Найти тему
Болтовня о камнях

Михаило-Архангельский собор: доминанта на задворках Пятигорска

Город Пятигорск является прекрасным место отдыха для многих россиян. Населенный пункт, окруженный великолепными горами Машук и Бештау, отличается недурственной, а даже весьма изысканной архитектурой как дореволюционного, так и советского периода. Многие местные и столичные, именитые и малоизвестные российские зодчие внесли свой вклад в создание уникального архитектурного ансамбля исторической части Пятигорска. Город этот, как и соседние населенные пункты - Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, славится минеральными водами, обладающими целебными свойствами, поэтому жизнь здесь кипела всегда после обнаружения источников. Это конечно не могло не отразиться на архитектурном развитии Пятигорска. Бюветы, ванные, грязелечебницы, санатории, дома отдыха, южные дачи важных персон общественной и культурной жизни - это прежде всего показывают нам, когда мы оказываемся в данном городе Кавказских Минеральных Вод. Как и в любом населенном пункте, в Пятигорске имеются храмы, выполняющие часто роль доминирующих объектов в пространстве. В связи с этим хотелось бы уделить внимание одному собору, который как-то редко всплывает в памяти при упоминании Пятигорска, но отличающийся выразительностью.

Речь пойдет о Михаило-Архангельском соборе. Начнем, пожалуй, с его кратенькой истории. В начале 1880-х годов возникла идея возведения церкви в Константиногорской свободке у горы Пост, поскольку ближайший Спасский собор в центре Пятигорска находился далеко для местных верующих. Стоить храм было решено на пожертвования, отчего строительство растянулось на годы. Однако у этого дела были покровители, например, великий князь Михаил Николаевич, наместник Кавказа. В его честь и назвали вновь построенную церковь. Возведение храма длилось с 1884 по 1889 год. Архитектором выступил В.И. Грозмани. В 1933 году церковь была закрыта, но в 1942 году во время оккупации Пятигорска храм снова стал действующим. В 1960 году его опять закрыли, в этот раз до 1990 года. Все это время пространства использовались в качестве складских помещений для соседнего хладокомбината. В 1999 году патриарх Алексий II возвел церковь в достоинство собора.

Дореволюционная фотография храма (Источник:https://sobory.ru/photo/390521)
Дореволюционная фотография храма (Источник:https://sobory.ru/photo/390521)

Что ж, перейдем непосредственно к описанию и анализу памятника архитектуры. Михаило-Архангельский собор имеет крестообразную форму в плане, удлиненную с западной стороны объемом с колокольней. С восточной стороны отсутствует привычная апсида, компартимент полуциркульный в основании, однако апсидиолы, накрытые конхами, полукуполами, присутствуют между рукавами креста, что лежит в основе планировки храма.

-3

Для Михаило-Архангельского собора характерна пирамидальная структура композиции, которая достигается благодаря разновеликости основного объема, апсидиол, барабанов главного купола и колокольни. Храм венчает мощная восьмигранная глава, покрытая чешуйчатой поверхностью. Купол имеет шлемовидную форму. Вторая глава меньше размером, она также чешуйчатая. В ее основе лежит четырехгранная структура колокольни. Оба купола украшают надписи на старославянском языке. Главы сейчас темные, однако дореволюционная фотография свидетельствует о том, что изначально оба купола белоснежными и гладкими. С севера, востока, юга храм завершен двускатной кровлей, а с западной звонницу окружают полуциркульные закомары.

-4

Михаило-Архангельский собор Пятигорска является образчиком неовизантийского стиля, весьма распространенного в отечественной архитектуре 1870-х-1910-х годов. Вообще, характерными чертами этого стиля является крупномасштабность, крестово-купольная система, четкость объемных членений, массивная тяжеловесность сооружений, крупная центральная глава, полусферические купола. В рассматриваемом сооружении мы обнаруживаем многие из названных характеристик, разве что купола имеют шлемовидную форму, а полусферичность наблюдается в конхах. Узкие высокие окна с полуциркульным завершением также приближают постройку к византизирующему духу. Экстерьер обдает достаточно сдержанной декоративной программой: фасады украшают карнизы, тяги, кессоны, объемные наличники вокруг оконных проемов, что еще больше подчеркивает его монументальность, хоть он не такой уж и сильно большой по размерам.

