Найти тему
Блог Ивана Иванова.

Запускаем судовые дизеля в пустыне.

Фотография сделана или весной или осенью т.к. летом в пустыне облаков не бывает,а зимой все небо закрыто тучами.
Фотография сделана или весной или осенью т.к. летом в пустыне облаков не бывает,а зимой все небо закрыто тучами.

Наша геологическая партия была довольно серьезной-в поселке была школа 8-летка,спортзал,клуб, 2 котельных для отопления поселка причем котлы работали на солярке и можете себе представить сколько солярки за зиму,хотя и короткую,сжигали котлы этих котельных. Была в поселке и дизельная,где было установлены 4 больших судовых шкодовских дизель-генератора и 1 вспомогательный дизель-генератор поменьше. Эти дизель-генераторы вырабатывали эл. энергию и поначалу поселок и все буровые с шахтами питали только они. Потом недалеко от нашего поселка прошла линия 220 кВ и на перспективу была построена подстанция "Д". Эта подстанция каждый год на 3 дня останавливалась на профилактику оборудования. И когда в первый год работы этой подстанции возникла необходимость в остановке встал вопрос-где брать электричество в течении этих 3-х дней. Поблизости кроме нашей экспедиции никого и ничего не было и руководство энергетиков обратилось к нашему руководству с просьбой о помощи. Наши начальники быстренько смекнули,чем это может закончится в ударные сроки протянули ЛЭП 6кВ до подстанции и запитали ее оборудование. Но наше начальство не остановилось на этом и договорилось с начальниками энергетиков на будущее. И когда закончилась профилактика оборудования подстанции линию 6 кВ разбирать не стали а по ней пошло электричество с подстанции на наши линии. Ну а дизель-генераторы были остановлены за ненадобностью.

Вот что-то похожее на те дизель-генераторы,которые стояли у нас в дизельной.
Вот что-то похожее на те дизель-генераторы,которые стояли у нас в дизельной.

Но 3 дня в году было необходимо запускать эти дизель-генераторы для питания подстанции.За это время экспедиция сильно разрослась, добавилось много буровых,шахт,домов в поселке и дизель-генераторы уже не могли обеспечить эл.энергией всех потребителей,так что на эти 3 дня оставляли в работе только самое необходимое-водоотлив на шахтах, поселок и ,конечно подстанцию,все остальное останавливалось.К этому готовились заранее. На дизельной постоянно работал только один механик а на время работы дизелей на дизельную посылали еще рабочих-механиков и электриков которые работали посменно. Заранее составляли графики дежурства,зоны ответственности и т.д. И вот этот день наступил. Механик дизельной еще с полночи запустил компрессор,чтобы накачать воздух в здоровенные баллоны лежащие в основании всех 4-х дизель-генераторов. Этим воздухом и запускаются судовые дизеля. С утра мы стали помогать механику готовить дизеля к запуску. Это было просто т.к. наш электроцех в полном составе располагался в пристройке к дизельной и мы постоянно помогали механику в его работе. Нужно было длинным ломиком трижды провернуть маховик каждого дизеля по инструкции-видимо,чтобы разогнать масло в двигателе и создать давление солярки в системе питания. Наконец все было готово-механик начал что-то на пульте и после короткого шипения воздуха раздался мощный рокот двигателя. Дизеля были большими-в цилиндры пожалуй свободно бы влезла моя голова и соответственно и шуму они производили много. Механик некоторое время дал поработать одному дизелю,затем по очереди запустил еще два. Четвертый дизель оставался в резерве. Начали синхронизировать генераторы. Над пультом висели две лампы 220 в. соединенных последовательно и подключенных к фазам двух генераторов поначалу лампы горели непрерывно,но по мере того,как обороты второго дизеля приближались к оборотам первого лампы стали мигать и мигание это все замедлялось,наконец когда промежутки между включением и отключением ламп стали длительными в момент когда лампы не горели генераторы включались в параллельную работу. После этого пошла беготня -постепенно отключали питание от подстанции и переключались на питание от дизельной. Поскольку мобильной связи в те года не было приходилось по нескольку раз бегать на дизельную и обратно для получения распоряжений от главного энергетика и докладов ему же о произведенных действиях. Это было довольно сложная и ответственная работа.

-3

Это занимало обычно где.то пол-дня. И начинались дежурства по сменам. Хватало и веселого-например как-то раз в поселке проходила свадьба,а электрики,зная об этом отключили эту часть поселка и заявили гуляющим,что мол не хватает мощности дизелей на весь поселок. Ну гуляющие тоже не первый день жили на свете и на дизельную тут же была отправлена делегация со спиртным и закусками.После чего мощности на эту часть поселка,конечно же находились и свадьба продолжалась.

-4

-5

Охлаждение дизелей было водяным.Вода циркулировала для охлаждения через градирню,где горячая вода охлаждалась в виде капелек падая в бассейн и через бассейны с водой. Но постепенно опытным путем было установлено,что градирня как-бы не нужна-за 3 дня вода не успевала сильно нагреться и вполне хватало бассейнов. И ведь что интересно каждый год в бассейнах откуда-то появлялась довольно большая рыба. И по мере того,как прогревалась вода в бассейнах эта рыба начинала погибать и всплывала на поверхность где ее вылавливали те,кто дежурил в тот момент на дизельной специальным сачком. Правда с другой стороны к бассейнам примыкало здание,где размещались бойцы ВГСЧ (Военизированная горно-спасательная часть) так что иногда они успевали первыми. Споров не было-кто первым встал-того и тапки. Таким образом за время работы дизелей рыба полностью вылавливалась из бассейнов но через год откуда-то вновь появлялась в бассейнах. Иногда и мы купались в теплой воде,пока она не сильно нагревалась .Все-таки посреди пустыни поплавать в теплом бассейне было здорово.

-6

Через 3 дня после согласования с работниками подстанции начинались обратные переключения. Все оборудование экспедиции снова переводилось на питание от подстанции. Подключались отключенные линии на шахты и буровые. И отключалось питание от генераторов дизельной. И наконец механик один за другим глушил дизеля.И постепенно шум работы дизелей становился все тише,пока не останавливался последний дизель. И в помещении дизельной почти на год устанавливалась тишина. Было даже как-то грустно -как будто закончилось что-то интересное. Механик теперь будет не спеша исправлять мелкие и не только мелкие неисправности-то,что выявилось за время работы дизельной. Все прочие разойдутся по своим прежним рабочим местам. Вот только в горячем бассейне уже искупатся не получится до следующего запуска дизельной.