Приветствую, хотел поделится с вами своим опытом поездки в солнечную Аланию из Москвы по маршруту Москва – Верхний Ларс – Сарпи – Трабзон – Алания, на автомобиле. Возможно я помогу своим рассказом другим смелым путешественникам.
Началось с того, что билеты на прямой рейс (туда и обратно) на трех человек в июле 2022 года стали стоить как поездка на Мальдивы. Немного подумав было принято решение ехать на автомобиле.
В первую очередь я столкнулся с тем, что стал искать ответы на свои вопросы, а как со страховками, как с заправками, как проходить границы, опыта таких поездок не было совсем, да и расстояние в 3700 км от дома тоже немного заставляло задуматься, во, что я решил втянуть себя и своих близких. По сидев в интернете и покурив темы, понял, что никакой конкретики нет, одна вода и размытые фразы.
Дальше я разложу по порядку, что и, как и с чем столкнулись:
Подготовка автомобиля к поездке, было заменено масло, фильтра и тормозные колодки, проверена ходовая (визуально), и в целом состояние машины. Вышло 23900 рублей (цены на запчасти сейчас после всем известных событий, не самые приятные)
Была оформлена в страховой компании страховка на автомобиль «Зеленая карта» все страны на 1 месяц за 3400 рублей, хотел на 15 дней, но подумал вдруг решу задержаться. Дополнительно требуется грузинская страховка (так как в Грузии не работает страхование «Зеленая карта) раньше ее можно было оформить он лайн на сайте tpl.ge, стоит страховка на 15 дней 30 лари (примерно 650 рублей) или 1 месяц 60 лари. Но проблема заключается в том, что грузинская сторона не принимает к оплате кредитные карточки РФ, лично мне повезло товарищ живет за границей и смог помочь мне оплатить своей картой. Можно не переживать страховку можно купить после прохождения таможни в Грузии, либо в любом населенном пункте на Грузинской стороне, только делать ее надо обязательно, иначе на выезде из Грузии ждет штраф 200 лари.
Перед поездкой рекомендую подписаться на два телеграмм канала:
t.me/verhniylars – Чат «Верхний Ларс» весьма полезный чат по переходу границы России – Грузии и обратно. Всегда можно спросить по ситуации на границе (наличие пробки, например)
t.me/travelask_turkey_chat – Чат о Турции от путешественников и местных жителях, можно спрашивать вопросы по Турции.
Заранее скачать карты для навигатора, опытные путешественники рекомендуют maps.me отличное приложение для работы с картами оф лайн (без интернета)
Хочу отметить, что ввоз на территорию Грузии топлива в канистрах не выйдет (запрещено) так, что канистры оставляем дома.
Для удобства поездки по платным участкам по трассе М4 Дон был приобретён транспондер, весьма полезная штука, позволяющая экономить время на пропускных пунктах.
По стоимости дороги от Москвы до Верхнего Ларса вышло 2300 рублей.
И так закуплены продукты (долгоиграющие), 10 литров воды, кофе в термосе, 4 банки энергетика, выдвигаемся из Москвы, пятница 1 июля 17:00, первое испытание МКАД с дикой пробкой как раз до Липецкой улицы (съезд в сторону трассы М4 Дон) 2 часа ехали 10 км по МКАДУ, думали ну вроде бы повернули на М4, сейчас помчим, но не тут-то было, пробка растянулась еще на 90 км, далее все поехало.
Пока проехали все пробки успело стемнеть и особо пейзажей не наблюдалось, обычная дорога местами темная без освещения, а местами достаточно освещенная.
Перед подъездом к Верхнему Ларсу есть заправка лидер если я не ошибаюсь, заправил до полного, чтобы как можно меньше заправляется на территории Грузии (бензин в Грузии очень дорогой, около 4 лари за литр)
2 июля к 15:00 подъезжаем к Верхнему Ларсу, первый переход границы Россия – Грузия на нашем пути.
