Найти тему
Коперник | История

Амазонки: история легендарных воительниц

Амазонки были одним из наиболее легендарных народов древнего мира. Эти женщины-воительницы сражались под стенами Трои, стяжали славу в боях с Гераклом и Беллерофонтом и были увековечены на страницах истории Диодором и Страбоном. Но существовал ли такой народ, состоявший сплошь из женщин, на самом деле? А если и да, то где именно?

Происхождение народа амазонок довольно загадочное. Греческие и римские историки сходились во мнении, что амазонки происходили от скифов, под которыми понимали степных кочевников в целом, населяющих причерноморские степи. Предания гласят, что во втором тысячелетии до нашей эры кочевые народы хлынули на юг, в Грецию и Малую Азию. В истории это событие называется катастрофой бронзового века. Оно привело к уничтожению микенской цивилизации и созданию дорийских государств, наиболее известным из которых является Спарта. Согласно легендам, один из кочевых народов осел в Малой Азии, у реки Термодонта, которая ныне называется Терме. Там он основал город Фемискира. Однако, не имея знаний для ведения сельского хозяйства и развития городов, кочевники решили просто жить за счет своих соседей, занимаясь грабежами и насилием. В конечном счете местные объединились против пришельцев, заманили их в ловушку и перебили все войско. Жены этих кочевников, не дождавшись своих мужчин, сами взяли в руки оружие и стали защищать свой новый дом. Их возглавила неизвестная царица, сумевшая организовать простых женщин в полноценное войско, которое в нескольких кровавых битвах добилось уважения со стороны соседних народов. Как сообщает Диодор Сицилийский, вскоре между женщинами стали возникать ссоры, связанные с недостатком мужчин, которых они не могли поделить друг с другом. Тогда же эта неизвестная царица приказала просто убить всех мужчин, включая маленьких мальчиков. Таким образом и возник народ амазонок.

Кочевники скифы
Кочевники скифы

Конечно, покажется странным сама мысль о том, что может существовать народ, состоящий из одних только женщин. Как минимум, возникает закономерный вопрос – а как он будет размножаться? Видимо, амазонок тоже беспокоил этот вопрос. Среди них были приняты краткосрочные связи с мужчинами из соседних племен, которые обеспечивали амазонок детьми, не требуя ничего взамен. Согласно традиции, если рождался мальчик – его калечили и учили работать на женщин; если рождалась девочка – ей выжигали правую грудь и воспитывали ее как воина, чтобы ничто не мешало стрельбе из лука. Первые амазонки считали своими покровителями бога войны Ареса и богиню охоты Артемиду. По словам Аполлония, амазонки делились на три племени, каждое из которых проживало в собственном городе в долине реки Термодонта.

Судя по всему, воинственная организация амазонок оказалась довольно успешной в условиях античного мира. Греческие и римские историки сообщают, что амазонки, под руководством двух цариц, Лампето и Марпезии, покорили практически всю Малую Азию, Сирию, Кавказ и Причерноморские степи, создав государство, способное тягаться в своем могуществе с империей Александра Македонского. При этом сами царицы, как эти, так и последующие, нередко сохраняли девственность до самой своей смерти в преклонном возрасте, чем вызывали суеверный страх у древних греков.

Символическая встреча амазонской царицы с Александром Великим
Символическая встреча амазонской царицы с Александром Великим

Дальнейшую историю этого народа можно проследить в различных древнегреческих эпосах, в которых амазонки фигурировали с завидной регулярностью. Впервые они появляются в сказаниях о Беллерофонте, древнегреческом герое, который убил Химеру и приручил крылатого коня Пегаса. Царь Ликии, в которой гостил герой, поручил ему победить амазонок и принудить их к послушанию. Судя по всему, какими бы сильными ни были амазонки, они не сумели дать отпор Беллерофонту (подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Беллерофонт: незаслуженно забытый герой Греции»). Он довольно быстро разгромил их армию и вернулся в Ликию, женившись на дочери местного царя и унаследовав его владения.

В следующий раз амазонки появляются уже в сказаниях о Геракле, в качестве девятого из двенадцати подвигов. Гераклу было поручено украсть золотой пояс Ипполиты, амазонской царицы. Видимо, к этому времени амазонки уже значительно окрепли, поскольку, в отличие от Беллерофонта, Гераклу пришлось собрать целую армию из выдающихся греческих героев. Но в конечном счете, как и всегда, ему удалось победить. Многие прославленные амазонки пали в том бою, а одну из их правительниц, Антиопу, забрал в качестве своей жены спутник Геракла по имени Тесей.

Битва Геракла и амазонок на древнегреческой амфоре
Битва Геракла и амазонок на древнегреческой амфоре

Вероятно, оскорбление, нанесенное греками амазонкам, было настолько велико, что уже через несколько лет, как сообщает Диодор, девы-воительницы предприняли ответный поход на Афины, объединившись с кочевниками скифами. Амазонки сумели пройти через всю Грецию, достигнув заветной Аттики, но здесь вновь были разгромлены греческими воинами под командованием Тесея и его молодой жены-амазонки, отвернувшейся от своего народа.

Следующее и последнее появление амазонок приходится на период Троянской войны. На десятый год этого легендарного противостояния античности амазонская царица Пенфесилея пришла на помощь троянскому царю Приаму. Но ее войско было разбито, а сама царица лишилась жизни от рук Ахилла, который долго скорбел над ее красивым телом.

Последняя битва Пенфесилеи в представлении современного художника
Последняя битва Пенфесилеи в представлении современного художника

После этого амазонки пропадают со страниц истории и преданий. Древнегреческие источники сходятся во мнении, что амазонки были вытеснены из Малой Азии греческими колонистами. Девы-воительницы были вынуждены уйти на север, на Кавказ и Юг Украины. Там они объединились со своими предками-скифами и начали вести новую жизнь, более привычную для обычной женщины.