Найти тему

Технологический суверенитет – план действий

Заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектом стало штабным заседанием, на котором рассматривался план действий по достижению научно-технологического суверенитета.

Президент Владимир Путин обозначил ключевые задачи:

  1. Развитие сквозных цифровых технологий. На фоне успехов Сбера, Росатома и РЖД, 5 из 13 векторов не развиваются, по остальным не достигнуты значения по минимум 20% показателей. Отдельной критики удостоился Ростех. Микроэлектроника явно уходит из его контура. За каждым из направлений будет закреплен свой вице-премьер – и это распределение станет одним из главных пространств элитных взаимодействий на ближайшее время.
  2. Широкая цифровая трансформация. 11 отраслевых стратегий должны быть ориентированы на конкретные результаты внедрения.
  3. Расширение доступности финансовых ресурсов для отечественного высокотехнологичного бизнеса.
  4. Повышение качества подготовки инженеров и IT-специалистов. Здесь полный научно-технологический цикл сопрягается с кадровым. Работа должна вестись со школы, сейчас дефицит и айтишников, и инженеров. Бюджетное финансирование будет увеличено, особое внимание – обновлению оборудования, развитию университетских кампусов мирового уровня и ремонту общежитий.

Дорожную карту достижения технологического суверенитета представил первый виц-премьер Андрей Белоусов.

Он отметил, что технологическая политика 20 последних лет фокусировалась на двух целях: технологический суверенитет и экономизация технологий. Сейчас добавилась третья – восстановление технологических цепочек, пострадавших от санкций – и четвертая: реинжиниринг функций рыночных институтов в форме цифровых платформ.

Под технологическим суверенитетом Андрей Белоусов понимает поддержание технологического паритета с ведущими странами мира, обладание ключевыми технологиями, определяющими возможность решения стратегических, социально-экономических и оборонных задач.

Механизмы достижения технологического суверенитета:

  1. Государственный технологический заказ. Государство с экспертами и бизнесами выделяет критические технологии, формирует инструменты поддержки: ВИП госзначения, ФНТП и программы ведомств, НОЦы и НЦ мирового уровня – всего 150. Результатом приложения 464 бюджетных миллиардов по ГП НТР Андрей Белоусов видит «научные статьи, в лучшем случае – опытные образцы и патенты».
  2. Развитие сквозных технологий – каркаса нового технологического уклада в результате соглашений Правительства и компаний-лидеров. Технологий 16, участников 9: Сбер, Ростелеком, Ростех, Россети, РЖД, Росатом, РФПИ, Газпром и Роснефть.
  3. Проекты-маяки: отработка продуктов на прорывных и сквозных технологиях, включая полный жизненный цикл, регуляторику и прочее. Запущено пять: коммерческие беспилотники в авиа, авто и водно-грузовых перевозках, электромобили и медицинские помощники.
  4. Национальная технологическая инициатива. В системе уже 3,3 тыс компаний, запущено 21 центр технологических компетенций и более 200 крупных проектов.
  5. Передовые инженерные школы – становятся флагманом научно-технологического прорыва, как ранее им были мегагранты, НОЦы, Приоритет-2030. Будет запущено не менее 30 ПИШ.

Экономизация технологий по Андрею Белоусову – это меры, чтобы наука и технологии стали драйвером экономического развития и производительной силой.

Примечательные меры среди озвученных:

  1. Бесшовная склейка мер поддержки стартапов. Реформа институтов развития как раз была нацелена на подобную сквозную экосистемность.
  2. Биржа стартапов – инфосистема для связи стартапов и инвесторов.
  3. Механизм доращивания стартапов до готовности к принятию инвестиций и выхода в серию. Именно за эту область отвечает «Иннопрактика» Екатерины Тихоновой. Развернуть эту работу предлагается на базе «одного из действующих институтов развития, например, «Сколково» совместно с Фондом НТИ». Предстоит более четкая специализация Сколково и усиление роли Иннопрактики в его развитии.
  4. Технологические долины (ИНТЦ) – можно прогнозировать дополнительный стимул интереса к этому механизму.

В качестве двух мегапроектов по суверенизации ключевых отраслей Алексей Белоусов выделил авиастроение и радиоэлектронную промышленность.

Также мы услышали трактовку термина «техноэкономика»: «перенос части функций институтов на цифровые платформы, ускоренная платформизация экономики».

