Став лётчиком вопреки правилам и обстоятельствам, Николай МОЧАНСКИЙ передал любовь к небу троим своим сыновьям и десяткам юношей и девушек. В 2018 году он посадил горящий вертолёт, за что был награждён орденом «За личное мужество»
Полковник «Вихрь»
Однажды он произнёс такую фразу: «Между мною и небом никто встать не сможет». И только познакомившись с Николаем Мочанским поближе, я поняла, что он имел в виду.
Лётная фуражка
Николай Петрович абсолютно точно знает, когда у него родилась эта заветная мечта – летать. Это случилось осенью 1968 года, когда из армии со срочной службы вернулся его старший брат и подарил ему самую настоящую лётную фуражку. Для 13-летнего сельского мальчишки этот день стал первым шагом к своей мечте. И он начал усиленно готовиться к поступлению в военное лётное училище.
Тогда, полвека назад, он даже не догадывался, какой тернистой и ухабистой дорогой придётся пройти ему, чтобы покорить небесные просторы.
Судьба нанесла свой первый удар по заветной мечте уже спустя четыре года: медицинская комиссия Дрогичинского военкомата отказала в приёме документов, потому что… до существующего лётного стандарта не хватило двух сантиметров роста. Это неожиданное препятствие хотя очень расстроило Николая, но не остановило.
Чтобы быть ближе к небу, а значит, и к своей мечте, он подаёт документы в Калининградское военное авиационно-техническое училище, где готовят авиатехников. И все годы учёбы пишет рапорты с просьбой о переводе его в Ейское высшее авиационное училище лётчиков. Но отказ следует за отказом: мол, если для тебя сделаем исключение, то дальше пойдёт волна таких же просьб.
Характер
После училища Николай Мочанский служил техником по электронному оборудованию МиГов в истребительном авиаполку. С завидной регулярностью на рабочий стол командира полка ложились рапорты молодого лейтенанта с просьбой разрешить ему прыжки с парашютом.
Вначале полковника такая настойчивость удивляла, потом стала раздражать, но неожиданно Николая поддержал начальник штаба. Так, в виде редчайшего исключения ему разрешили прыгать с парашютом.
– Правда, первый прыжок долго был поводом для подшучивания надо мной в полку, – с улыбкой вспоминает Николай Петрович. – Я умудрился приземлиться на трактор, который стоял в дальнем углу аэродрома. Но это не охладило мой пыл. И я продолжал тренироваться.
Путь Николая к мечте оказался очень длинным и сложным: учёба в Калининградском, Курганском и Сызранском военных училищах, в Минском аэроклубе ДОСААФ, Военно-политической академии имени В.И. Ленина. И только спустя 13 лет 5 месяцев и 7 дней с того дня, когда медицинская комиссия отказала ему в поступлении в лётное училище, Николаю Мочанскому открылся прямой путь в небо.
Это был действительно уникальный случай в ВВС Советского Союза: техник стал лётчиком 3-го класса!
Учиться лётному делу он не переставал никогда, даже когда небо покорилось ему уже навсегда. Лётчик 1-го класса, в активе которого 7100 часов налёта и 365 прыжков с парашютом, освоено семь типов вертолётов (пять модификаций Ми – 1, 2, 6, 8, 24, Р44, «Робинсон») и двух типов самолётов Як-52 и По-2.
Спасти за 45 секунд
В его жизни дважды было место отважным поступкам, хотя он сам никогда не называет их такими громкими словами. Для Николая Мочанского это значит просто не растеряться в критической ситуации, не паниковать, а принять единственно правильное решение и действовать.
Ещё будучи девятиклассником, на весенних каникулах Николай спас тонущего в озере маленького мальчика. Но дома никому даже не сказал об этом, чтобы лишний раз не волновать семью.
А был ещё такой случай. Старший лейтенант Мочанский вместе с другими офицерами гарнизона возвращался на автобусе с торжественного собрания, и неожиданно загорелся двигатель. Когда все покинули салон, он своим парадным кителем – в автобусе не оказалось огнетушителя – погасил пламя. Китель потом пришлось заказывать в военном ателье за свои деньги, потому что выдавали его на пять лет, а сроки ещё не вышли.
