Найти тему
Логомашина учит

Что такое брендбук и как его делать? Туториал для дизайнеров

Оглавление

Брендбук или гайдлайн — каталог элементов, куда входит концепция разработанного фирменного стиля. В нем указывается и досконально расписывается, как использовать цветовые сочетания, паттерны, логотипы, корпоративные изображения и шрифты.

В этой статье Логомашина рассказывает, что такое брендбук, как его составлять и что учитывать при разработке.

Гайдлайн помогает поддерживать раскрученный эмоциональный и визуальный образ созданного бренда, обеспечивая его стабильность на протяжении долгого времени.

Особенности брендбука

В классическом брендбуке подробно прописываются глобальные ценности бренда, его тезисы, идеи, задачи и целевая аудитория. Брендбук можно назвать «Библией» современных организаций.

-2

Документ отведен под подробное описание нюансов фирменного стиля, туда входит:

  • история компании, позиционирование;
  • философия бренда;
  • его слоган;
  • название и допустимые вариации;
  • инструкция по коммуникациям (внутренним и внешним);
  • tone-of-voice (разработанная этика и требования общения с клиентами в соцсетях, на презентациях, торговых точках, онлайн-рассылка и пр.);
  • коллекция используемых и принятых элементов (структур) корпоративного стиля, требования по применению.
Гайдлайн — многостраничный документ. Для некоторых компаний в его состав входит до нескольких сотен страниц.

Пример, как выглядит брендбук для МАГУ (Мурманский Арктический Государственный Университет):

-3

Для чего необходим брендбук?

Главная цель — поддерживать узнаваемый стиль компании, имидж бренда. Гайдлайн помогает тщательно систематизировать данные, стилевые элементы — визуальные, эмоциональные, идеологические и технические.

Брендбук важен для маркетологов, дизайнеров, представителей HR-департамента и PR-службы.

Гайдлайном пользуются при работе над проектом и подрядчики (рекламные студии, агентства копирайтинга, внештатные фрилансеры). Рассуждая, какие цели преследует брендбук, можно отметить несколько позиций, которые он включает.

Брендбук интернет-провайдера Good Line для разработки корпоративной фирменной продукции
Брендбук интернет-провайдера Good Line для разработки корпоративной фирменной продукции

Как разрабатывают брендбуки?

Разработка брендбука происходит в пять этапов:

  1. Аудит, исследование бизнеса и торгового направления клиента. Прорабатываются тренды, целевая аудитория.
  2. Формируется предварительная платформа (брендинг или позиционирование). В нее входит основная стратегия с описанием структуры коммуникативного стиля.
  3. На базе платформы создается единая стройная концепция визуала (фирменная стилистика).
  4. Включаются правила использования бренда на различных носителях.
  5. После согласования концепции, создания (верстки и печати) документа, он распространяется между сотрудниками и передается подрядчикам.
Брендбук для компании «Ренна»
Брендбук для компании «Ренна»

Этапы создания гайдлайна

Вначале следует оценить необходимость создания брендбука. Разработка инструкции целесообразна только для крупных корпораций и развитых организаций. Формирование гайдлайна происходит поэтапно, разработчики кропотливо и детально прорабатывают каждый пункт создания важнейшего для компании документа.

Этап 1. Знакомство с заказчиком

Подробно заполняется бриф заказа. Клиент должен четко описать, что требуется стандартизировать, предоставить полную информацию об организации, указать особенности ЦА. Этот этап включает обсуждение пожеланий, требований заказчика. Информация систематизируется, прорабатывается структура документа. Одновременно оформляются и официальные договорные отношения заказчик-исполнитель.

Этап 2. Разработка фирменного стиля

Концепция создается на основе анализа целевой аудитории, изучения рыночной активности компании, ее конкурентов. Клиенту предоставляется на рассмотрение несколько пробных вариантов оформления гайдлайна. После одобрения разработчики приступают к созданию логотипа.

Этап 3. Финальная презентация

Подготовленный brandbook отсылается клиенту в электронном виде для окончательного согласования и внесения возможных поправок, корректировок. На этом этапе возможно включение в документ и дополнительных элементов (которые не входили в полученный бриф). После окончательного утверждения проекта, макет отправляется на верстку и проходит предпечатное оформление.

Этап 4. Передача готового гайдлайна клиенту

Процедура формирования брендбука завершена. Готовый документ передается заказчику в электронном либо сразу печатном виде. Также заказчик получает и все исходные материалы, которые включаются в дополнительную документацию.

Разновидности брендбука

Не каждой компании требуется создание и разработка массового глобального документа по использованию фирменного стиля. Поэтому существуют определенные базовые разновидности гайдлайна, различающиеся объемностью и прорабатываемыми материалами.

Компании выбирают себе брендбук с учетом целей, задач, особенностей целевой аудитории и выделенного бюджета.

Мы выделим следующие распространенных виды книг гайдлайнов:

Лого бук. Идеален для небольших фирм. В него входит инструкция по пользованию брендом, логотипом и набор корпоративных цветов, вариантов применения палитры.

Классический. Создается под задачи организации. Включает рекомендации взаимодействия с ЦА, целей и специфики бренда, стандартов.

Комплексный. Наиболее масштабный бук. Его применяют крупные и развитые компании. В него входят все рекомендации по применению фирменного стиля, в том числе инструкции для рекламных съемок, созданию упаковочного материала, корпоративной литературы, тренингов. В этом документе затрагивается и описание внешнего вида штатных сотрудников, принятый офисный стиль и даже манера разговора.

Один из лого буков для фирмы Abacus
Один из лого буков для фирмы Abacus

Принимаясь за создание брендбука для фирмы, помните, что этот документ должен учитывать и полностью отражать уникальность бренда и миссию организации. Здесь не играет роль личные вкусовые пристрастия заказчика, не учитываются и мировые тенденции. Помните, что гайдлайн, «сердце корпорации» будет служить долгие десятилетия.

Хочешь узнать больше о дизайне?

Чтобы прокачивать знания, навыки, развивать круг профессионального общения, быстро осваивать тренды и лайфхаки в дизайне, приглашаем в Логомашину.

Мы регулярно проводим бесплатные мероприятия, где ты можешь попробовать разные направления в дизайне, сделать первые крутые кейсы и даже найти заказчиков. Тыкай по ссылке, чтобы посмотреть ближайшие интенсивы!