5 подписчиков

Краткая история цирка

“История искусства — это история возрождений.”

Самюэл Батлер

“История искусства — это история возрождений.

Люди ежедневно сталкиваются с произведениями искусства: начиная от картин во всемирно известных музеях и заканчивая цветочным садом на заднем дворе дома. Один из видов искусства, знакомый каждому, — развлекательные представления. Они показывают нам то, что порой кажется невозможным: акробаты, совершающие невообразимые трюки в воздухе и волшебная ловкость рук фокусников… Одним словом — цирк!

Но какова его история? Что стоит за веселыми, яркими и воодушевляющими людей представлениями? Ведь чтобы в полной мере ощутить всю суть произведения искусства, нужно узнать историю его создания — очутиться там, где все только начиналось. Ну что ж, дорогие зрители, присаживайтесь поудобнее. Наше путешествие в мир циркового искусства начинается!

Часть 1. История, рассказанная на скамейке

Древняя Греция. Толпа зевак, окружившая скамью на одной из местных ярмарок, с интересом наблюдает за странным человеком. Его яркие, слегка чудаковатые одеяния привлекают внимание, а трюки, которые он показывает, вызывают восторг у каждого проходящего человека. Ловкость рук, гибкость тела и искусная игра — вот оно, начало. Начало чего-то дальнего и великого.

Часть 2. Бродячие актеры

Вечные странники, встречающееся лишь в этот день, в это время, в этом месте. Они никогда не были уверены в завтрашнем дне. Им все время приходится бороться с притеснениями, которые неизменно навлекает на них необычность их существования. Городские и сельские площади — их дом, а незамысловатые, мобильные и адресованные только беднейшим слоям общества представления — смысл жизни.

Часть 3. Чудеса провинции

Родина конских скачек и гладиаторских боев — Рим. Переданные им греками умения не пропали даром: цирки, специальные площади, амфитеатры, колизеи и арены — идеальные места для тех, кто жаждет хлеба и зрелищ!

В Большой цирк, построенный в VI век до н.э Тарквинием Древним, устремляется завороженная толпа римлян. Помпей, мечтающий избавиться от Красса и Юлия Цезаря, устраивает 5-дневное кровавое зрелище. Атлеты соревнуются в беге, наездники мчатся на лошадях, перед публикой выступают фокусники… После начинается борьба людей с хищниками, животных друг с другом. Вот оно, настоящее римское представление!

Часть 4. Искусство по-английски

Времена придворных шутов и акробатов. Комедианты, окруженные почетом и статусом “необыкновенных” начинают вести беспутную жизнь — их наряду с еретиками и колдунами сжигают на кострах. Актеры более высокого статуса, опасаясь за свою жизнь, скрываются в тайных сообществах. Но несмотря на постоянные притеснения, циркачи не прекращают выступать и радовать публику. Процветание цирковых представлений продолжается. А семья Чипперфильдов — явное тому подтверждение.

Джеймс Уильям Чипперфильд — простой, ничем не примечательный торговец, в теплое время года запрягает в повозку свою единственную лошадь и вместе со своими дрессированными питомцами отправляется странствовать по дорогам Англии. Последующие поколения не ушли далеко от их потомка: Дик и Джими Чипперфильды откроют свой цирк-зверинец, а их брат Генри создаст стационарный цирк.

Часть 5. Возрождение современного цирка

XVIII век. Англичанин Филип Астлей, имеющий за плечами лишь сложное военное прошлое, строит манеж под открытым небом, чем в момент привлекает внимание людей, живущих неподалеку. Специальное ложе, конюшни, места для обычных зрителей… Но его главной особенностью является не столько само здание, сколько созданная им программа представления: канатные плясуны, акробаты, жонглеры, клоуны… Позднее Астлей даст этому одно известное всему современному миру название — цирк. Филип объездит всю Европу, показывая и обучая всех цирковому мастерству.

Часть 6. Французский пересчет

К концу XX века эпоха цирковых представлений снова начинает увядать, на улицах Франции остался стоять лишь один — Новый цирк. Но и тот не может справиться с положением в стране и множественными военными переворотами, из-за чего закрывается в 1926 году. Позднее открывается еще несколько цирков: Медрано, Мольеё, цирк Пиндеров и Грюсса. Но и они не выдерживают экономического законодательства.

Часть 7. Спад

После цирковых переворотов во Франции, в Америке и других частях Европейской земли не становится более гладко. Большинство талантов и маэстро циркового искусства, несмотря на довольно яркое и обнадеживающее начало, заканчивают свою карьеру трагично: Лу Джекобс, Джекки Ле Клер, Эммет Келли и другие. Эпоха цирковых представлений начинает идти на спад.

Часть 8. Новое время — новые возможности

XX век со своим техническим прогрессом приводит сильных конкурентов цирковому искусству: появляется кино, мюзиклы, а потом и телевидение, позволяющее насладиться разнообразными зрелищами не выходя при этом из дома. Несмотря на это, люди и по сей день интересуются цирком. Эти номера, трюки и шуточные представления вызывают восторг у публики любых возрастов, а артисты удивляют всех своим талантом и трудолюбием.

Цирк долгое время оставался миром отверженных — это было неотъемлемой частью его жизни, его традиций. Мир чудесного не приходил в полное согласие с миром повседневности — такой была судьба любителей приключений, которые однажды захотели удивить окружающих, выступив на обычной скамейке. Однако сегодня мы в полной мере можем насладиться цирковым искусством, вобравшим в себя все достоинства современности.