У начальника Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца полковника Николая Мочанского есть ещё одна форменная лётная куртка с прожжёнными дырками на рукавах и чуть слышным запахом дыма. Она висит в шкафу в его рабочем кабинете с прошлого года.
Случилось это 6 мая 2018 года – обычный плановый полёт на вертолёте Ми-2 для проведения воздушной разведки погоды. На 14-й минуте на приборной доске и щитке противопожарной системы вдруг загорелось красным светом табло «Пожар».
Замигала тревожная надпись «Автоматический баллон 1-й очереди сработал». Это означало, что сработал огнетушитель первой очереди. Выключил левый двигатель, перекрыл к нему подачу топлива и, развернув вертолёт против ветра, начал снижение. Причём резко, со скоростью 8–9 метров в секунду, заложив крен в 60 градусов. Увидев, что табло на щитке не гаснет, нажал кнопку 2-й очереди системы пожаротушения.
Табло на щитке продолжало подавать сигнал тревоги, и чтобы выключить компьютер и генератор, пришлось пилотировать левой рукой.
Инструкция предписывает пилоту в критической ситуации прыгать из вертолёта с парашютом. Высота позволяла ему это сделать, но внизу находился дачный посёлок, а значит, там, внизу, люди…
Найти пригодную площадку для приземления оказалось непросто: местность здесь холмистая. Но вот мелькнул более-менее подходящий участок. Когда приземлился в 25 метрах от забора дачного домика, продолжил тушить огонь – сначала с помощью огнетушителя, а потом лётной курткой. С момента возгорания до касания земли прошло 45 секунд.
– Николай Петрович, признайтесь, было страшно в вертолёте с горящим двигателем на высоте триста метров?
– Нет. Именно в те минуты – нет. Как на духу говорю, страха не было. Все мысли об одном: как потушить пожар, посадить машину и чтобы не пострадали люди на земле. Порой это важнее, чем инстинкт самосохранения.
Указом Президента Республики Беларусь лётчик-испытатель 1-го класса Николай Мочанский награждён орденом «За личное мужество».
«Незабудки. Бессмертный авиаполк»
Есть у Николая Петровича ещё одна черта, которой невозможно не восхищаться: бережное и трепетное отношение к Памяти, её сохранению. Памяти о войне, о лётчиках, отдавших свои жизни в боях за Отечество…
Недавно на телеканале «Звезда» состоялась премьера документального фильма «Незабудки. Бессмертный авиаполк», фильма о единственном в истории женском авиаполке. Как родилась эта задумка? По крупицам собирая историю своего аэроклуба, Мочанский узнаёт: в 1934 году минские школьники за деньги, полученные от сдачи макулатуры и металлолома, подарили учебный самолёт У-2 (переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Н. Н. Поликарпова) Минскому аэроклубу ДОСААФ.
В годы войны учебный самолёт был превращён в боевой. Это был биплан-тихоход с двумя открытыми кабинами, фанерными крыльями, без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль. Фашисты прозвали лётчиц «ночными ведьмами», потому что они бомбили вражеские позиции только ночью. Этот полк в 1944 году базировался в городе Берёза и участвовал в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.
И начальник аэроклуба принимает решение: фильму быть!
– Нам удалось разыскать штурмана бомбардировщика Галину Брок-Бельцову, которой в победном 45-м исполнилось всего 20 лет и на груди которой было пять боевых орденов! – Он с восхищением рассказывает о Галине Павловне, которая по его личному приглашению приезжала в прошлом году в Минск, в аэроклуб.
Несколько лет ушло на поиск двигателя к самолёту По-2. Настойчивости и целеустремлённости Николаю не занимать, и он нашёл двигатель 1939 года выпуска на складе Харьковского авиационного института. Двигатель восстановили, самолёт построили. Фильм снимали в Беларуси, а роль военных лётчиц исполняли ученицы гимназии № 2 города Минска.
