«Не услышишь гармошку теперь, всё собой заслонила эстрада». Что это вымысел или приговор гармони? За последние несколько лет во многих регионах Краснодарского края были отменены концерты популярных талантливых исполнителей на баяне и гармони. Билеты оказались не востребованы. Зритель не идет слушать гармонь.
Например, всего пару лет назад в городе Ейске на концерт моего кумира Сергея Власова в концертный зал, вместимостью около 1000 мест, пришли всего 60 зрителей, (из них более половины) учащиеся музыкальной школы. Аналогичная ситуация происходила и с другими великолепными, супер талантливыми музыкантами, например концерт Валерия Сёмина. Подробнее смотрите видео.
Этот список можно продолжать. Речь идет не только о гармони, но и о родственных инструментах баяне и аккордеоне. Причин падения интереса людей к гармони несколько. Свое понимание проблемы попытаюсь высказать с помощью фактов и результатов аналитики, полученных с помощью сторонних сервисов, но окончательный вердикт выносить Вам.
Немного предыстории: Я хорошо помню далекие времена, еще до момента выхода телевизионной передачи «Играй гармонь», когда братья Геннадий и Александр Заволокины (вечная память им и низкий поклон), собирали полные залы любителей гармони, когда в каждом поселке, в каждой деревне, на каждой улице звучали гармонь и баян.
Я говорю не голословно, поскольку с Геннадием Заволокиным были ровесниками и земляками в Томской области где я прожил большую часть жизни и имел возможность наблюдать популярность гармони «живьем», но «революция» 90 годов, развалившая Советский Союз, затронула и многовековую народную, музыкальную культуру.
Вместе с уничтожением деревни медленно умирала гармонь так и не сумев адаптироваться в условиях города. Ради справедливости отмечу, что огромное влияние на популярность гармони оказал мировой технический прогресс, особенно в сфере звукозаписи и средств воспроизведения, а также в связи с появлением караоке и качественных фонограмм. На замену классическим инструментам сейчас приходят принципиально новые электронные инструменты, а с помощью программных средств легко создаются интересные музыкальные композиции.
Мое отношение к электронным баянам, гармоням и аккордеонам двоякое. В свое время в 80 годах я делал попытку создания электронного баяна на элементной базе того времени и потому могу экспертно дискуссировать по теме, но, к сожалению, она выходит за рамки статьи.
Одной из существенных причин падения популярности гармони является снижение интереса молодежи, а старое поколение, которое выросло на народной музыке, уходит из жизни, а вмести с ними и огромный пласт гармонистов самоучек. В подтверждение своих слов привожу статистику демографии в аналитики дзен музыкального канала «Песни под гармонь».
Видим, что более 60% зрителей канала имею возраст от 55 лет и выше.
Если для скептиков это не аргумент, привожу статистику демографии ведущего канала на ютубе. Здесь показатели выглядят соизмеримо с дзеном. Целевая аудитория - пенсионный возраст
А теперь попытаюсь проанализировать популярность гармони с помощью авторитетного сервиса Google Trends. Ввел поисковый запрос, гармонь, баян, аккордеон за последние 5 лет в России. Видим, интерес к выбранным инструментам медленно, но неуклонно снижается. Для себя я делал более детальный, развернутый обзор.
Сегодня взамен уходящих гармонистов самоучек, современная гармонная школа готовит новый пласт талантливой молодежи, но изложенные факты навевают грустные мысли, под влиянием которых написал четверостишье:
Гармонь, чарующие звуки!
Она жива, поет для Вас!!!
Дай Бог, чтоб пели дети, внуки…
Так мало, Русь, осталось нас…