Заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектом стало штабным заседанием, на котором рассматривался план действий по достижению научно-технологического суверенитета.
Президент Владимир Путин обозначил ключевые задачи:
- Развитие сквозных цифровых технологий. На фоне успехов Сбера, Росатома и РЖД, 5 из 13 векторов не развиваются, по остальным не достигнуты значения по минимум 20% показателей. Отдельной критики удостоился Ростех. Микроэлектроника явно уходит из его контура. За каждым из направлений будет закреплен свой вице-премьер – и это распределение станет одним из главных пространств элитных взаимодействий на ближайшее время.
- Широкая цифровая трансформация. 11 отраслевых стратегий должны быть ориентированы на конкретные результаты внедрения.
- Расширение доступности финансовых ресурсов для отечественного высокотехнологичного бизнеса.
- Повышение качества подготовки инженеров и IT-специалистов. Здесь полный научно-технологический цикл сопрягается с кадровым. Работа должна вестись со школы, сейчас дефицит и айтишников, и инженеров. Бюджетное финансирование будет увеличено, особое внимание – обновлению оборудования, развитию университетских кампусов мирового уровня и ремонту общежитий.
Дорожную карту достижения технологического суверенитета представил первый виц-премьер Андрей Белоусов.
Он отметил, что технологическая политика 20 последних лет фокусировалась на двух целях: технологический суверенитет и экономизация технологий. Сейчас добавилась третья – восстановление технологических цепочек, пострадавших от санкций – и четвертая: реинжиниринг функций рыночных институтов в форме цифровых платформ.
Под технологическим суверенитетом Андрей Белоусов понимает поддержание технологического паритета с ведущими странами мира, обладание ключевыми технологиями, определяющими возможность решения стратегических, социально-экономических и оборонных задач.
Механизмы достижения технологического суверенитета:
- Государственный технологический заказ. Государство с экспертами и бизнесами выделяет критические технологии, формирует инструменты поддержки: ВИП госзначения, ФНТП и программы ведомств, НОЦы и НЦ мирового уровня – всего 150. Результатом приложения 464 бюджетных миллиардов по ГП НТР Андрей Белоусов видит «научные статьи, в лучшем случае – опытные образцы и патенты».
- Развитие сквозных технологий – каркаса нового технологического уклада в результате соглашений Правительства и компаний-лидеров. Технологий 16, участников 9: Сбер, Ростелеком, Ростех, Россети, РЖД, Росатом, РФПИ, Газпром и Роснефть.
- Проекты-маяки: отработка продуктов на прорывных и сквозных технологиях, включая полный жизненный цикл, регуляторику и прочее. Запущено пять: коммерческие беспилотники в авиа, авто и водно-грузовых перевозках, электромобили и медицинские помощники.
- Национальная технологическая инициатива. В системе уже 3,3 тыс компаний, запущено 21 центр технологических компетенций и более 200 крупных проектов.
- Передовые инженерные школы – становятся флагманом научно-технологического прорыва, как ранее им были мегагранты, НОЦы, Приоритет-2030. Будет запущено не менее 30 ПИШ.
Экономизация технологий по Андрею Белоусову – это меры, чтобы наука и технологии стали драйвером экономического развития и производительной силой.
Примечательные меры среди озвученных:
- Бесшовная склейка мер поддержки стартапов. Реформа институтов развития как раз была нацелена на подобную сквозную экосистемность.
- Биржа стартапов – инфосистема для связи стартапов и инвесторов.
- Механизм доращивания стартапов до готовности к принятию инвестиций и выхода в серию. Именно за эту область отвечает «Иннопрактика» Екатерины Тихоновой. Развернуть эту работу предлагается на базе «одного из действующих институтов развития, например, «Сколково» совместно с Фондом НТИ». Предстоит более четкая специализация Сколково и усиление роли Иннопрактики в его развитии.
- Технологические долины (ИНТЦ) – можно прогнозировать дополнительный стимул интереса к этому механизму.
В качестве двух мегапроектов по суверенизации ключевых отраслей Алексей Белоусов выделил авиастроение и радиоэлектронную промышленность.
Также мы услышали трактовку термина «техноэкономика»: «перенос части функций институтов на цифровые платформы, ускоренная платформизация экономики».
