«Канцелярит», «несвязные абзацы», «заученный шаблон»... Такие «приятные» комментарии я иногда читаю под материалами с примерами сочинений моих учеников. А последний отзыв о возникающем когнитивном диссонансе мне понравился особо… Настолько, что я даже задумалась о том, что многие действительно не представляют, как пишется эта работа и какие компетенции ученика проверяет. И решила это исправить.
Дважды два уже четыре - дальше будет лучше
Сочинение формата ЕГЭ сложно назвать самостоятельной и полноценной творческой работой. Это не сочинение в привычном для выпускника 15-40-летней давности виде. Не свободное размышление на заданную тему. В ЕГЭ ученик прежде всего работает с текстом, предложенном в КИМе, анализирует его. Разгуляться здесь сложновато. А порассуждать о тщете бытия, экзистенциальном кризисе и взглядах на устройство Вселенной вовсе не получится. Формат не тот. Знаете, как в песне группы «Кирпичи», популярной в годы моей юности: «Цензуры нет, зато есть гр*баный формат».
Так вот вольным ветром литературы даже не веет над ЕГЭ по русскому языку. Тут всё проще и сложнее одновременно. Выпускник должен показать, как он умеет анализировать текст и грамотно аргументировать своё мнение. Казалось бы, не высшая математика, а пример из разряда умножения в столбик, но проблемы у многих возникают уже на этапе определения темы и проблемы текста. Об этом, кстати, сказано здесь:
Поверил я алгеброй гармонию…
Дальше – больше. Как анализировать? Сколько аргументов, подтверждающих своё мнение, приводить? Зачем их связывать? Как это делать? Чтобы исключить большинство подобных вопросов и привести работу к общему знаменателю, была разработана схема развёрнутого ответа. Она включает пункты: формулировка проблемы, комментарий к выделенной проблеме, позиция автора, позиция ученика и её обоснование. Вот план:
Опять вздох невидимого комментатора. Ну вот, как там у А.С. Пушкина: «Поставил я подножием искусству:/ Я сделался ремесленник: перстам/ Придал послушную, сухую беглость/ И верность уху. Звуки умертвив,/ Музыку я разъял, как труп./ Поверил Я алгеброй гармонию». Сальери растим! Творчество умертвляем!
А теперь давайте подумаем о том, что ЕГЭ по русскому языку должен сдавать КАЖДЫЙ 11-классник. И тот, кому позиция Сальери чужда, и тот, кто не знает, кто такой Сальери!
- Что же из этого следует? – Следует жить…
Так что же, господа, как будем учеников таких оценивать? Введём творческую работу, в которой правил не будет? Пиши, чего душа просит? Отвечай свободно, фантазируй? Так работа эта уже есть и называется итоговым (декабрьским) сочинением. Она является допуском к ЕГЭ по русскому языку и литературе. За 3 часа 55 минут школьнику предлагается выбрать одну из пяти тем и написать творческую работу. Никаких шаблонов, полный простор для творчества. Для аргументации можно брать и русскую, и зарубежную литературу. Даже мемуары и публицистику. Только пиши.
Но вот беда: только 10-15 процентов учеников с радостью хватаются за эту возможность проявить себя и заработать дополнительные баллы при поступлении в вуз (итоговое сочинение рассматривается как личное достижение). Все остальные пребывают в легком шоке. Кто-то даже в панике заявляет, что написать это не сможет, пусть его/её убивают сразу… В моей практике такие экземпляры встречались. И очень тяжело, со скрипом они начинали осознавать, что излагать свои мысли на бумаге сложно, но возможно, что надо всё-таки начинать читать, что сочинение ЕГЭ, в котором требуется всего лишь проанализировать текст, – это просто подарок по сравнению с итоговым, где нет ни текста, ни шаблонов. И именно поэтому упрощённый формат работы дан на ЕГЭ, где за 3 с половиной часа надо и сложный тест решить и сочинение успеть наваять!
Вроде бы всё сказала? Ах, нет. Надо же всё-таки чётко ответить на вопрос заголовка. Моё мнение: с одной стороны, сочинение ЕГЭ – это попытка измерить среднюю температуру по больнице, с другой – компромисс ремесла и творчества, позволяющий хотя бы научиться анализу. А умение сопоставлять факты и аргументировать свою позицию пригодится каждому студенту ещё не раз.
А как считаете Вы? Дискуссия приветствуется!
Анна Терехова
Материально поддержать канал можно по ссылке: