Найти тему
Белорус и Я

Полковник запаса, спасая людей, не покинул горящий вертолёт

Оглавление
Став лётчиком вопреки правилам и обстоятельствам, Николай МОЧАНСКИЙ передал любовь к небу троим своим сыновьям и десяткам юношей и девушек. В 2018 году он посадил горящий вертолёт, за что был награждён орденом «За личное мужество»

Полковник «Вихрь»

Однажды он произнёс такую фразу: «Между мною и небом никто встать не сможет». И только познакомившись с Николаем Мочанским поближе, я поняла, что он имел в виду.

Примерно под таким углом сажал горящий вертолёт полковник запаса Мочанский. Фото: avatars.mds.yandex.net
Примерно под таким углом сажал горящий вертолёт полковник запаса Мочанский. Фото: avatars.mds.yandex.net

Лётная фуражка

Николай Петрович абсолютно точно знает, когда у него родилась эта заветная мечта – летать. Это случилось осенью 1968 года, когда из армии со срочной службы вернулся его старший брат и подарил ему самую настоящую лётную фуражку. Для 13-летнего сельского мальчишки этот день стал первым шагом к своей мечте. И он начал усиленно готовиться к поступлению в военное лётное училище.

Тогда, полвека назад, он даже не догадывался, какой тернистой и ухабистой дорогой придётся пройти ему, чтобы покорить небесные просторы.

Судьба нанесла свой первый удар по заветной мечте уже спустя четыре года: медицинская комиссия Дрогичинского военкомата отказала в приёме документов, потому что… до существующего лётного стандарта не хватило двух сантиметров роста. Это неожиданное препятствие хотя очень расстроило Николая, но не остановило.

Чтобы быть ближе к небу, а значит, и к своей мечте, он подаёт документы в Калининградское военное авиационно-техническое училище, где готовят авиатехников. И все годы учёбы пишет рапорты с просьбой о переводе его в Ейское высшее авиационное училище лётчиков. Но отказ следует за отказом: мол, если для тебя сделаем исключение, то дальше пойдёт волна таких же просьб.

Характер

После училища Николай Мочанский служил техником по электронному оборудованию МиГов в истребительном авиаполку. С завидной регулярностью на рабочий стол командира полка ложились рапорты молодого лейтенанта с просьбой разрешить ему прыжки с парашютом.

Вначале полковника такая настойчивость удивляла, потом стала раздражать, но неожиданно Николая поддержал начальник штаба. Так, в виде редчайшего исключения ему разрешили прыгать с парашютом.

Дорога в небо часто начинается с парашютного прыжка. Фото: i.pinimg.com
Дорога в небо часто начинается с парашютного прыжка. Фото: i.pinimg.com

– Правда, первый прыжок долго был поводом для подшучивания надо мной в полку, – с улыбкой вспоминает Николай Петрович. – Я умудрился приземлиться на трактор, который стоял в дальнем углу аэродрома. Но это не охладило мой пыл. И я продолжал тренироваться.

Путь Николая к мечте оказался очень длинным и сложным: учёба в Калининградском, Курганском и Сызранском военных училищах, в Минском аэроклубе ДОСААФ, Военно-политической академии имени В.И. Ленина. И только спустя 13 лет 5 месяцев и 7 дней с того дня, когда медицинская комиссия отказала ему в поступлении в лётное училище, Николаю Мочанскому открылся прямой путь в небо.

Это был действительно уникальный случай в ВВС Советского Союза: техник стал лётчиком 3-го класса!

Учиться лётному делу он не переставал никогда, даже когда небо покорилось ему уже навсегда. Лётчик 1-го класса, в активе которого 7100 часов налёта и 365 прыжков с парашютом, освоено семь типов вертолётов (пять модификаций Ми – 1, 2, 6, 8, 24, Р44, «Робинсон») и двух типов самолётов Як-52 и По-2.

Тот самый Ми-2 после ремонта
Тот самый Ми-2 после ремонта

Спасти за 45 секунд

В его жизни дважды было место отважным поступкам, хотя он сам никогда не называет их такими громкими словами. Для Николая Мочанского это значит просто не растеряться в критической ситуации, не паниковать, а принять единственно правильное решение и действовать.

Ещё будучи девятиклассником, на весенних каникулах Николай спас тонущего в озере маленького мальчика. Но дома никому даже не сказал об этом, чтобы лишний раз не волновать семью.

А был ещё такой случай. Старший лейтенант Мочанский вместе с другими офицерами гарнизона возвращался на автобусе с торжественного собрания, и неожиданно загорелся двигатель. Когда все покинули салон, он своим парадным кителем – в автобусе не оказалось огнетушителя – погасил пламя. Китель потом пришлось заказывать в военном ателье за свои деньги, потому что выдавали его на пять лет, а сроки ещё не вышли.

У начальника Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца полковника Николая Мочанского есть ещё одна форменная лётная куртка с прожжёнными дырками на рукавах и чуть слышным запахом дыма. Она висит в шкафу в его рабочем кабинете с прошлого года.

