Дьяково, Никоново, Кузнецово, Талица, Бараниха, Бородино, Решетиха и др.

Во второй половине ХIХ века в Шанге существовали церковно-приходская и земская школы. Так небольшое село постепенно экономически развивается. Основным занятием жителей становится лесной промысел. В начале ХХ века часть населения ушла на строительство железной дороги «Вятка – Вологда», благодаря которой и возник, в десяти километрах отсюда, будущий город Шарья.

Сегодня в Николо-Шанге проживают около 700 человек. Село состоит примерно из десяти улиц, и обладает неплохой инфраструктурой. Здесь имеются школа, детский сад, почта, магазины, дом культуры, перед которым расположен сквер Победы, ФАП, психоневрологический диспансер, частная ферма. От городского ж/д вокзала сюда каждые 1,5 часа ходит автобус.

Автобус на конечной остановке в Николо-Шанге. Фото автора.
Автобус на конечной остановке в Николо-Шанге. Фото автора.

Приятно пройтись по тихим улицам, наслаждаясь безмятежностью. От конечной остановки автобуса, не спеша иду по самой оживлённой улице Юрия Смирнова. Но сейчас на ней тишина. На этой улице находятся храм, магазин, администрация сельского поселения, диспансер, автобусные остановки.

Затем сворачиваю на Школьную. Название этой улицы говорит само за себя.

Через стадион выхожу на другую улицу с двухэтажными домами. Пройдясь по ней, упираюсь в поле, где возвышается водонапорная вышка, а с краю старенький домик зарастающий травой.

Отсюда попадаю на улицу Ивана Шатрова. И меня тут же встречает местный пёс, с надеждой на угощение. Но к сожалению у меня для него ничего нет. Погладив пса, иду дальше. Мимо меня на скутере проезжает девушка, и в голове всплывает воспоминание, как я будучи школьником, 20 лет назад с другом на мопеде приезжали к лагерю «Золотой колосок», чтобы искупаться в Большой Шанге.

Этот кедр в селе не единственный. Ещё три кедра находятся на соседней улице Рабочая, куда я и направляюсь. Этот взрослый кедр, если присмотреться, хорошо видно с автобусной остановки. По этой же стороне, если пройти метров пятьдесят, растёт молодой кедр.

Иду в обратную сторону. Пройдя мимо почты, встречаю ещё один дом, во дворе которого также растёт кедр.

Затем выхожу к Дому культуры, возле которого в сквере находится мемориал памяти воинов Шангского сельсовета, павших на фронтах Великой Отечественной войны. А в стороне от ДК современная детская площадка с фонарями на солнечных батареях и несколько кирпичных двухэтажек.

И на этом у меня всё. Пусть здесь нет старинных усадеб, зато есть разные версии возникновения Николо-Шанги. Пишите в комментариях, какая версия Вам больше всего нравится.

В следующие выходные, я планирую отправиться в село Рождественское, в котором и проживал Лугинин, чтобы посетить восстановленный парк и окунуться в Святой источник.

Когда нет возможности отправиться в дальнее путешествие, достаточно сесть в автомобиль, автобус или электричку и посмотреть интересные места своего региона. Ведь вроде бы на первый взгляд, ничем ни примечательные деревни и сёла хранят интересные тайны.