Нынче уже далеко не каждый помнит актрису Матлюбу Алимову. А ведь ее в эпоху «золотого застоя» называли «звездой Востока». Уж очень хороша была. Экзотическая, волоокая красавица, чей чувственный колоритный облик навевал мысли то ли о душных шатрах в пустынях Аравии, то ли о причудливых дворцах Самарканда…
Матлюба Алимова в 80-х была одной из кинематографических див братских республик. И, конечно, не только из-за красоты. Талантом актриса тоже не была обделена. С честью справлялась, даже будучи совсем неопытной, с ответственными, непростыми ролями, которые принесли ей всесоюзную популярность.
Цыганка Настя
До сих пор невозможно забыть ее порывистую, гордую цыганку Настю, влюбленную в харизматичного Будулая. Ах, как хороша была актриса в роли незадачливой соблазнительницы, танцуя возле ночного костра! Какой неутоленной страстью горели ее зелено-серые глаза! Матлюба Алимова настолько мастерски создала этот образ, что цыгане всего Советского Союза признали ее своей. (А это случай редкий). Издалека увидев Матлюбу, тут же подходили, заговаривали на цыганском языке. И очень удивлялись, что она не понимает. Безусловно, роль Насти стала украшением фильмов «Цыган», «Возвращение Будулая».
Счастливый билет в кино
Но счастливый билет Матлюба Алимова вытянула еще до своей самой знаменитой роли.
В 1979 году мэтр советского кино Михаил Швейцер пригласил молодую, еще неизвестную, актрису на роль Лауры в свой фильм «Маленькие трагедии». Партнёром на съёмочной площадке был сам Владимир Высоцкий, сыгравший в этом фильме свою последнюю роль. Отношения у молодой актрисы с всенародным бардом сложились настолько дружеские, что она называла Высоцкого на «ты», а он, в свою очередь, приглашал на свой концерт и катал на «Мерседесе»…
Конечно, поползли слухи. Уже через год, когда Высоцкого не стало, Матлюба была шокирована циничным вопросом: «Ну ты с ним хоть спала?». И не знала, как объяснить, что для нее, дебютантки, Владимир Семенович так и остался большой недосягаемой планетой…
В 1980-е годы Матлюба Алимова находилась на пике своей актёрской карьеры. Она сыграла прекрасные роли в таких фильмах, как «Встреча у высоких снегов», «Жаркое лето в Кабуле», «Сказка о звёздном мальчике», «Фраги – разлученный со счастьем», «В стремнине бешеной реки» и тд.
Под стать впечатляющей внешности актрисы были костюмные роли. Совершенно бесподобно воплотила Матлюба образ византийской царицы Ирины в фильме «Василий Буслаев», предстала в облике египетской царицы в кино-картине «Изобретатель фараона».
Все изменилось в 90-е. Трудные для большинства российских актеров годы стали для Матлюбы совсем невыносимыми. И роковыми. Ведь ее звезда больше не засверкала ярко.
Знакомые часто называли актрису слишком гордой и даже высокомерной. Матлюба Алимова действительно всегда знала себе цену и ни в каких ситуациях не теряла чувства собственного достоинства. Она привыкла ставить для себя высокие планки и не хотела поступаться принципами в угоду новому времени, не умела подстраиваться под изменившуюся реальность. Возможно, поэтому в 1990-х гг. актриса так и не сумела найти свою нишу в профессии – стоящих ролей не предлагали, а сниматься только ради денег она не могла.
Да и те, кто обвинял актрису в заносчивости, просто не знали ее жизни. А она у актрисы с самого начала не была легкой.
Семья, замужество, Алексей Баталов
Родилась Матлюба Алимова в семье узбека и русской. Актриса сама признавалась, что всегда больше тяготела к русской культуре. Языка предков отца за всю жизнь так и не выучила. Может, этому способствовали некоторые семейные обстоятельства. Матлюба рано осталась без отца: он по настоянию родни бросил русскую супругу, нашел жену-единоверку.
Непросто было и учиться и во ВГИКе, где поначалу совершенно не сложились рабочие отношения с главным педагогом. Веру в себя вернул Алексей Баталов, на курсе у которого Матлюба Алимова была лучшей ученицей.
И уж совсем мучительная оказалась история с замужеством. Всего один раз актриса была замужем. За своим однокурсником. По большой любви. Но брак не задался. Муж оказался маниакальным ревнивцем. Жить с ним было невозможно…
1990-е и далее
В 1990-е годы Матлюба Алимова была вынуждена вернуться на родину — в Узбекистан. Ролей не было. Чтобы заработать на жизнь, актриса реставрировала бухарские и шахрисабские вышивки, ковры.
После десятилетней паузы, в нулевые годы, Алимова вернулась в кино и снялась в нескольких фильмах и телесериалах. Ее можно увидеть в кинокартинах «Баллада о гусарах», «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований — 1», «Тарас Бульба», «Подарок судьбы», «Судмедэксперты», «Мухаморы» и др.
В последние годы Матлюба Алимова обратилась к христианской вере. Одно время, не имея своего жилья, находила приют в Сретенском монастыре.
А что вы думаете об этом, дорогие читатели и гости моего канала?
Оставляйте свои мнения и рассуждения в комментариях.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!
И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