Совсем недалеко от центра Москвы, всего в 7 километрах от Рижского (прежде — Виндавского) вокзала сохранилось уникальное паровозное депо "Подмосковная" веерного типа, построенное ещё в самом начале 20 века, в 1901 году. Название депо женского рода, поскольку оно было построено при одноимённой станции "Подмосковная". А подмосковной она была названа, как вы, вероятно, догадываетесь, поскольку тогда эта территория находилась ещё за границами Москвы. Впрочем, город быстро наверстал это расстояние, и уже концу 1910-х годов это место было уже в пределах Москвы. Название же станции и депо сохранилось до наших дней.
Станция и паровозное депо при ней построены в 1901 году в рамках строительства Московско-Виндавской железной дороги. Линия строилась для прямого пути из Москвы к незамерзающим портам Балтики, а также как стратегический коридор на северо-запад и как один из сегментов трансевразийского пути.
Строительство линии началось согласно Высочайшему Указу Николая II от 2 марта 1897 года. Ныне это Рижское направление МЖД.
А Виндава — портовый город в нынешней Латвии, правда теперь он называется Вентспилс -- на латышский манер.
До сегодняшнего дня дожил комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание (контора депо) и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания были построены в стиле промышленного модерна и являются единым архитектурным ансамблем — последним, уцелевшим на линии Московско-Виндавской железной дороги: все остальные её станции были частично или полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны. Поэтому на этой линии сейчас в основном присутствуют уже послевоенные вокзалы, в основном сталинской постройки.
Это старое депо сначала обслуживало паровозы, а после окончания паровозной эры в середине 1950-х — тепловозы. Вплоть до начала 2000-х годов оно называлось "локомотивное депо ТЧ-16 Подмосковная".
Так выглядело это депо в конце 1990-х:
В Москве настолько много артефактов прошлого уничтожается ежегодно, что иногда кажется просто чудом, что некоторые дожили до наших дней, да ещё и прошли приличную реставрацию! Ещё при Лужкове 18 ноября 2008 г. было принято Постановление правительства Москвы N 1070-ПП
«О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла». Согласно этому постановлению, станцию Подмосковная предполагалось ликвидировать, а на её месте планировали построить жилой район.
В определённом смысле это старое депо спасла как отставка Лужкова, так и последующая постройка неподалёку от него нового современного депо — для "Ласточек", обслуживающих МЦК.
В 2014 году была начата масштабная реконструкция паровозного депо и возвращение ему первозданного вида, которая завершилась к маю 2015 года. Депо было воссоздано очень близко к изначальному виду проекта 1901 года. А на базе уцелевших от разрушения во время войны зданий депо в 2015 году был создан музей, где музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов. Здесь воссоздали даже типовую пассажирскую станцию начала 20 века:
Однако забавно то, что никакой пассажирской станции на месте нынешней музейной ранее не было. В здании на фото выше ранее находилось административное здание депо. А пассажирская станция "Подмосковная" тоже была, но находилась она достаточно далеко от "воссозданной".
И выглядела она несколько иначе (хотя стиль и похож):
К сожалению, сегодня исторический павильон станции находится в плачевном состоянии. И несмотря на то, что он является "выявленным объектом архитектурного наследия Москвы", похоже, что он доживает свои последние дни.
Находится он по адресу: ул. Космонавта Волкова, д.10 стр. 2.
Однако на территории депо все постройки привели в очень достойное состояние. Хотя далеко не все из них сохранили исторические интерьеры.
Тем не менее музей стоит того, чтобы его посетить: можно многое посмотреть вблизи, включая массу паровозов, и даже их манёвры! Манёвры паровозов в основном проводятся с 15 до 16 часов.
Смотреть можно и с пешеходного моста к станции, не заходя в сам музей.
Выглядят они примерно так:
У музея весьма странное расписание: со среды по воскресенье с 10 до 17 часов. Но учтите, что касса работает только до 16 часов!
