Вот тут я неожиданно задумалась - о чем и как мы говорим со своими детьми. Вопрос покажется весьма простым и очевидным. Есть круг тем для обсуждения, определенный возрастом ребенка, его увлечениями и социальной нагрузкой. Это о чем говорить.
А как говорить - в соответствии с нашими личностными качествами, привычками и, если хотите, семейными традициями.
Самый показательный пример - как говорить с малышами на равных. Или на равных для уровня малыша (ну вы знаете все эти детские сюсюкающие голоса у взрослых людей), или на равных для уровня взрослого человека. У меня нет состоявшейся точки зрения на этот счет, как лучше. Но с детьми любого возраста умею говорить только по-взрослому.
Бывают, что взрослые чередуют эти стили общения, но мне кажется, в этом случае дети теряют понимание предела их дозволености и значимости взрослого разговора.
Мои два взрослых ребенка - студент-политолог и десятиклассник общаются между собой много и не очень для меня понятно. Как и для большинства молодежи им свойствена исключительная краткость, лаконичность, куча англицизмов и свойственная юности безапелляционность.
В общении со мной дети проявляют некоторые признаки эмпатии и стараются быть чуть обстоятельней в выражении своей точки зрения и терпимей.
А лично мне нравится молодежный стремительный краткий стиль общения. Хотя бы тем, что не нужно много слов для самовыражения.
Вот, например, говорю своему вредному десятикласснику: "Пойдем на шезлонгах поваляемся на солнышке, поболтаем!".
Он мне: " Зачем?".
Я ему: "Просто круто".
И его это убеждает. Мы идем во двор, валяемся и болтаем.
А если бы я начала многословно изъясняться, что мне хотелось бы с ним время провести, что завтра дожди и солнца не будет неделю и так далее, то, поверьте, результата бы это не принесло.
Сегодня мы с моими великовозрастными детьми пошли погулять на берег Ладоги. И слово за слово, отошли в сторону и заблудились. Бродили около пяти часов по разным полям, лесочкам и садоводствам. Телефон с навигацией мне не разрешили доставать, чтобы было интереснее.
И вот на этой долгой прогулке я как раз и задумалась, а о чем мы говорим со своими детьми. А говорили мы о самом разном, оказывается.
Что на Ладоге классно. Как считать условные вероятности. Что такое цепи Маркова. Читали наизусть Пушкина и по ошибке Есенина (его не планировали). Это потому что шли по улице Пушкина в одном садоводстве. Читали самодельные стихи.
Говорили про реновацию в Петербурге
Планировали меня похудеть. Обсуждали, можно ли назвать наш загородный домик коттеджем. Спорили, какой язык программирования лучше - плюсы или паскаль. Особое внимание уделили опоссумам. Ну и понятное дело, обсуждали окрестности.
Вроде бы как ни о чем и говорили. Сборная солянка. Не обсуждали увлечения и наши социальные планы. Не говорили о текущих делах и обязанностях. А просто целых пять часов болтали о всяческой ерунде.
И даже и не знаю, хорошо это или плохо. Просто наблюдение.
Спасибо, что прочитали, дорогие читатели! Всем хорошего дня!
Навигация по каналу Семья и психология
#дети #воспитание #общение