Среди конкретных предложений по существующим проблемам Андрей Белоусов выделил несколько весьма политически заряженных, в том числе:

  1. Необходимость создать (еще одни) верхнеуровневый документ: Концепцию технологического развития до 2030 года. Подготовка КТР должна, по его мнению, быть увязана с формированием плана стратегического развитяи в условиях санкций. Хотя непонятно, зачем умножать верхнеуровневые сущности, если уже есть Стратегия НТР (которая входит в тройку ключевых доктрин страны)
  2. Ввести во всех министерствах позицию руководителей научно-технологической трансформации в ранге замминистра. Это будет своя сетевая структура аналогичная руководителям цифровой трансформации.
  3. Андрей Белоусов несколько расширил список успешных игроков на поле сквозных технологий: ИИ – Сбер и РФПИ, новые материалы и квантовые вычисления – Росатом, квантовые коммуникации – РЖД, коммуникационные интернет-технологии – Ростелеком, генетика – Роснефть. Грубо говоря, в отстающие он выделили Ростех (тяжелое ПО, интернет вещей, датчики и сенсоры, технологии передачи энергии) и Россети. Ростех на шесть направлений вложил всего 1,1 млрд руб., Россети не вложили ничего.

В своем докладе Дмитрий Чернышенко сосредоточился на вопросах цифровизации госуправления и экономики, включая интернет-связанность страны.

Отдельный акцент на подготовке кадров:

  1. Допобучение старшеклассников программированию – в сентябре более 100 тыс начнут двухлетний курс.
  2. Увеличение КЦП на IT-направления.
  3. Расширенные модули по цифровым компетенциям в вузах и цифровые кафедры.
  4. IT-ДПО для взрослых.

Основной ответ по кадрам держал министр науки и высшего образования Валерий Фальков:

  1. Увеличение КЦП по инженерному делу, технологиям и техническим наукам: в этом году 193 816 бюджетных мест для выпускников школ, 74 930 – в магистратуру и аспирантуру.
  2. Главной олимпиадой обозначена «Звезда».
  3. Ключевой инструмент привлечения в инженерию – детские кружки (техника и моделизм – читаем: Кванториумы) и углубленное изучение точных и естественных наук в школе. Университеты идут в школы и организуют допобразование детей.
  4. 1 сентября в 23 регионах откроются 65 инженерных классов по авиационному профилю и 31 по судостроительному – проект Минобрнауки и Минпросвещения, где участвуют 25 вузов и 37 индустриальных партнеров, методические центры – Корабелка и МАИ.
  5. Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям.
  6. Двойной запрос на трансформацию инженерного образования: базовые инженерные процессы переходят в цифру + появление новых измерений: инженерия природоподобия, биологическая и социальная.

Предложения Минобрнауки (которые в некоторых аспектах весьма революционны):

Об инженерах:

  1. Изменение модели образования – не только междисциплинарность и ориентация на практику, но и на подготовку лидеров больших коллективов. Речь о проекте Передовых инженерных школ – 30 победителей (20 – в субъектах) из 15 регионов. ПИШ станут пилотными площадками, а далее – центрами компетенций и методологами для тиражирования наработок.
  2. Приближение инженерного образования к реальному производству в регионах – через расширение сетевых программ.
  3. Изменение нормативов финансирования госзадания на подготовку инженерных кадров. В него предлагается включить повышение квалификации для педагогов и затраты на привлечение практиков. Именно здесь главная финансовая революционность – в будущем перераспределении финансовых потоков по ГЗ.
  4. Обновление учебно-лабораторного оборудования – от школы до вуза. Чуть позже Валерий Фальков заверил президента, что программа отечественного научного приборостроения развивается ритмично.

Об IT-спецах:

  1. Увеличение КЦП.
  2. Внедрение цифрового спецмодуля + цифровые кафедры. 0,9 млн студентов нарастающим итогом подготовят по цифре к 2030 году.
  3. Устранение барьеров для привлечения практиков к преподаванию.
  4. Аналогичные инженерным направлениям изменение объема финансирования подготовки (госзадания).
  5. Аспирантура – увеличение количества мест и постепенно повышение доли защит. Здесь же модернизация требований к диссоветам.

Поддержка аспирантуры и подготовки научных кадров:

  1. Соцподдержка – включая жилищные сертификаты. Идет обсуждение – как повысить аспирантам стипендию.
  2. Стимулирование научного руководства – повышение емкости в разрезе нагрузки, допподготовка молодых кандидатов и докторов наук для работы в этом качестве.
  3. Производственная аспирантура – в интересах индустриального партнера.
  4. Целевая аспирантура для региональных вузов – подготовка в ведущих вузах под гарантии возвращения в родной регион.

Сергей Кравцов доложил, что Минпросвещения делает все возможное, чтобы утолить голод на преподавателей-предметников.

