О маме.

313 прочитали

Цветы Жостово.

Почему нам так нравятся творения народных мастеров? Да, потому что в них душа, любовь и умиротворение.

Сегодня я хочу вам рассказать о моей маме Заслуженном художнике РСФСР, Лауреате премии им. Репина Нине Николаевне Гончаровой. Родилась она в деревне Жостово 7 января 1927 года в семье потомственных художников династии Беляевых. Её отец, дед и прадед были художниками, жили и работали в Жостово. Искусство росписи цветов была знакома ей с детства. Первый мазок кистью был сделан в 14 лет в 1941 году. Тяжёлое время, но эти восемь девочек тянули нить, чтобы уберечь дедовское дело до Победы. И, вот первый диплом в августе 1945 года с надбавкой к окладу с 15 процентной прибавкой. Только какие они были тогда "мастера-художники" - смешно сказать. Если честно, война им другим запомнилась: как за двенадцать километров железо на себе таскали, как в телегу впрягались - дрова из лесу возили, производство отапливать. И, конечно же, учились художеству. Учитель её, большой силы мастер, Андрей Павлович Гогин был суров, немногословен. У него сделаешь то, что не умеешь. А, если удача у тебя, скажет: "Пойдёт". И вся его похвала. В ту тяжёлую послевоенную пору училась мама ещё и народными танцами. Не только на мастерстве, но и на судьбе её сказалось. Из нетопленного клуба - барака шагнула мама в ансамбль на сцену Большого театра - заработали на Всероссийском смотре первую премию. Но, однажды, когда она писала очередную афишу, вошёл в кантору главный художник. Разбушевался. Плакат - в клочья, ей - урок: "Запомни на всю жизнь - поднос твоя основа. Всё сверху называется надстройкой". Нет, не согласилась. Желание танцевать привело в армейский ансамбль и уехала мамочка на четыре года в Румынию. Там и нашла свою любовь - трубача Юру Гончарова (мой любимый папочка). Вернулись не к нему в Таганрог, а к ней в Жостово. Прожили вместе 58 лет и ушли вместе. Папа в мамин день рождения, а мама, через 6 месяцев, в его день рождения. Скажите - мистика, да нет - любовь!

В 60-х годах подносное дело набирало силу. С жостовскими художниками начали работать искусствоведы, музеи, выставочные комитеты. На выставкомы приходилось идти пешком 6 километров до ближайшего автобуса, таща на плече папку с кованными подносами. Трудно пришлось нашим мастерам пробиться через "смешки" художников станковой живописи. Но мама всегда "держала марку" и говорила:-"Терпение, терпение, нас обязательно услышат". Так и вышло. Жостовский поднос стал не просто сувенир, а произведение искусства. Правда, обязанность выполнения плана, давала возможность творить только в свободное время. Но это художников не останавливало. Я не буду говорить а наградах, музеях и странах, где хранятся мамины работы. Текст был бы бесконечен. Да, не это главное. Доблесть мамы - в том, что доверено сохранять. Передаётся мастерство, как фамильное сокровище из рук в руки. Жостовское письмо - быстрая импровизация. Полёт фантазии. Однако в строгих рамках обычая. Народ воспитал это искусство, народ продлевает его, создав правила сложного, многослойного ремесла.

Сегодня много "возни" и споров вокруг народных промыслов и ДПИ, забывая, что во главе всего этого стоит ХУДОЖНИК. Создавая свои произведения, ОН сохраняет духовность, традиции и память наших предков. Давайте сохраним это красивое и душевное искусство для наших потомков. А, маме я говорю: " Спасибо, родная, за всё".