Случилось это 6 мая 2018 года – обычный плановый полёт на вертолёте Ми-2 для проведения воздушной разведки погоды. На 14-й минуте на приборной доске и щитке противопожарной системы вдруг загорелось красным светом табло «Пожар».

Приборная панель Ми-2. Фото: bumerangrf.ru
Приборная панель Ми-2. Фото: bumerangrf.ru

Замигала тревожная надпись «Автоматический баллон 1-й очереди сработал». Это означало, что сработал огнетушитель первой очереди. Выключил левый двигатель, перекрыл к нему подачу топлива и, развернув вертолёт против ветра, начал снижение. Причём резко, со скоростью 8–9 метров в секунду, заложив крен в 60 градусов. Увидев, что табло на щитке не гаснет, нажал кнопку 2-й очереди системы пожаротушения.

Табло на щитке продолжало подавать сигнал тревоги, и чтобы выключить компьютер и генератор, пришлось пилотировать левой рукой.

Инструкция предписывает пилоту в критической ситуации прыгать из вертолёта с парашютом. Высота позволяла ему это сделать, но внизу находился дачный посёлок, а значит, там, внизу, люди…

Найти пригодную площадку для приземления оказалось непросто: местность здесь холмистая. Но вот мелькнул более-менее подходящий участок. Когда приземлился в 25 метрах от забора дачного домика, продолжил тушить огонь – сначала с помощью огнетушителя, а потом лётной курткой. С момента возгорания до касания земли прошло 45 секунд.

Двигатель вертолета недавно восстановили на Оршанском авиаремонтном заводе, заменив насос-дозатор, воспламенители и два трубопровода. После ремонта Николай Мочанский его сам же и опробовал в полете (он же профессиональный летчик-испытатель!). И, как признался, остался доволен.
Двигатель вертолета недавно восстановили на Оршанском авиаремонтном заводе, заменив насос-дозатор, воспламенители и два трубопровода. После ремонта Николай Мочанский его сам же и опробовал в полете (он же профессиональный летчик-испытатель!). И, как признался, остался доволен.

– Николай Петрович, признайтесь, было страшно в вертолёте с горящим двигателем на высоте триста метров?

– Нет. Именно в те минуты – нет. Как на духу говорю, страха не было. Все мысли об одном: как потушить пожар, посадить машину и чтобы не пострадали люди на земле. Порой это важнее, чем инстинкт самосохранения.

Указом Президента Республики Беларусь лётчик-испытатель 1-го класса Николай Мочанский награждён орденом «За личное мужество».

«Незабудки. Бессмертный авиаполк»

Есть у Николая Петровича ещё одна черта, которой невозможно не восхищаться: бережное и трепетное отношение к Памяти, её сохранению. Памяти о войне, о лётчиках, отдавших свои жизни в боях за Отечество…

Недавно на телеканале «Звезда» состоялась премьера документального фильма «Незабудки. Бессмертный авиаполк», фильма о единственном в истории женском авиаполке. Как родилась эта задумка? По крупицам собирая историю своего аэроклуба, Мочанский узнаёт: в 1934 году минские школьники за деньги, полученные от сдачи макулатуры и металлолома, подарили учебный самолёт У-2 (переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Н. Н. Поликарпова) Минскому аэроклубу ДОСААФ.

Несмотря на простоту, а может – благодаря ей, По-2 по праву называют "оружием Победы". Фото: waralbum.ru
Несмотря на простоту, а может – благодаря ей, По-2 по праву называют "оружием Победы". Фото: waralbum.ru

В годы войны учебный самолёт был превращён в боевой. Это был биплан-тихоход с двумя открытыми кабинами, фанерными крыльями, без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль. Фашисты прозвали лётчиц «ночными ведьмами», потому что они бомбили вражеские позиции только ночью. Этот полк в 1944 году базировался в городе Берёза и участвовал в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.

И начальник аэроклуба принимает решение: фильму быть!

– Нам удалось разыскать штурмана бомбардировщика Галину Брок-Бельцову, которой в победном 45-м исполнилось всего 20 лет и на груди которой было пять боевых орденов! – Он с восхищением рассказывает о Галине Павловне, которая по его личному приглашению приезжала в прошлом году в Минск, в аэроклуб.

Несколько лет ушло на поиск двигателя к самолёту По-2. Настойчивости и целеустремлённости Николаю не занимать, и он нашёл двигатель 1939 года выпуска на складе Харьковского авиационного института. Двигатель восстановили, самолёт построили. Фильм снимали в Беларуси, а роль военных лётчиц исполняли ученицы гимназии № 2 города Минска.

Фильм не удалось бы сделать, рассказывает Николай Петрович, без огромной помощи и поддержки друга, российского телеведущего Леонида Якубовича. А вообще, друзья Николая Петровича приезжают к нему в аэроклуб не только полетать. Строительство самолета По-2 оплатил и подарил аэроклубу Александр Центер. На совместном счету с протоиереем отцом Фёдором Повным два крупных реализованных проекта – строительство Дома милосердия и храма-памятника в честь Всех Святых. Всего не перечислишь…

Николай Мочанский у восстановленного легендарного По-2
Николай Мочанский у восстановленного легендарного По-2

Имя для клуба

В 1997 году полковник Мочанский, уволившись со службы, вернулся в родной аэроклуб, находившийся тогда в крайне запущенном состоянии. Авиационная техника стояла на приколе, летали считаные машины, большинство из них требовало капитального ремонта. Дисциплина среди специалистов была практически на нуле.