Среди конкретных предложений по существующим проблемам Андрей Белоусов выделил несколько весьма политически заряженных, в том числе:
- Необходимость создать (еще одни) верхнеуровневый документ: Концепцию технологического развития до 2030 года. Подготовка КТР должна, по его мнению, быть увязана с формированием плана стратегического развитяи в условиях санкций. Хотя непонятно, зачем умножать верхнеуровневые сущности, если уже есть Стратегия НТР (которая входит в тройку ключевых доктрин страны)
- Ввести во всех министерствах позицию руководителей научно-технологической трансформации в ранге замминистра. Это будет своя сетевая структура аналогичная руководителям цифровой трансформации.
- Андрей Белоусов несколько расширил список успешных игроков на поле сквозных технологий: ИИ – Сбер и РФПИ, новые материалы и квантовые вычисления – Росатом, квантовые коммуникации – РЖД, коммуникационные интернет-технологии – Ростелеком, генетика – Роснефть. Грубо говоря, в отстающие он выделили Ростех (тяжелое ПО, интернет вещей, датчики и сенсоры, технологии передачи энергии) и Россети. Ростех на шесть направлений вложил всего 1,1 млрд руб., Россети не вложили ничего.
В своем докладе Дмитрий Чернышенко сосредоточился на вопросах цифровизации госуправления и экономики, включая интернет-связанность страны.
Отдельный акцент на подготовке кадров:
- Допобучение старшеклассников программированию – в сентябре более 100 тыс начнут двухлетний курс.
- Увеличение КЦП на IT-направления.
- Расширенные модули по цифровым компетенциям в вузах и цифровые кафедры.
- IT-ДПО для взрослых.
Основной ответ по кадрам держал министр науки и высшего образования Валерий Фальков:
- Увеличение КЦП по инженерному делу, технологиям и техническим наукам: в этом году 193 816 бюджетных мест для выпускников школ, 74 930 – в магистратуру и аспирантуру.
- Главной олимпиадой обозначена «Звезда».
- Ключевой инструмент привлечения в инженерию – детские кружки (техника и моделизм – читаем: Кванториумы) и углубленное изучение точных и естественных наук в школе. Университеты идут в школы и организуют допобразование детей.
- 1 сентября в 23 регионах откроются 65 инженерных классов по авиационному профилю и 31 по судостроительному – проект Минобрнауки и Минпросвещения, где участвуют 25 вузов и 37 индустриальных партнеров, методические центры – Корабелка и МАИ.
- Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям.
- Двойной запрос на трансформацию инженерного образования: базовые инженерные процессы переходят в цифру + появление новых измерений: инженерия природоподобия, биологическая и социальная.
Предложения Минобрнауки (которые в некоторых аспектах весьма революционны):
Об инженерах:
- Изменение модели образования – не только междисциплинарность и ориентация на практику, но и на подготовку лидеров больших коллективов. Речь о проекте Передовых инженерных школ – 30 победителей (20 – в субъектах) из 15 регионов. ПИШ станут пилотными площадками, а далее – центрами компетенций и методологами для тиражирования наработок.
- Приближение инженерного образования к реальному производству в регионах – через расширение сетевых программ.
- Изменение нормативов финансирования госзадания на подготовку инженерных кадров. В него предлагается включить повышение квалификации для педагогов и затраты на привлечение практиков. Именно здесь главная финансовая революционность – в будущем перераспределении финансовых потоков по ГЗ.
- Обновление учебно-лабораторного оборудования – от школы до вуза. Чуть позже Валерий Фальков заверил президента, что программа отечественного научного приборостроения развивается ритмично.
Об IT-спецах:
- Увеличение КЦП.
- Внедрение цифрового спецмодуля + цифровые кафедры. 0,9 млн студентов нарастающим итогом подготовят по цифре к 2030 году.
- Устранение барьеров для привлечения практиков к преподаванию.
- Аналогичные инженерным направлениям изменение объема финансирования подготовки (госзадания).
- Аспирантура – увеличение количества мест и постепенно повышение доли защит. Здесь же модернизация требований к диссоветам.
Поддержка аспирантуры и подготовки научных кадров:
- Соцподдержка – включая жилищные сертификаты. Идет обсуждение – как повысить аспирантам стипендию.
- Стимулирование научного руководства – повышение емкости в разрезе нагрузки, допподготовка молодых кандидатов и докторов наук для работы в этом качестве.
- Производственная аспирантура – в интересах индустриального партнера.
- Целевая аспирантура для региональных вузов – подготовка в ведущих вузах под гарантии возвращения в родной регион.
Сергей Кравцов доложил, что Минпросвещения делает все возможное, чтобы утолить голод на преподавателей-предметников.
В своем лирическом отступлении Владимир Путин задумался о том, что более релевантен для нас опыт Российской Империи, а не СССР. И это, пожалуй, революционное измерение: президент отметил, что в Советском союзе само звание «инженер» было девальвировано. А вот при Империи «инженер такой-то» звучало гордо – по аналогии с научными званиями.