-5

Конечно, одним из главных достоинств данного собора является машукский травертин, материал, из которого он построен. Многие здания Пятигорска и его соседей возведены с применением этого камня: Академическая галерея, театр музкомедии, Эолова арфа, Пятигорская и Ессентукская грязелечебница, вокзалы городов-курортов, фундамент резиденции полпреда, Лермонтовской галереи, фонтаны, Пятигорский загс и так далее. Приятный на ощупь, особенно в обработанном виде, пористый по структуре, светлый, чистый образец местной породы как нельзя лучше подходит для сооружений в солнечном городе-курорте с цветущими растениями, окруженном горами. Машукские травертины наполнены окаменевшими остатками растений и животных, представляют собой палеогеографическую летопись. Травертиновую ландшафтную архитектуру Пятигорска спланировали и воплотили в жизнь братья Бернардацци - родоначальники архитектуры Кавказских Минеральных Вод. В 1822 году они были приглашены на «Горячие воды» генералом Ермоловым для обустройства молодого курорта. Камень этот продолжали использовать и после революции, например, при строительстве бюветов или модернистских санаториев.

-6

Думаю, одной из главных проблем рассматриваемого сооружения является его месторасположение. Михайло-Архангельский собор находиться на улице Козлова за железной дорогой, его купола хорошо видны с платформы вокзала Пятигорска. В подобных городах железнодорожные пути, в некотором роде, разделяют, и уровень благоустройства за ж/д, мягко говоря, отличается от основной части населенного пункта. Поэтому храм оказался отрезан, оторван от центра города. Еще эта церковь весьма выделяется по своим художественно-эстетическим критериям на фоне окружающей жилой и промышленной застройки. Перед собором нет никакого сквера или площади, он буквально находится во внутреннем дворе хозяйственных корпусов.

-7

Также можно еще выделить одну проблему, связанную с нынешним состоянием храма. При осмотре видны следы недавнего ремонта: дешевые стеклопакеты, кровля для конх и козырьков, непонятные решетки а-ля модерн, водосточные трубы, кондиционеры на окнах барабана - все это, конечно, не украшает собор, портит, искажает его суть.

-8

Итак, Михаило-Архангельский собор мог бы стать еще одной популярной достопримечательностью Пятигорска, однако в силу исторических обстоятельств он оказался на окраине города окруженным хозяйственными постройками. Складывается ощущение, что его в ту среду кто-то случайно, по ошибке забросил. Данный собор обладает рядом достоинств, среди которых композиция, планировка, хоть и традиционные, а также машукский травертин как основной материал и весьма интересное, на мой взгляд, решение куполов. Сочетание светлого, солнечного, теплого пористого камня и темных шлемовидных чешуйчатых глав приводит к визуальной выразительности сооружения. Если купола, как у нас любят делать, были бы золотыми, то подобный эффект пропал бы. Этот, казалось бы, формальный контраст в оформлении экстерьера рождает гармонию и в тоже время монументальность, лишенную ложного пафоса и выпендрежности, если можно так выразиться.

Источник: https://sobory.ru/photo/389431
Источник: https://sobory.ru/photo/389431

Видя вживую собор, хочется его хотя бы мысленно отчистить от последних наслоений, современных безвкусных доделок и изменить его роль в городской среде. Убежден, что это архитектурное сооружение с большими градообразующими шансами, перспективами, которые в итоге были проигнорированы. Такой храм отлично стал бы композиционным центром района в городе, думаю, ему место в каком-нибудь сквере или на площади, на пересечении улиц, возле него должна кипеть жизнь.

#пятигорск #кмв #архитектура #травертин #собор