20,7K подписчиков

Умирает гармонь в России?.. Факты или вымысел

232 прочитали
«Не услышишь гармошку теперь, всё собой заслонила эстрада».  Что это вымысел или приговор гармони?

«Не услышишь гармошку теперь, всё собой заслонила эстрада». Что это вымысел или приговор гармони? За последние несколько лет во многих регионах Краснодарского края были отменены концерты популярных талантливых исполнителей на баяне и гармони. Билеты оказались не востребованы. Зритель не идет слушать гармонь.

Например, всего пару лет назад в городе Ейске на концерт моего кумира Сергея Власова в концертный зал, вместимостью около 1000 мест, пришли всего 60 зрителей, (из них более половины) учащиеся музыкальной школы. Аналогичная ситуация происходила и с другими великолепными, супер талантливыми музыкантами, например концерт Валерия Сёмина. Подробнее смотрите видео.

Этот список можно продолжать. Речь идет не только о гармони, но и о родственных инструментах баяне и аккордеоне. Причин падения интереса людей к гармони несколько. Свое понимание проблемы попытаюсь высказать с помощью фактов и результатов аналитики, полученных с помощью сторонних сервисов, но окончательный вердикт выносить Вам.

Немного предыстории: Я хорошо помню далекие времена, еще до момента выхода телевизионной передачи «Играй гармонь», когда братья Геннадий и Александр Заволокины (вечная память им и низкий поклон), собирали полные залы любителей гармони, когда в каждом поселке, в каждой деревне, на каждой улице звучали гармонь и баян.

Я говорю не голословно, поскольку с Геннадием Заволокиным были ровесниками и земляками в Томской области где я прожил большую часть жизни и имел возможность наблюдать популярность гармони «живьем», но «революция» 90 годов, развалившая Советский Союз, затронула и многовековую народную, музыкальную культуру.

Александр и Геннадий Заволокины
Александр и Геннадий Заволокины

Вместе с уничтожением деревни медленно умирала гармонь так и не сумев адаптироваться в условиях города. Ради справедливости отмечу, что огромное влияние на популярность гармони оказал мировой технический прогресс, особенно в сфере звукозаписи и средств воспроизведения, а также в связи с появлением караоке и качественных фонограмм. На замену классическим инструментам сейчас приходят принципиально новые электронные инструменты, а с помощью программных средств легко создаются интересные музыкальные композиции.

Мое отношение к электронным баянам, гармоням и аккордеонам двоякое. В свое время в 80 годах я делал попытку создания электронного баяна на элементной базе того времени и потому могу экспертно дискуссировать по теме, но, к сожалению, она выходит за рамки статьи.

Одной из существенных причин падения популярности гармони является снижение интереса молодежи, а старое поколение, которое выросло на народной музыке, уходит из жизни, а вмести с ними и огромный пласт гармонистов самоучек. В подтверждение своих слов привожу статистику демографии в аналитики дзен музыкального канала «Песни под гармонь».

Видим, что более 60% зрителей канала имею возраст от 55 лет и выше.

Демография целевой аудитории дзен
Демография целевой аудитории дзен

Если для скептиков это не аргумент, привожу статистику демографии ведущего канала на ютубе. Здесь показатели выглядят соизмеримо с дзеном. Целевая аудитория - пенсионный возраст

Демография целевой аудитории ютуб
Демография целевой аудитории ютуб

А теперь попытаюсь проанализировать популярность гармони с помощью авторитетного сервиса Google Trends. Ввел поисковый запрос, гармонь, баян, аккордеон за последние 5 лет в России. Видим, интерес к выбранным инструментам медленно, но неуклонно снижается. Для себя я делал более детальный, развернутый обзор.

Популярность гармони, баяна и аккордеона в России
Популярность гармони, баяна и аккордеона в России

Сегодня взамен уходящих гармонистов самоучек, современная гармонная школа готовит новый пласт талантливой молодежи, но изложенные факты навевают грустные мысли, под влиянием которых написал четверостишье:

Гармонь, чарующие звуки!

Она жива, поет для Вас!!!

Дай Бог, чтоб пели дети, внуки…

Так мало, Русь, осталось нас…