Сразу у входа в музей нас встречает паровоз "Су" на фоне воссозданной платформы начала 20 века:
В "здании станции", переделанном из административного здания депо, действительно очень неплохо воссоздали интерьеры типовой станции начала 20 века:
Включая даже "работников" в виде восковых фигур, которые выглядят, словно живые, особенно издалека:
Уделили внимание и деталям. Например, выключатели действительно похожи на те, которые были в начале 20 века:
Там даже есть макет омнибуса, в котором иногда показывают фильм, создающий иллюзию путешествия на омнибусе:
Дальше нас встречает очень красивая настоящая водонапорная башня 1901 года постройки, которая на самом деле долгое время использовалась для нужд депо:
Причём реки тут рядом не было, поэтому для получения воды здесь пробурили две артезианские скважины. На башне снаружи обнаружил достаточно редкий знак нивелировки военных топографов:
В башне внутри — прекрасная чугунная винтовая лестница:
Жаль, что на неё запрещено залезать..
В башне также небольшой музей, посвящённый тематике подачи воды.
Дальше на территории депо — "дом начальника станции", который ранее был водопробной лабораторией, а ещё ранее ‒ жилым домом на две семьи:
Последние постояльцы прожили в нём до 1959 года.
В доме также воссозданы интерьеры начала 20 века:
Но самое интересное ждёт нас, конечно, дальше.
Это сами паровозы и вагоны — действующие и реставрируемые:
Паровозы из депо сегодня в основном используются для туристических "покатушек". Ну и для съёмок исторического кино. Впрочем, РЖД сегодня открыло даже отдельные даже курсы машинистов паровозов, что говорит о том, что эта профессия переживает некоторый ренессанс! Видел я и молодых машинистов паровозов.
А вот и тот самый поворотный круг (трансбордер) крупным планом:
С его помощью локомотивы поворачивают на нужный путь, а депо именно поэтому называется "веерным", поскольку пути от него к депо расходятся веером.
Вот так выглядит работа трансбордера вблизи:
Подобные устройства позволяли сэкономить место, которое бы иначе требовалось для постройки путевого развития к каждому пути в депо.
На территории депо есть даже трофейный паровоз "ТЭ", поставленный в рамках репараций из Германии:
В Германии это был паровоз типа 52 (BR52).
И есть модель первого русского паровоза ("сухопутного парохода", как тогда его называли) Черепановых:
Сегодня он, конечно, выглядит очень смешным. Но тогда являлся прорывом в технике!
Тут даже растут яблони, и можно отдохнуть в их тени рядом с паровозами:
Ну а ещё есть действующий цех, где стоят станки, и где ремонтируют детали паровозов:
В нём даже местами сохранилась ещё советская агитация:
Но есть и весьма атмосферные картины железнодорожной тематики:
И есть ещё зал в депо, где представлен интерактивный макет паровоза в разрезе. Это может быть интересно всем, кто хочет детально понять, как работает эта чудо-машина:
А вот так выглядит паровозный свисток:
Рядом там ещё есть модель железной дороги, правда, почему-то на ней западные образцы поездов. Да и здания нерусские:
А снаружи здание депо сбоку выглядит так:
Здесь действительно можно увидеть элементы промышленного модерна.
Рядом можно видеть уже современное депо, где живут "Ласточки":
В общем, это место можно смело рекомендовать всем тем, кто интересуется как железнодорожной тематикой, так и историей!
#москва #транспорт #депо #подмосковная #другая москва #жд #паровоз #прогулкипомоскве #история #железнаядорога
===================================================
Здесь — описание моей авторской пешеходной экскурсии по уникальной Ивановской горке. Ближайшая сборная экскурсия -- 24 июля в 18 часов:
А здесь вы можете посмотреть и записаться на мою экскурсию по Замоскворечью:
Также вы можете прочесть рассказ о масонских символах в Москве:
Скоро у меня будет экскурсия, специально посвящённая этой тематике. Подписывайтесь на канал и присоединяйтесь!