В своем лирическом отступлении Владимир Путин задумался о том, что более релевантен для нас опыт Российской Империи, а не СССР. И это, пожалуй, революционное измерение: президент отметил, что в Советском союзе само звание «инженер» было девальвировано. А вот при Империи «инженер такой-то» звучало гордо – по аналогии с научными званиями.

Сергей Собянин в лучшем виде представил опыт Москвы: ИНТЦ «Воробьевы горы», технологические кластеры по полной номенклатуре компонентов сложных изделий, инженерные классы в трети школ столицы.

Далее произошла дискуссия о том, в каком формате проводить эксперимент по дистанционной продаже рецептурных препаратов. Встал и вопрос о перезагрузке малых инновационных предприятий при вузах, а также создания на базе ПСБ «биржи инжиниринга».

Одним из двух политических событий эндшпиля Совета стало столкновение Сергея Собянина и Андрея Белоусова. Мэру Москвы не понравилось, что частично поддержка крупных проектов будет переложена на региональные бюджеты. Первый вице-премьер открыто намекнул – не Москве уж жаловаться, могли бы и выделить 30 млрд. А тут уже Собянин встал в позу – сказал, что и так много выделяет.

Второе значимое в политическом плане событие – выступление Кирилла Дмитриева из РФПИ (связанного через Наталью Попову с Екатериной Тихоновой и Иннопрактикой). То, что руководитель РФПИ пиарит свою структуру – это нормально, но Кирилл Дмитриев вытащил на свет еще и Российскую венчурную компанию (которая пребывает в нокауте после ареста Александра Повалко. Предложение достаточно ожидаемое – дофинансировать РФПИ и другие фонды (Фонд Бортника и ФРП), а также РВК. Ожидаем, что и Сколково, и РВК – проекты медведевской эпохи – будут переданы в зону влияния Екатерины Тихоновой.

Финальную черту подвел президент Владимир Путин. Он выделил технологическое развитие как sine qua non функционирования социально-экономической системы:

«Вопросы технологического развития, которые мы обсудили, – это не только приоритет, но и база, фундамент для достижения наших стратегических планов и реализации, по сути, всех национальных проектов. Будет прорыв в технологиях, в широкой цифровой трансформации, в подготовке специалистов в этих сферах, преодолеем любые трудности – и нынешние, и которые будут, а они, трудности, возникают всегда, – преодолеем любые трудности, выйдем на траекторию опережающего развития, по-другому невозможно».

В виде резюме глава государства выделил несколько направлений работы (их ожидаем в виде поручений по итогу Совета):

  1. Перезапуск работы по сквозным технологиям – с персональной ответственностью вице-премьеров – кураторов.
  2. Актуализация и интеграция стратегий цифровизации отраслей и ориентацией на конкретику. Создание единого центра координации стратегий цифровых трансформаций.
  3. Расширение номенклатуры спонсоров технологических проектов – включая «соцнагрузку» на крупные госкорпорации и компании с большим государственным участием.
  4. Расширение финансирования подготовки инженерных и IT-кадров, включая раннюю профориентацию, СПО и высшую школу. Отдельное внимание – лабораторному оборудованию. Именно здесь предстоит принять стратегическое решение – линейка должна быть сопряженной: от кабинета физики или информатики до университетской лаборатории и будущему рабочему месту в высокотехнологичным бизнесе.

Итог

Президент Владимир Путин четко дал понять: все инвесторы известны и они должны будут вкладываться в научно-технологический суверенитет, как ранее были интегрированы в поддержку прорыва.

Формируется пространство единых правил игры, принудительного участия («оброк на суверенитет») и коллективной ответственности – если ранее это было характерно лишь для науки и высшего образования, то теперь формируется более комплексная область: научно-технологический суверенитет. Работать на него обязана каждая элитная группа.

Можно констатировать формирование широкого «фронта технологического суверенитета»: в него под руководством Михаила Мишустина интегрированы и Андрей Белоусов с Дмитрием Чернышенко. Наши источники в Правительстве подтверждают, что оба вице-премьера командно будут укреплять технологическую повестку. С другой стороны, традиционно у столичного руководства есть своё видение ряда акцентов, что выявилось в диалоге Белоусова и Собянина.

Вместе с тем, именно сегодня стартовал форум «Сильные идеи для нового времени», главного форума команды гендиректора АСИ Светланы Чупшевой. Форум во многом является логичным продолжением «Архипелага 2022», разовьёт идеи состоявшегося разговора у Президента и соберет консенсус разнообраных элит — от массы глав регионов до лидеров НТИ и руководства Администрации президента.

Форум поддержан Владимиром Путиным, оргкомитет возглавляет помощник Президента Максим Орешкин, а титульным (главным) партнёром Форума является именно Правительство Москвы.

Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/69019

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/26374