Найти в Дзене
Загадки истории

Как итальянцы поменяли облик двух русских столиц?

Оглавление

Традиция приглашать для работы в главном городе страны итальянских архитекторов зародилась еще во времена правления Ивана Третьего Рюриковича. Шли годы, сменялись века, в России возникла новая династия, а итальянцы как считались лучшими в своем деле, так и продолжали считаться. Вспомним некоторых из них.

Аристотель Фиораванти

Он родился в 1415 году в итальянском городе Болонья. Родители были потомственными зодчими. Поэтому судьба Аристотеля во многом была определена. Как и имя. Родители поклонялись античности, поэтому назвали сына так же, как звали древнегреческого мыслителя.

Вот уж действительно «как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Фиораванти не планировал приезжать в наши края. У него и в Италии всё было хорошо: масса заказов, деньги, почет и слава. Однако, когда Аристотелю было под 60 лет, его неожиданно объявили в распространении фальшивых монет. Какое-то несуразное дело было заведено в отношении Фиораванти. Возможно, кто-то позавидовал таланту мастера.

Аристотеля бросили в тюрьму, пообещав никогда не выпустить архитектора из заключения, если обвинение подтвердится.

К счастью, в 1474 году Аристотеля Фиораванти выпустили на свободу, но он был так перепуган из-за случившегося, что решил покинуть родную Болонью. Причем Фиораванти захотел уехать не только из города, но и из страны.

Аристотель познакомился с русским послом Семёном Толбузиным. Тот предложил итальянскому мастеру работу в России. Фиораванти с удовольствием согласился на переезд.

В Москве была для зодчего серьезная работа – построить, а точнее, перестроить Успенский собор. Он уже существовал до приезда Фиораванти. Однако, скорее всего, из-за землетрясения, обрушилась северная стена здания. Иван Третий посчитал, что нужно здание перестроить. Правитель хотел нанять местных мастеров. Но ни московские зодчие, ни псковские не были готовы заняться собором. Категорически отказались «участвовать в проекте» довольно известные Кривцов и Мышкин.

Фиораванти взялся за дело. У него всё прекрасно получилось. В Успенском соборе долгое время венчались на царствие русские правители.

Растрелли

Вспоминается анекдот про экскурсию в Ленинграде: «Архитектор расстрелян…».

Если серьезно, то Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году во Флоренции. Мастерству его учил отец – Карло Бартоломео Растрелли.

После того, как Людовик Четырнадцатый ушел из жизни, Растрелли переехали в Санкт-Петербург. 20-летним парнем Франческо получил свое первое профессиональное задание: спроектировать дом для государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Всё получилось на высшем уровне, Растрелли стали приглашать к сотрудничеству другие знатные люди в Петербурге.

-2

А в 1730 году сама Анна Иоанновна обратилась к Растрелли с заданиями: спроектировать Зимний и Летний дворцы в Москве, построить манеж между Невским и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге.

В 1754 году Елизавета Петровна поручила Франческо создать новый Зимний дворец. А вот Екатерина Вторая Растрелли не очень жаловала в плане предоставления заказов. Императрица, пришедшая к власти в результате переворота, предпочитала классицизм. Между тем Екатерина, как женщина умная, уважительно относилась к мастеру и наградила его орденом Святой Анны.

Росси

Карл Росси стоит особняком. Хотя бы потому, что между ним и императором Николаем Первым были серьезные противоречия по некоторым вопросам.

Росси родился в Неаполе и в 11 лет приехал в Россию вместе со своей семьей. Его родители были знаменитыми танцовщиками.

Карл учился во Флоренции, но вернулся в Петербург. В России он проектировал летнюю царскую резиденцию на Елагином острове, который Александр Первый выкупил у графа Орлова, Триумфальную арку, Сенат и Синод.

Чем Росси отличался от других:

он, несмотря на свой талант, дорогостоящие заказы и всё такое прочее, всегда был в долгах.

-3

28 октября 1828 года открыли Триумфальную арку «по проекту» Росси. На самом деле был воплощен в жизнь вариант, который выбрал Николай Первый. Но Карл получил награды и 100 тыс. рублей, которые он израсходовал на то, чтобы погасить долги.

Когда открыли Александринский театр по проекту Росси, архитектору подарили персональную ложу в здании. Император очень удивился, когда узнал, что Росси сдает эту ложу, а средства опять-таки тратит на погашение долгов.

Сложно представить, насколько широкой была нога, на которую жил Карл Росси.

Работали в России и другие итальянцы. Но эта троица внесла наиболее мощный вклад в изменение обликов Москвы и Санкт-Петербурга.