Любуясь великолепным портретом несчастного короля Карла I (как известно, ему потом подданные снесли голову), я обратил внимание на обувь монарха. Кстати, картина висит в Эрмитаже, так что, будете в Питере, сходите туда, постойте перед полотнами Антониса ван Дейка.
Итак, обувь. Как видим, монарх изображен в ботфортах из светлой кожи. А вообще он облачен в металлические доспехи. Портрет целиком можно посмотреть, пролистав галерею.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях
Карл I был знатоком и ценителем искусства, а ван Дейк был его любимым художником. Король одарил его дворянским титулом, щедро оплачивал заказы и вообще создал прекрасные условия для творчества. Придворным художником ван Дейк был 10 лет, и это были самые плодотворные годы в его жизни. За это время живописец создал примерно 400 портретов, притом в каждом из них не просто отражал внешность человека, но и показывал его характер, внутренний мир.
Вот и этот портрет Карла I показывает его как рыцарственного, умного, благородного человека, притом изящного, воспитанного. Каждая деталь подчеркивает создаваемый образ, сапоги — не исключение. Казалось бы, что может сказать обувь? Очень многое. Ботфорты прекрасно сидят на ноге, видно, что сделаны они из кожи высочайшего качества. Они выглядят статусно, дополняя военный костюм короля и одновременно подчеркивая изящество Карла. Золотые шпоры крепятся на лоскутах, напоминающих банты.
При этом на Карле ботфорты надеты до конца, раструбы не спущены. Если посмотреть на портрет сэра Томаса Уортона кисти того же ван Дейка, то видим, что в этом случае верхняя часть ботфортов спущена с колен, образуя широкие голенища, с которыми обычно изображают сейчас мушкетеров. Ботфорты сэра Томаса столь же изящны и красивы, также украшены шпорами (правда, не золотыми), но они тут дополняют не военный, а светский костюм. Если в портрете короля ботфорты находятся, так сказать, в боевой готовности, то у сэра Томаса Уортона они просто показатель статуса. С тем же успехом он мог бы стоять в туфлях.
Изначально ботфорты были удобной обувью для кавалеристов, поэтому делались из жесткой кожи. Но все изменилось в XV веке, когда король Генрих VII так полюбил этот вид обуви, что фактически не снимал его. Разумеется, придворные тоже стали носить ботфорты, и постепенно это грубоватая обувь кавалеристов обрела мягкость и изящество и стала статусным предметом гардероба. В XVII веке такая мода сохранялась, доказательство тому — портреты английской знати и короля того времени.
#искусство #культура #история #обувь #мода
Читайте еще:
Как лазер помог восстановить уникальную фреску в Помпеях
Любой может побывать на последней квартире Пушкина: и я там был