Если бы не этот древний принцип не платить добром за зло, то пришлось бы платить, по логике вещей, злом за добро, а это несогласно с ученьем Мудрецов, ибо тогда добро было бы для злых в самой вещи злом, а зло добром. Зло нуждается во зле, дабы исправиться. В противном случае за грабеж всюду давались бы награды, а за помощь слепому на переходе через дорогу сажали бы в тюрьму.
Авва Антоний Великий сказал : Не должно одобрять тѣхъ, кои сверьхъ должной мѣры милостивы, но и наказывать злыхъ должно, ради самого добра и правды, а не ради собственной страсти гнѣва. (Цит. по : Добротолюбiе. Томъ I, Гл. 3)
С этой точки зрения, можно все спускать только малым детям, и только до 5-ти.
Есть другое — и бытующее в народе, и особое частное мнение, что за зло нужно платить добром, хотя это выглядит сомнительно. Это возможно для святых, которые настолько отдалились от зла, что забыли, что это такое. Однако в мирской жизни мы, философствуя, что без зла не было бы и представления о добре, совершаем ответное подобие зла по отношению к причинившему зло нам или нашим ближним.
Отцы учили, что злые существуют по воле Божией, Бог попускает им жить, так как они нужны Ему для наказания еще более злых. Как бы то ни было верующий человек не творит зла, или творит, как я сказал, подобие зла ради некоего блага : подобно как косящий траву творит против травы некое зло, но оно есть благо, ибо эта трава станет пищею для животных.
Правда в том, что то, что люди считают злом, неоднозначно (зло может быть чем угодно), ведь существует и зло вынужденное, и необходимое, и зло, как говорится, меньшее из двух, и зло для вида (внешнее явление подобия зла), и зло справедливое и мудрое, и зло, которое сперва казалось злом, но потом оказалось великим благом, и добро, которое сперва казалось добром, но потом оказалось великим злом для сотворившего его в силу своей нерассудительности, и добро, осуждаемое как зло, и зло, превозносимое как добро (добро, мнимое злом, и зло, мнимое добром).
Добро и зло — это две истины, две субъективно воспринимаемые объективные реальности, которые находятся в постоянной борьбе. Но, как сказано Самим Богом, зло никогда не одолеет добро. Это означает, что добро сильнее зла. Вот и ответ.