ВГИК киноведческий, разбор полётов, поступление

944 прочитали

Всем читающим салют. Сейчас подходит к своему логическому завершению приёмная кампания в высших учебных заведениях страны, поэтому самое время поделиться моим опытом поступления. В этой статье сильно вдаваться в подробности своего довузовского обучения не буду, возможно, напишу позже. Желание связать жизнь с кино занесло меня во Всероссийский государственный институт кинематографии имени Сергея Герасимова на киноведческий факультет. В интернете информации по поступлению сюда практически нет, кроме ВГИКовской методички, поэтому мне бы хотелось написать несколько статей для будущих абитуриентов, пока я пребываю в подвешенном состоянии ожидания списков рекомендованных. В этой части расскажу подробно про подачу документов и подготовку.

Кто такой киновед?

В первую очередь, киновед это теоретик. Он изучает историю кино отечественного и зарубежного, пишет рецензии, анализирует кинематограф в целом. Стоит понимать, что киноведы, в основном, не принимают участие в процессе создания лент, а работают уже с готовым вышедшим на экраны материалом. Однако также они могут работать как и на съёмочной площадке в качестве консультанта, так и в качестве педагога в институте или на курсах.

Подача документов

Подача документов во ВГИК началась с 7 июня и длилась включительно по 7 июля, соответственно, у выпускников школы было около двух недель, для подгрузки аттестата в личный кабинет. Но поверьте, абитуриентам есть, чем заняться в промежуток между сражением с системой по имени ЕГЭ и получением заветной бумажки.
Для поступления на факультет киноведения необходимо до завершения срока подачи документов предоставить творческую папку. Что туда входит и как она должна выглядеть?
1. Это двадцати страничный печатный документ в ворде, шрифтом Times New Roman 14. Абитуриент отправляет её на электронный адрес, указанный в информации по поступлению на сайте ВГИКа до завершения подачи документов. Если есть желание и время, распечатанную папку можно привезти в ВУЗ, предварительно продублировав на имейл. Не переживайте, на киноведческом факультете ваша папка будет играть только на 3-ем финальном туре, её не будут оценивать заранее и выдавать допуск, как, например, у режиссеров, где абитуриенты получают по своим папкам допуск к экзаменам.
2. Папка должна содержать в себе не менее 1 рецензии на фильм и не менее 2 работ следующих киноведческих жанров по выбору:
- творческий портрет кинематографиста (выбираете любимого или интересного лично вам режиссёра, смотрите несколько его работ, изучаете биографию, анализируете, как жизнь повлияла на творчество, что объединяет все его работы)
- отзыв на книгу о кино или телевидении, газетную или журнальную киноведческую статью или рецензию (для этой темы могу посоветовать журнал "Киноведческие записки", в архиве можно найти много интересных статей для дискурса и анализа
http://www.kinozapiski.ru/ru/archive/. Здесь важно продемонстрировать свои знания в индустрии, опора на свой опыт и наблюдения приветствуется)
- теоретическая статья о кино или телевидении (как по мне, самая опасная тема, поскольку требует точных знаний и определённой подкованности в этой сфере, если вы чувствуете, что можете допустить ошибку или не уверены в историческом контексте – не рискуйте лишний раз, во избежание неудобных вопросов на собеседовании)
- тематический обзор кинорепертуара или телевизионной программы (Советую брать телепередачи, анализировать их гораздо проще. Как писать: важно анализировать не 1 конкретную программу, а цикл данной передачи в целом. Что включить: Аудитория (для кого?, задачи на эту аудиторию и способы привлечения интереса). Формула успеха. Драматургия. Ведущие. Фирменные приёмы воздействия на публику)
Темы взяты из методички института. Также в документе можно посмотреть требования к автобиографии, где вы расскажете о себе и мотивируете выбор профессии.

Что почитать?

В документе приёмной комиссии дан перечень из 9 книг и 78 фильмов. Это не означает, что абитуриенту обязательно прочитать именно эту литературу и просмотреть все 78 фильмов. В первую очередь, комиссия смотрит на ваш интерес, опыт, знания и навык анализа, что можно наработать не только на той громаде советских фильмов в перечне. Конечно, какую-то определённую "базу" в лицах Тарковского, Эйзенштейна, Балабанова, Гайдая, Давлетьярова, Рязанова посмотреть стоит (если не видели их фильмов раньше). Посмотрите зарубежку тоже: Феллини, Чаплин, Китон, Херцог и тд.
Могу порекомендовать полезную группу во ВКонтакте, где можно найти очень много классной литературы:
https://vk.com/board152343821.
В особенности советую книгу Надежды Афанасьевны Агафоновой "Общая теория кино и основы анализа фильма", она спасла меня на вступительных.

Консультации.

Как правило, консультация по вступительным испытаниям проводится на следующий день после завершения подачи документов, посколько буквально через день-два уже стартует первый тур. При возможности, обязательно попадите на это мероприятие, поскольку там вас введут в курс вступительных дел, объяснят, как будут проходить туры, сориентируют по времени, что брать с собой. Также это прекрасная возможность осмотреть сам ВГИК, предварительно найти дорогу к аудиториям сдачи, чтобы не потеряться во время вступительных. Новое здание просто огромное с коридорами-лабиринтами, запутаться там проще простого.

Ещё немного про факультет.

Киноведческий факультет ВГИКа – ответвление сценарно-киноведческой кафедры, является достаточно малочисленным по набору абитуриентов. Отделение полностью очное, специалитет (обучение 5 лет), по выпуску вы получите диплом искусствоведа. Всего набирают 8 бюджетных мест (6 общий конкурс, 1 по особой квоте и 1 по спец квоте) + 5 платных (470 тысяч, в основном на платку поступают люди, идущие за вторым высшим). Конечно, из года в год количество может варьироваться, но не с сильным размахом. В этом году мастер курса – Татьяна Витальевна Яковлева, кандидат искусствоведения, доцент, руководитель учебно-творческой мастерской, профессор кафедры киноведения. Мастера меняются каждый год, определить, кто будет набирать можно, если знаете, кто выпускает последний курс. Ещё один член приёмной комиссии – Вячеслав Валентинович Марусенков, декан сценарно-киноведческого факультета. Вячеслав Валентинович был с нами от начала и до конца, консультации и все туры. Прекрасный, открытый и отзывчивый педагог, располагающий к себе, благодаря чему все вступительные испытания проходят без волнений.

В следущей статье поговорим о первом туре поступления.

#ВГИК #поступлениеввуз #кино #институт #киноведение