Потрачено на бензин – 14271,9 рублей
Кофе и мелочь на заправках -1811,95 рублей
Я заранее знал, что на границе будет ждать сюрприз в виде гигантской пробки, хотя в душе теплилась надежда, что вот сегодня повезет и за часок все пройдем, но сообщения в чате телеги «Верхний Ларс», удручали, люди писали, что стоят от 8 часов (причина банальная, таможня на Российской стороне представляет полнейший бардак и не умение организовать свою работу, мне казалось, что умышленно создают пробку). Отмечу вставать за фурами не надо, у них своя очередь едем до тех пор, пока не увидим очередь из легковушек. Нужно быть готовым отстоять если что сутки в очереди.
Пробка была длинной примерно 4,5 км скорость движения максимум 300 метров в час. Иногда медленней. Очень сильно не хотелось терять время на границе, решил осмотреться по сторонам, где были обнаружены подозрительные лица, которые намекали на помощь, в итоге один хитрый осетин, за 10000 рублей, сел за руль моей машины и по встречной мимо ДПС поставил меня прям в начало очереди (каюсь было дико стыдно смотреть в глаза, людям, которые стояли от 8 часов в пробке).
В итоге прошли границу за 15 минут, из документов права, загран паспорт и СТС на машину, отмечу, что пассажиры проходят досмотр отдельно, от водителя. Сам досмотр машины не слишком уж доскональный так, что если не наглеть, то литров 12 крепкого провезете.
Началась Военно-Грузинская дорога, это полнейший трешь, так как она проходит до КПП Грузии по нейтральной территории (а значит ничья и всем сторонам на нее до болта) дорога разбита, в туннелях полнейшая мгла, ямы в туннелях почти не видно, а ямы там большие (берегите машину), плюс в туннелях стоят фуры и если едет встречный поток, то разъехаться просто не выйдет.
КПП Грузии – достаточно быстро проходится, минимум вопросов (за чем и куда едем) тот же набор документов (учтите если у вас машина имеет на номерных знаках регион Крым, и связанное с ним, заехать в Грузию у вас не получится) пассажиры так же проходят досмотр отдельно, но есть приятное это Duty free с хорошими ценами, рекомендую закупиться.
Есть еще момент, после того как пройдете КПП Грузии, если уже стемнеет, то рекомендую переночевать рядом (если нет опыта поездок в горах) дорога там еще тот слалом, резкие повороты, обвалы краев дороги, полнейшая темень и часто идет мерзкий дождь. Так что лучшее ехать по светлому времени.
Если не купили страховку, то по пути будут палатки где ее можно купить, там же симки и обмен валюты, менять не рекомендую курс унылый. Можно в отеле остановиться оплатить номер долларами, а сдачу попросить лари, курс заранее обсуждаем, чтобы всех устроил.
С КПП Грузии мы выехали в 16:00, было принято решение ехать пока не начнет темнеть, а там остановимся в ближайшей гостинице, проехали по весьма живописному месту примерно 100 км до села Натахтари, там нашли гостиницу NEW HOTEL, новая только построенная (выглядит как отдельные двухэтажные домики, с гаражом на 1 этаже) сутки проживания 100 лари (примерно 37 долларов) рядом с отелем, отличный ресторан «Мэгобрэби», с живой музыкой и вкусной едой. Вино рекомендую красное разливное и брать кувшин так выгоднее. Но не перестарайтесь утром ехать дальше.
2 июля, 07:00 выезжаем из гостиницы, и сразу залетаем на заправку она в 50 метрах, заправляем машину на 100 лари до полного, следующая остановка Батуми (КПП САПРИ).
До следующего поворота на очередной перевал, если не ошибаюсь Рикотский, дорога отличная, камеры если у тебя Российские номера не страшны можно превышать, но берегитесь патрулей они не простят.
И будете пожалуйста предельно внимательны по автобану коровы гуляют туда сюда и можно не хило пострадать влетев в нее на 130 км/ч. Уж не знаю что этих зверей тянет так на дорогу но факт есть факт весь путь до Батуми данные животины будут везде ходить и мешать.
Когда заедете на перевал то увидите тетушек продающих вкусный сладкий хлеб Назуки с изюмом горячего копчения, рекомендую взять вкус и запах огонь да и сытно, да не обожгитесь, хлеб продают прямо с печки, там же еще можно взять кукурузу.
Вся дорога до Батуми зеленая красочная так что ехать днем рекомендуется, грузины водят машины в своей манере обгоняют где запрещено, проезжают на красный, так что не удивляйтесь.
