В Подсосенском переулке выделяется роскошный дом бывшей городской усадьбы Алексея Викуловича Морозова. Здесь размещалась богатейшая коллеция фарфора, старинных икон и гравюр – после национализации собрание разошлось по музеям. К счастью, в особняке сохранилось другое сокровище – великолепные интерьеры работы Фёдора Шехтеля.
Морозовы владели участком с 1839 года, когда его приобрел основатель знаменитой купеческой династии Елисей Саввич. Нынешний вид усадьба приобрела 40 лет спустя по заказу его сына Викулы.
Архитектор Михаил Чичагов придал дому черты ренессанса, интерьеры были выполнены в разных стилях. В 1896 году имение отца унаследовал Алексей Викулович и сменил отделку комнат по своему вкусу. А вкус у него был что надо.
Отделку владелец заказал архитектору Фёдору Шехтелю, который и спроектировал интерьеры кабинета и библиотеки в излюбленном мастером готическом стиле. Эта работа стала одной из лучших в карьере «короля модерна».
Кабинет переносит посетителя в атмосферу старинного замка с высоким под 7 метров потолком с резными кессонами и росписью, великолепным камином, старинными часами, банкеткой и креслом хозяина с огромной спинкой.
Интерьер богато отделан деревом ценных пород с обилием ажурных готических орнаментов и скульптурных композиций.
На верхний этаж ведет лестница с изысканной резьбой, подножия которой на ступенях притаилась деревянная фигура гнома.
Над перилами первого пролета возвышается скульптура дракона. Кабинет декорирован маскаронами, а камин лицами химер.
Многочисленные скульптурные композиции по эскизам Шехтеля были выполнены молодым скульптором Сергеем Коненковым.
С лестницы на верхнем ярусе открывается вид на витражное остекление и серию декоративных панно на тему «Фауста» Гёте.
Изображения были выполнены художником Михаилом Врубелем. В особняке сейчас находятся копии – оригинальные панно хранятся в собрании Третьяковской галереи.
Фёдор Шехтель неоднократно выполнял заказы для представителей семьи Морозовых. А в тандеме с Врубелем они также работали над интерьерами особняка Саввы Морозова на Спиридоновке.
На втором этаже располагалась библиотека Морозова. Для обстановки на знаменитой московской фабрике Шмидтов были заказаны шестигранный стол со световым фонарём (фонарь не сохранился) и шкафы-витрины с готическими орнаментами и цветным остеклением. Под ажурным кессонированным потолком – фриз с росписями.
В библиотеке не только хранились книги и фамильная библия старообрядцев-Морозовых. Здесь размещалась уникальная коллекция фарфора примерно из 2,5 тыс. предметов, одна из крупнейших в стране коллекций гравюр с литографиями (около 9 тыс.), икон, а также лубка и миниатюр.
Собирательство было главной страстью Алексея Викуловича. Возглавив семейное дело в 1894 году, всего через 6 лет он передал управление своему брату.
За это время он успел преумножить активы успешных суконных фабрик, а на оставленные отцом деньги была построена знаменитая Морозовская детская больница в Москве.
Свою богатейшую коллекцию Морозов задумал передать в дар Москве, но не успел. После революции она была национализирована, а сам Морозов был назначен её хранителем.
Но в дальнейшем собрание распределили по разным музеям: на основе коллекции фарфора был создан Музей керамики в Кусково. Остальные предметы распределили в Исторический музей, Третьяковку, Музей изящных искусств и т.д. Их бывший владелец умер в Москве в 1934 году. Морозов похоронен на Преображенском кладбище.
Благодарю за помощь в подготовке материала Ирину Вишнякову. Вы также можете посетить особняк с экскурсией Ирины.
Этот дом на карте:
Читайте также: 10 роскошных готических интерьеров Москвы и Петербурга
Подпишитесь на канал и открывайте Россию заново!