22 подписчика

Папа Римский против Императора - кто побеждал в инвеститурной борьбе?

Об инвеститурной борьбе, что это вообще такое и с чего он начинался, можете прочитать в предыдущей статье. Желательно ознакомиться с прошлым материалом для полной осведомлённости и понимания картины, но если вкртатце:

Вопрос об отношениях между духовной и светской властью и распределении их полномочий по отношению друг к другу привёл к так называемой "борьбе за право инвеституры" (инвеститура - это компетенция утверждения священнослужителя в том или ином духовном сане). К концу XI века конфликт обострился и приобрёл невиданные до того размахи по инициативам папы Григория VII - очень деятельного поборника папской власти, предприимчивость и отважность которого дошла до такой степени, что он потребовал объяснения своих прегрешений лично у императора Священной Римской империи. Чем это закончилось и что за этим последовало в дальнейшем - милости прошу читать ниже=)

Император Генрих IV вступил в борьбу. Он попытался сокрушить своего оппонента, используя саму церковь. Он повелел немецкому синоду сместить с престола папу Григория VII. К сожалению или к счастью, этот ход императора обернулся полным провалом. Дело в том, что он имел некоторых недоброжелателей в Германии, причём весьма влиятельных. А они, в свою очередь, разумеется, не упустили возможность воспользоваться такой спорной ситуацией и деятельно поддержали “низложенного” папу Григория, в связи с чем императору теперь грозил суд немецких епископов. Потерпевший фиаско под гнётом такого обстоятельства и соответствующей угрозой потерять власть, Генриху IV таки пришлось униженно раскаиваться перед Григорием VII в Каноссе (север Италии).

Император Генрих IV (правление: 1084-1105 гг.)
Император Генрих IV (правление: 1084-1105 гг.)

Но не всё до такой степени однозначно, как может показаться на первый взгляд. Каким бы примечательным и ярким ни представлялось указанное выше событие в Каноссе, ошибкой будет утверждать, что папа Григорий поставил жирную точку в конфликте светской и папской власти в пользу последней. Даже напротив, правильней представляется та позиция, согласно которой папа римский зашёл слишком далеко со столь беспредельным продвижением своего догмата, предполагающий интерпретацию царей в качестве чуть ли не чиновников, которых папа может полностью дискредитировать и в любой момент свергнуть, если обнаружит в них какую-либо неугодность или неповиновение церкви. Эта концепция очень сильно шла вразрез с традиционным, слишком прочно закрепившемся в сознании средневекового человека понятием о долге и верности вассала по отношению к феодалу. Но, как бы то ни было, на данном этапе истории мы всё же имеем дело со свершившимся фактом: линия между духовными и светскими властителями была проведена, и усилиями Григория VII линия эта оказалась слишком жирной, а претензии на верховенство папской власти ещё никогда не приобретали такого размаха.

Отлученный Генрих IV получает прощение от папы Григория VII в Каноссе.
Отлученный Генрих IV получает прощение от папы Григория VII в Каноссе.

Спустя относительно небольшое время этот успех борьбы за инвеституру был закреплён вормсским конкордатом 1122 года, заключённый преемником Генриха IV с папой Каликстом II - компромиссное соглашение, на деле более выгодное для папы, нежели чем для императора, в силу больших и более значимых уступок со стороны последнего. Примечательный в этом отношении конфликт примерно в это же время разгорелся и в Англии, там был поднят вопрос о неподсудимости церкви по государственному законодательству, за что особенно ратовал архиепископ Кентерберийский Томас Бекет. В результате “мятежный поп” (как, согласно легенде, его назвал английский король Генрих II) был убит. Однако духовенство в целом по-прежнему осталось юридически неприкосновенным.

Терминологический справочник

Конкордат - договор между папой римским и светским главой католического государства. Аналогичные договоры с другими (некатолическими) странами назывались конвенциями. Но строгая сегрегация этих терминов в целом потеряла смысл ещё в XIX веке.
Убийство Томаса Бекета в Кентерберийском соборе.
Убийство Томаса Бекета в Кентерберийском соборе.

Свою лепту, уже в XIII веке, внёс и папа Иннокентий III. Тогдашний английский монарх Иоанн Безземельный имел несчастье отказать Иннокентию в принятие на должность архиепископа его ставленника, на что папа римский ответил отлучением всей Англии от церкви в 1209 году, вследствие чего отныне запрещалось проведение причастия, отказывалось в праве крещения детей и отпущения грехов. Сейчас для кого-то возможно это не кажется проблемой или беспокойством, но мы должны учитывать контекст времени - времени поголовно верующих в Бога людей, для которых подобного рода лишения были поистине устрашающими. Но даже на этом папа римский не остановился, в 1213 году он начал подговаривать французского короля Филиппа Августа на военный поход на Англию, обещая тому передачу территории английского царства. Это не могло не вынудить английского монарха пойти на уступки - Иоанн признал себя вассалом папы Иннокентия, принял его ставленника в должность архиепископа, обязался платить дань на ежегодной основе, и т.д. Только после этого Иннокентий III снял отлучение от церкви и повелел остановить Филиппу Августу мероприятия по подготовке к войне.

Папа Иннокентий III
Папа Иннокентий III

Тут, однако же, очень важно обратить внимание на то, что деятельность папского духовенства не состояла в одних только ссорах со светскими монархами. Это будет очень однобокий и в каком-то смысле можно даже сказать, что несправедливый подход, если, изучая события этой эпохи с позиции церкви, мы будет вести речь лишь о её инвеститурной борьбе. Это не совсем корректно, необходимо иметь в виду, что христианская вера католического образца по-прежнему играла очень большую роль и в повседневной жизни европейских народов, продолжая удерживать и поощрять их духовные побуждения, которые тогда были на крайне высоком уровне, что, в свою очередь, подвигло и на культурное развитие, и на значительное обогащение интеллектуальной традиции в том числе. В чём это проявилось и как это происходило, поговорим в следующий раз.