– Мне пришлось расстаться почти с половиной сотрудников. Почти каждую неделю приезжали различные проверяющие, потому что жалоб на меня было столько, что, наверное, в один мешок не поместятся, – с улыбкой вспоминает Николай Петрович. - Главное, что мне удалось создать команду единомышленников, тех, кто хотел и мог работать.

Но первое, что я сделал, – вернул название Минскому аэроклубу, имя земляка, дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца. Позже разыскал его дочь и внуков, они приезжали к нам в гости. Недавно в Москве создан Фонд «Победитель», появилась улица Сергея Грицевца, идёт работа над проектом памятника.

Сергей Иванович Грицевец (1909-1939) стал первым в СССР дважды Героем Советского Союза. Первого получил на войну в Испании, второго - за Халхин-Гол. Фото: wikipedia.org
Сергей Иванович Грицевец (1909-1939) стал первым в СССР дважды Героем Советского Союза. Первого получил на войну в Испании, второго - за Халхин-Гол. Фото: wikipedia.org

Когда Николаю Мочанскому удалось добиться перевода аэроклуба из Боровой на аэродром Липки, на два года багажник его личного автомобиля превратился в передвижной склад валенок, сапог и кроссовок – на любую пору года. Развернулось строительство: надо было создать крепкую материально-техническую базу и нормальные условия для работы летающего состава, учебные классы, благоустроить территорию. Без этого нельзя было сделать следующий шаг – превратить аэроклуб ДОСААФ в сильную организацию для подготовки профессиональных кадров для силовых ведомств, востребованных в Вооружённых Силах страны.

Сегодня курсанты авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь проходят здесь наземную, тренажёрную и лётную подготовку. Под руководством офицеров запаса работают спортивные секции – самолётная, вертолётная, парашютная и авиамодельная. Сборная аэроклуба неоднократно становилась абсолютным чемпионом Европы и мира.

С первых дней работы в должности начальника аэроклуба он начал воплощать в жизнь ещё одну свою давнюю мечту: создание Музея авиационной техники под открытым небом. По выходным и во время отпуска вместе с друзьями Н. Гуничем, А. Купреевым, В. Саковичем и В. Симоном объехал бывшие гарнизоны и полигоны, собирая брошенную технику, которую надо было не только перевезти, но и восстановить. Сегодня в авиапарке музея 46 самолётов и вертолётов.

Крепкая дружба почти 30 лет связывала его с лётчиком-космонавтом Алексеем Леоновым
Крепкая дружба почти 30 лет связывала его с лётчиком-космонавтом Алексеем Леоновым

Недавно торжественно был открыт мемориал Минского аэроклуба в честь его выпускников – семнадцати Героев Советского Союза и двух Героев России. Аэроклуб стал родным для космонавтов – уроженцев Беларуси Владимира Ковалёнка, Петра Климука и Олега Новицкого, они здесь частые гости. Много лет настоящая мужская дружба связывала Николая Мочанского с лётчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Алексеем Леоновым, ушедшим из жизни в середине октября.

В свои 64 года Мочанский летает по-прежнему много. Не только на ежегодных авиационных праздниках. На вертолёте Ми-2 открывает воздушные парады в День Независимости – несёт флаг Республики Беларусь. Он единственный в стране имеет допуск к полётам над Минском в любых погодных условиях.

Лётчик по прозвищу «Вихрь». К Мочанскому оно приклеилось давно, когда ещё был старшим лейтенантом, – за неистощимую энергию, невероятную целеустремлённость и настойчивость. И сегодня полковник запаса по-прежнему оправдывает это прозвище: вокруг него всё вертится-крутится, у него десятки идей и планов, он заряжает всех своей энергией, оптимизмом и любовью к небу. В том числе и троих своих сыновей. Алексей – полковник, пилот авиакомпании «Белавиа», Валерий – инструктор-парашютист, кандидат в мастера спорта, а недавно и самый младший, 16-лётний Николай, самостоятельно поднялся в небо.

Любовь к небу отец передал своим троим сыновьям. На снимке: старший Алексей и младший Коля, 2009 год
Любовь к небу отец передал своим троим сыновьям. На снимке: старший Алексей и младший Коля, 2009 год

Удивительный человек этот Николай Мочанский: в нарушение всех правил он всегда пишет слово «Лётчик» с заглавной буквы. Но когда знаешь его историю и историю его коллег, тех, кто выполнял и выполняет свой профессиональный долг на высоте – между небом и землей, вопрос «Почему?» становится излишним.

Галина ТРОФИМЕНКО, Минск

Фото Светлана КУРЕЙЧИК

© "Союзное государство», № 11 2019

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Ещё материалы нашего канала на тему Люди Союзного государства можно увидеть здесь

ТОП-3