Сергей Собянин в лучшем виде представил опыт Москвы: ИНТЦ «Воробьевы горы», технологические кластеры по полной номенклатуре компонентов сложных изделий, инженерные классы в трети школ столицы.
Далее произошла дискуссия о том, в каком формате проводить эксперимент по дистанционной продаже рецептурных препаратов. Встал и вопрос о перезагрузке малых инновационных предприятий при вузах, а также создания на базе ПСБ «биржи инжиниринга».
Одним из двух политических событий эндшпиля Совета стало столкновение Сергея Собянина и Андрея Белоусова. Мэру Москвы не понравилось, что частично поддержка крупных проектов будет переложена на региональные бюджеты. Первый вице-премьер открыто намекнул – не Москве уж жаловаться, могли бы и выделить 30 млрд. А тут уже Собянин встал в позу – сказал, что и так много выделяет.
Второе значимое в политическом плане событие – выступление Кирилла Дмитриева из РФПИ (связанного через Наталью Попову с Екатериной Тихоновой и Иннопрактикой). То, что руководитель РФПИ пиарит свою структуру – это нормально, но Кирилл Дмитриев вытащил на свет еще и Российскую венчурную компанию (которая пребывает в нокауте после ареста Александра Повалко. Предложение достаточно ожидаемое – дофинансировать РФПИ и другие фонды (Фонд Бортника и ФРП), а также РВК. Ожидаем, что и Сколково, и РВК – проекты медведевской эпохи – будут переданы в зону влияния Екатерины Тихоновой.
Финальную черту подвел президент Владимир Путин. Он выделил технологическое развитие как sine qua non функционирования социально-экономической системы:
«Вопросы технологического развития, которые мы обсудили, – это не только приоритет, но и база, фундамент для достижения наших стратегических планов и реализации, по сути, всех национальных проектов. Будет прорыв в технологиях, в широкой цифровой трансформации, в подготовке специалистов в этих сферах, преодолеем любые трудности – и нынешние, и которые будут, а они, трудности, возникают всегда, – преодолеем любые трудности, выйдем на траекторию опережающего развития, по-другому невозможно».
В виде резюме глава государства выделил несколько направлений работы (их ожидаем в виде поручений по итогу Совета):
- Перезапуск работы по сквозным технологиям – с персональной ответственностью вице-премьеров – кураторов.
- Актуализация и интеграция стратегий цифровизации отраслей и ориентацией на конкретику. Создание единого центра координации стратегий цифровых трансформаций.
- Расширение номенклатуры спонсоров технологических проектов – включая «соцнагрузку» на крупные госкорпорации и компании с большим государственным участием.
- Расширение финансирования подготовки инженерных и IT-кадров, включая раннюю профориентацию, СПО и высшую школу. Отдельное внимание – лабораторному оборудованию. Именно здесь предстоит принять стратегическое решение – линейка должна быть сопряженной: от кабинета физики или информатики до университетской лаборатории и будущему рабочему месту в высокотехнологичным бизнесе.
Итог
Президент Владимир Путин четко дал понять: все инвесторы известны и они должны будут вкладываться в научно-технологический суверенитет, как ранее были интегрированы в поддержку прорыва.
Формируется пространство единых правил игры, принудительного участия («оброк на суверенитет») и коллективной ответственности – если ранее это было характерно лишь для науки и высшего образования, то теперь формируется более комплексная область: научно-технологический суверенитет. Работать на него обязана каждая элитная группа.
Можно констатировать формирование широкого «фронта технологического суверенитета»: в него под руководством Михаила Мишустина интегрированы и Андрей Белоусов с Дмитрием Чернышенко. Наши источники в Правительстве подтверждают, что оба вице-премьера командно будут укреплять технологическую повестку. С другой стороны, традиционно у столичного руководства есть своё видение ряда акцентов, что выявилось в диалоге Белоусова и Собянина.
Вместе с тем, именно сегодня стартовал форум «Сильные идеи для нового времени», главного форума команды гендиректора АСИ Светланы Чупшевой. Форум во многом является логичным продолжением «Архипелага 2022», разовьёт идеи состоявшегося разговора у Президента и соберет консенсус разнообраных элит — от массы глав регионов до лидеров НТИ и руководства Администрации президента.
Форум поддержан Владимиром Путиным, оргкомитет возглавляет помощник Президента Максим Орешкин, а титульным (главным) партнёром Форума является именно Правительство Москвы.
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/69019
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/26374