Человечество тысячелетиями осваивало мир, приспосабливая его к своим потребностям. В какие-то эпохи к природе только присматривались с опаской. Знаний не хватало. Непонятное приходилось додумывать при помощи веры в сверхъестественное - богов и духов. Затем к сложностям природы добавились сложности мира человека. И силы прежних "богов" уже не хватало, чтобы с ними справиться. Должно было появиться что-то более могущественное - идея единого божества, способного не меньше, чем на сотворение мира и человека в одиночку. Потом физики, химики, биологи предложили взглянуть на природу без богов. Однако человек не удовлетворился этими объяснениями и в XXI в. и смешал все существующие и возможные способы понимания мира и себя самого.
В ходе построения отношений с миром люди придумывали назначение для природных явлений - таких, как цвет. На заре истории его смыслы, как и все остальное, связывались со сверхъестественным. Эти представления закреплялись в религиях. Но картина мира менялась, и значения теряли мистические краски. А цвет обрастал социальной "шелухой".
Теперь мы пользуемся палитрой, не задумываясь - откуда те или иные слои смыслов цвета. Эта серия постов поможет нам разобраться с источниками культурных стереотипов.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.
Сегодня в нашем фокусе "синяя" политика.
История синего в политической культуре началась как раз с эпохи Нового времени – появления флагов разнообразных движений и государств. До этого, конечно, флаги были, но они больше служили символами правящих фамилий, как и гербы и другая геральдическая атрибутика.
Синий и голубой в геральдике аристократов связывался с цветом неба и Бога, Пречистой Девы, мудростью. Поэтому многие династии Европы и России брали его для фона или деталей своих гербов, флагов и штандартов.
Голубой, светло-синий в качестве цвета партийной символики взяли себе английские тори (консерваторы - последователи монархии). Для них он остался цветом аристократической крови.
С прекращением ассоциативного единства "король=государство" (ах, эти буржуазные и социалистические революции)
возникла необходимость обозначать цветом не только субъекта - правителя, но страну, взявшую на себя власть вне короны и аристократического сословия.
Так, для бунтующей французской буржуазии синий обозначил либерализм: голубой – безграничное небо – свобода:
Интересно, что партия республиканцев США, как наследница некоторых европейских идей, в качестве цветной символики взяла «освободительный» и совсем не консервативный красный. А вот демократы предпочли синий:
В общем, максимально широкими современными политическими значениями синего в конце Нового и начале Новейшего времени стали обозначения свободы, объединения, принадлежности к большому целому - флаг ООН, Евросоюза и проч.
Но кроме этих положительных смыслов синему/голубому человек приписал и негатив. Сначала в голубом увидели «засахаренность» и мещанство.
Затем он стал пародией на святость и непорочность - на то, во что человек эпохи ницшеанской переоценки ценностей перестал верить.
Иронизирование над "небесным" цветом распространилось и на повседневные практики: синий/голубой превратился в «голубую мечту» - в то, чему не суждено сбыться.
Так, колористический эпитет стали употреблять уничижительно, по аналогии с "розовыми очками", а смыслы, связанные с Девой Марией и свободой, испарились.
Во второй половине XX века голубой подтянули к себе сексуальные меньшинства. К началу третьего тысячелетия он вошел в радужный неофициальный флаг ЛГБТ.
Из политической культуры часть смыслов синего/голубого ушла в экономику.
Маркетологи и производители рекламы используют цвет очень аккуратно, учитывая системы норм и ценностей страны, для которой предназначен товар.
Лучше всего синий принимается и продается в холодных регионах, где цвет и его оттенки остаются ассоциативно связанными с природой (например, Скандинавия – моря, льды).
Также его хорошо встречают там, где ощущается острая нехватка воды или прохлады (синие этикетки для бутылок, упаковка мороженого).
Абсолютное приятие синего произошло с появлением в массовой культуре XX в. такого феномена, как джинсы. Эти синие (сначала рабочие) брюки завоевали место практически во всех субкультурах мира, вошли в разнообразные практики, став частью молодежной, городской, музыкальной (рок, поп и т. п.), политической и, конечно, экономической культуры.
В период дефицита в СССР за джинсами приходилось охотиться.
В начале 90х на смену простым синим пришли "варенки".
Классическую джинсу, за не имением оригинала, в буквальном смысле варили в растворе хлорки, добиваясь нужных разводов на ткани.
Крупные торговые корпорации, занимающиеся одеждой (от высокой до повседневной моды), неизменно выпускают на рынок коллекции культовых синих брюк - прямых и расклешенных, с низкой и высокой талией, строгих и в стразах, с потертостями и заплатками.
Скорее всего, джинсы будут править миром еще долго. И это замечательно
В следующей истории о синем в литературе.