Оценка: 3 из 10
Мини-сериал «Обитель зла» вышел на стриминговом сервисеNetflix 14 июля 2022 года. Шоураннер: Эндрю Дабб. В ролях: Элла Балинска, Тамара Смарт, Сиена Агудонг, Аделин Рудольф, Паола Нуньес, Лэнс Реддик и другие.
Игра Resident Evil от японской студии Capcom вышла в 1996 году и имела большой успех, положив начало целой серии, продолжающейся и поныне. Собственно, о ее истории и культовом статусе мы уже писали в середине этого года в рецензии на аниме-сериал «Обитель зла: Бесконечная тьма». Повторим здесь лишь главный тезис: Resident Evil – это та игровая франшиза, которая за почти 25 лет своего существования умудрилась не сдуться, и все еще находится на пике своей формы.
Ничего удивительного в том, что киноиндустрия обращается к видеоиграм. Другое дело, что адекватные адаптации видеоигр на сегодняшний день можно пересчитать по пальцам одной руки. «Обители зла» в этом плане особенно не повезло. Сначала Пол У.С. Андерсон наснимал с Милой Йовович целых шесть фильмов, которые не устроили фанатов не только своим качеством в целом, но и тем, что они ушли от видеоигр в совершенно другую сторону. Затем создатель низкобюджетных хорроров Йоханнес Робертс снял «Обитель зла: Раккун-сити» – фильм, который был достаточно близок к играм, но все же при всех своих достоинствах явно не мог удовлетворить самые взыскательные вкусы и уж точно не демонстрировал, почему «Обитель зла» – крутая франшиза.
Теперь за дело взялся Netflix.
В целом понятие «адаптация какого-либо произведения от Netflix» уже давно превратилось в своего рода мем. В сериале «Обитель зла» собрались, кажется, все типичные проблемы таких продуктов. В частности, сериал делает акценты на чем угодно – на расовых меньшинствах, ЛГБТК+, но не на самой истории.
На все это можно было бы закрыть глаза, но, к сожалению, и с самой историей здесь есть большие проблемы. Шоураннером сериала был назначен Эндрю Дабб, ранее работавший в том же качестве над последними сезонами «Сверхъестественного». Именно он был в числе ответственных за то, что милый сериал о борьбе двух братьев с нечистью из городских легенд превратился в эпическое, но трэшовое полотно о противостоянии монументальных вселенских сущностей и божеств, не говоря уже об альтернативных версиях самих персонажей.
Но «Сверхъестественное» становилось странным постепенно благодаря медленной и плавной смене сценаристов, шоураннеров и продюсеров. В «Обители зла» же Эндрю Даббу позволили прыгнуть с места в карьер. Поэтому у него получилась монументальная и эпическая хтонь. Полная хтонь.
Кажется, никто из продюсеров и сценаристов с игровой серией не был знаком вообще, потому что источником вдохновения явно стала серия фильмов Пола У.С. Андерсона. Новая «Обитель зла» не просто уходит от игр сюжетно – ее авторы просто не понимают, чем для фанатов является «Обитель зла», за что именно они ее любят и ценят все эти годы.
Новый сериал – довольно типичная и клишированная история про зомби-апокалипсис и его причины. Действие происходит в двух временных линиях – до начала всех событий и спустя 14 лет после. Авторам очень хотелось показать масштабный и эпичный мир, поэтому в их версии «Обители зла» мир полон зомби, а на континенте враждуют между собой несколько фракций, среди которых – корпорация «Амбрелла», некое Братство (секта, считающая зомби божьим промыслом), а также загадочный Университет, сохраняющий знания и культуру прежнего мира.
Все дальнейшие события демонстрируют, что сценаристам, по большому счету, было плевать на все аспекты своей работы, кроме тех, что касаются эпичности и пафоса. По ходу сериала они создают массу правил, которые сами же меняют в угоду главным героям (скажем, то зомби раздражает яркий свет, то внезапно перестает раздражать). Большая часть сюжетных поворотов откровенно притянута за уши и не впечатляет (к примеру, систему безопасности огромной корпорации в состоянии взломать простой подросток), а сопереживать главной героине невозможно, поскольку никаких настоящих проблем перед ней не встает.
Следить за событиями сериала, произошедшими до зомби-апокалипсиса, даже интереснее. В этом временном периоде хотя бы есть крохи той атмосферы, благодаря которой игры стали популярными, да и теплится надежда, что события и образы будут близки к оригинальным. В то же время все, что произошло после зомби-апокалипсиса, заставляет задуматься об «Обители зла» с Миллой Йовович как о шедевре киноиндустрии. При всей своей примитивности эти фильмы хотя бы были зрелищными, чего о сериале сказать никак нельзя.
Впрочем, самое печальное в сериале – это смотреть на то, как классный чернокожий актер Лэнс Реддик пытается вытянуть что-то интересное из попавшегося ему невзрачного сценария и окружающих его довольно средних актеров. Одни осудят его за то, что он взялся за роль ключевого злодея игровой серии Альберта Вескера, который был по игровому канону белым, другие – за то, что звезда «Прослушки» согласилась на роль, в которой совершенно нечего играть.
Павел Соломатин, InterMedia