В Батуми на дорогах вакханалия едут как умеют, пешеходов не пропускают (для них реально лотерея перейти дорогу) все сигналят друг другу уж такой менталитет у них.
14:00 прибыли к переходу Грузия – Турция, на Грузинской стороне досмотр сквозь пальцы все заняло 10 минут, пассажиры как всегда идут отдельно (не забываем перед границей купить страховку а то штраф будет, можно прям в Батуми ее взять) далее Турция, досмотр уже более доскональный могут попросить открыть сумки, если нет страховки Зеленая карта, то нужно купить страховку, пока стоите в очереди для проставления печати в паспорт, можно в отдельном окошке купить стоимость 30 $ без страховки въезд на территорию Турции закрыт. Как только все прошли перед выездом с таможни нас радует очередной Duty Free. Если надо купить более трех блоков сигарет то надо там же где и отдаем паспорт для печати о пересечении границы попросить бумагу, чтобы продали больше трех блоков (уж зачем это я не знаю, языковой барьер мешал, но кое как на пальцах и с помощью переводчика можно получить нужное).
В Турции почти везде прекрасно работает карта МИР (на заправках уж точно), я бы рекомендовал карту МИР от Тинькова, так как со сбером были проблемы в магазинах, например в Мигрос не проходила, когда Тиньков без проблем. Обратите внимание карту нужно именно вставлять в терминал, не прикладывать, иначе не пройдет.
По поводу снятия наличных, если нужно снять, то основные банкоматы это Зират банк, Халк банк (дает снять только 2000 лир), Дениз банк, в любом случае ищите наклейку МИР, просто Сбер мир — это только Зират Банк и Халк Банк, у Тинька намного больше возможностей. Максимальная сумма снятия с одной карты в день (не сутки) 2500 лир, ходят слухи что кто-то по 3000 снимал.
Далее если у вас мало бензина, то рекомендую на первой заправке Лукойл заправить бак, бензин тоже не дешевый 26 лир, если терпит, то через 139 км будет заправка SHELL где можно за 10 лир помыть самому машину (запомните капук это пена, а су это вода) кидаем 5 лир в пену пеним машину, после 5 лир в воду, смываем пену, можно повторить в любом порядке, ибо 30 р за мойку это вообще смешно.
В 15:00 покинули КПП Турции, далее нас ждут 1300 км по серпантину, туннелям, учтите в Турции, наши российские номера камеры читают и потом чтобы не было сюрприза при выезде из Турции рекомендую соблюдать скоростной режим, либо ехать за местным (мы так и делали) летит мы летим, ползет мы за ним также, все на ваше усмотрение.
Еще в Турции есть платные дороги, оплата для иностранных машин на выезде (при прохождении таможенного контроля при возврате домой турки все посчитает и выставят счет, я обратил внимание у них есть банковские терминалы, но вот работают ли с картой МИР не известно, но всегда можно спросить, например зират банк вар? Если ответ Вар то значит карта МИР пройдет)
Все штрафы за скорость и не оплату платной дороги можно проверить на сайте https://ivd.gib.gov.tr
Первую остановку сделали в городе со странным название Оф, напротив парка есть местная кафешка, заказали три шаурмы на тарелке с рисом, салат, три чая, хлеб они бесплатно дают вышло 150 лир.
Ну а дальше долгая дорога, через туннели, населенные пункты и в полнейшей темноте в сторону заветного моря, возле города Конья мы немного удивились от ночной температуры она была 6 градусов тепла, а до моря еще 200 км, и чем дальше тем холоднее, как оказалось дорога вела в горы населенные пункты Сейдишехир – Аксеки – Манавгат, так в Аксеки температура упала до 1 градуса, я уже не верил что еще пару часов пути и средиземное море и такой холод, но вот после долгих подъёмов дорога пошла вниз (очередная порция бесконечных поворотов влево вправо) и температура воздуха не уклонно ползла вверх.
Еще мгновение и в 08:50 утра понедельника 3 июля мы вышли на берег средиземного моря и уверенно погнали на Аланию оставалось 40 км. Вокруг пальмы, отели и жара, все что нужно.
Итого по Турции у нас получилось:
Бензин 13304,68 рублей
Питание кафешка + кофе и мелочь на заправках 1433,16 руб