Фильм не удалось бы сделать, рассказывает Николай Петрович, без огромной помощи и поддержки друга, российского телеведущего Леонида Якубовича. А вообще, друзья Николая Петровича приезжают к нему в аэроклуб не только полетать. Строительство самолета По-2 оплатил и подарил аэроклубу Александр Центер. На совместном счету с протоиереем отцом Фёдором Повным два крупных реализованных проекта – строительство Дома милосердия и храма-памятника в честь Всех Святых. Всего не перечислишь…
Имя для клуба
В 1997 году полковник Мочанский, уволившись со службы, вернулся в родной аэроклуб, находившийся тогда в крайне запущенном состоянии. Авиационная техника стояла на приколе, летали считаные машины, большинство из них требовало капитального ремонта. Дисциплина среди специалистов была практически на нуле.
– Мне пришлось расстаться почти с половиной сотрудников. Почти каждую неделю приезжали различные проверяющие, потому что жалоб на меня было столько, что, наверное, в один мешок не поместятся, – с улыбкой вспоминает Николай Петрович. - Главное, что мне удалось создать команду единомышленников, тех, кто хотел и мог работать.
Но первое, что я сделал, – вернул название Минскому аэроклубу, имя земляка, дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца. Позже разыскал его дочь и внуков, они приезжали к нам в гости. Недавно в Москве создан Фонд «Победитель», появилась улица Сергея Грицевца, идёт работа над проектом памятника.
Когда Николаю Мочанскому удалось добиться перевода аэроклуба из Боровой на аэродром Липки, на два года багажник его личного автомобиля превратился в передвижной склад валенок, сапог и кроссовок – на любую пору года. Развернулось строительство: надо было создать крепкую материально-техническую базу и нормальные условия для работы летающего состава, учебные классы, благоустроить территорию. Без этого нельзя было сделать следующий шаг – превратить аэроклуб ДОСААФ в сильную организацию для подготовки профессиональных кадров для силовых ведомств, востребованных в Вооружённых Силах страны.
Сегодня курсанты авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь проходят здесь наземную, тренажёрную и лётную подготовку. Под руководством офицеров запаса работают спортивные секции – самолётная, вертолётная, парашютная и авиамодельная. Сборная аэроклуба неоднократно становилась абсолютным чемпионом Европы и мира.
С первых дней работы в должности начальника аэроклуба он начал воплощать в жизнь ещё одну свою давнюю мечту: создание Музея авиационной техники под открытым небом. По выходным и во время отпуска вместе с друзьями Н. Гуничем, А. Купреевым, В. Саковичем и В. Симоном объехал бывшие гарнизоны и полигоны, собирая брошенную технику, которую надо было не только перевезти, но и восстановить. Сегодня в авиапарке музея 46 самолётов и вертолётов.
Недавно торжественно был открыт мемориал Минского аэроклуба в честь его выпускников – семнадцати Героев Советского Союза и двух Героев России. Аэроклуб стал родным для космонавтов – уроженцев Беларуси Владимира Ковалёнка, Петра Климука и Олега Новицкого, они здесь частые гости. Много лет настоящая мужская дружба связывала Николая Мочанского с лётчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Алексеем Леоновым, ушедшим из жизни в середине октября.
В свои 64 года Мочанский летает по-прежнему много. Не только на ежегодных авиационных праздниках. На вертолёте Ми-2 открывает воздушные парады в День Независимости – несёт флаг Республики Беларусь. Он единственный в стране имеет допуск к полётам над Минском в любых погодных условиях.
Лётчик по прозвищу «Вихрь». К Мочанскому оно приклеилось давно, когда ещё был старшим лейтенантом, – за неистощимую энергию, невероятную целеустремлённость и настойчивость. И сегодня полковник запаса по-прежнему оправдывает это прозвище: вокруг него всё вертится-крутится, у него десятки идей и планов, он заряжает всех своей энергией, оптимизмом и любовью к небу. В том числе и троих своих сыновей. Алексей – полковник, пилот авиакомпании «Белавиа», Валерий – инструктор-парашютист, кандидат в мастера спорта, а недавно и самый младший, 16-лётний Николай, самостоятельно поднялся в небо.
Удивительный человек этот Николай Мочанский: в нарушение всех правил он всегда пишет слово «Лётчик» с заглавной буквы. Но когда знаешь его историю и историю его коллег, тех, кто выполнял и выполняет свой профессиональный долг на высоте – между небом и землей, вопрос «Почему?» становится излишним.
Галина ТРОФИМЕНКО, Минск
Фото Светлана КУРЕЙЧИК
© "Союзное государство», № 11 2019
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!