Найти тему
soullaway soullaway

«Чёрная» музыка: Часть №2 – Джаз.

Как и почему появился блюз, о котором речь шла в прошлом тематическом посте, мне понятно. Что касается появления джаза, то теоретически мня ясна и та самая модель, которую выдают практически все музыковедческие источники. Но вот как-то не верится мне в неё. Хотя бы потому, что инструменты, потребность в которых испытывает любой музыкант, в джазе явно дороже и бывшим и вчерашним рабам, а сегодняшним безработным не шибко по карману. Гитара и губная гармошка, и уж тем более сигарбокс – это ещё можно было если не купить, то своровать. А вот рояль поди укради … и о покупке среднестатистическим афроамериканцем в начале XX века таких инструментов можно было разве что только мечтать.

Это я всё к тому, что джаз – безусловно «чёрная» музыка и вышла она всё из той же среды, что и блюз, но имела она явно «белые» фундаментальные корни. Во-первых, с очень большой вероятностью снабжались первые и ныне никому неизвестные джаз-банды явно белыми. Во-вторых, как не крути, но в отличии от блюза музыкальная основа здесь не очень-то уникальна – всё ж началось с вольной интерпретации через регтаймы симфонической музыки. Ох, недаром почти все классики впоследствии в обязательном порядке играли импровизации на темы Стравинского и Рахманинова и включали в свой репертуар что-нибудь из Гершвина.

Что ж получается? И здесь опять афроамериканцев настигла несвобода в определённом смысле? А вот и нет – все эти жанровые рамки были очень даже хорошо раздвинуты импровизацией, а свобода была достигнута за счёт невероятного внутрижанрового разнообразия. Вот именно из-за последнего написать короткий пост про джаз становиться задачей крайне трудной, если не неподъёмной. Но я попробовал ограничиться только своими любимыми и на мой личный взгляд самыми значимыми исполнителями джаза. Так что, если особые любители чёрного свинга или бибопа не найдут здесь всех своих любимых исполнителей – не обессудьте, наверняка я о них знаю, и я их помню, просто здесь и сейчас моё видение джаза. Так вот:

Скотт Джоплин

Безусловно это ещё не джаз, но уже и не традиционный классический подход, но как же не упомянуть предтече жанра?! Тем более, что сам Скотт своей жизнью и творчеством сразу как-то очертил тот самый предел, который в последствии преследовал практически всех темнокожих джазменов – для белых его музыка был слишком «чёрной», а для чёрных слишком «белой». Что характерно, такая точка зрения разделялась далеко не всеми и очень хорошо, что регтаймы Скотта сохранились и продолжают мотивировать и современных музыкантов на создание хорошей доброй и позитивной музыки.

Фредди Кеппард

А вот это уже джаз. Самый что ни наесть ранний. Наивный и простенький, но зато весёлый, озорной и добрый. Фредди был одним из первых «записанных» темнокожих джазменов, от того и звучит оно всё так тепло и лампово – 20-ые годы прошлого века и минималистичные приборы звукозаписи дают о себе знать. Но именно в этом и вся прелесть. Обратите внимание насколько тот самый ранний джаз был похож на регтайм. И ведь всё же логично – изначально и то, и другое было музыкой для танцев и никакой элитарности.

Дюк Эллингтон

А этот дядя по праву считается классиком жанра. Именно его перу принадлежат многочисленные джазовые стандарты, без которых немыслим репертуар любого хорошего джазмена. А без некоторых вещей наша современная жизнь вообще немыслима! Фактически он был эдаким Моцартом для музыки джаза и его вклад в развитие музыки как таковой трудно переоценить. Отдельного внимания в его творчестве заслуживают не только мелодии, но и уровень аранжировок – продумана каждая деталь, однако исполняется всё так легко и непринуждённо, что однозначно берёт за душу.

Луи Армстронг

Если вы спросите случайного прохожего, кто играл джаз, то с очень высокой вероятностью он назовёт вам Луи. В общем-то так и есть – Армстронг, пожалуй, самый популярный исполнитель джаза, его знают и почитают везде. И вполне заслужено, я считаю. Его музыка очень добрая и прям какая-то умиротворяющая. За долгие годы своего творчества он успел поиграть в разных поджанрах джаза и везде он был хорош.

Чарли Паркер

За двадцать лет открытого существования в джазе неминуемо начали появляется свои экспериментальные движения и внутренние течения. Одним из таких стал «свободный джаз» - основной мелодии стало мало, а вот импровизации много. У исполнителей бибопа так вообще от основной темы оставались 4-6 тактов, а дальше шло тактов 100 импровизации. В этом уже начала пробиваться та самая заумность и элитарность. Тем не менее и в таком подходе есть своя крутизна. Здесь я остановился на самом ярком представителе бибопа, хотя очень долго терзался кого взять. Ну вот пусть будет Чарли … а Телиноуса, Диззи, Сонни, Арта и прочих мы будем иметь в виду.

Бен Уэбстер

Чем особенно хорош Бен? В общем-то это всё та же самая фри-джазовая концепция, но тембр его саксофона и размеренность музыки как бы противостоят натиску сакса Паркера. Более того, именно Уэбстер смог очень удачно совместить бешенный «чёрный» бибоп с размеренным «белым» свингом. В итоге мы имеем прекрасную добрую и спокойную музыкальную вселенную имени Бена.

Modern Jazz Quartet

Ещё один пример того, что джаз в своём разнообразии велик и размашист – это творчество этого самого прекрасного квартета. Уникальность его начинается уже с того, что ведущим инструментом является виброфон, прозрачность и лёгкость звучания которого просто наполняют пространство свежим воздухом. Кроме того, их репертуар построен на вещах, которые в большинстве своём ориентирован на симфонический подход, но всё же исполняется в духе фри-джазового концепта. Как по мне, так это точно и однозначно родоначальники такого ныне модного направления, как симфо-джаз.

Билли Кобэм

Годы шли и джаз начал сращиваться с роком … Парадоксально, но факт – в джаз-роке было не так уж много чернокожих представителей и многие из них были бас-гитаристами. Но был и есть среди них и такой вот уникальный в своём роде барабанщик, сочиняющий такую вот странную очень мелодичную, но одновременно дико ритмически-неровную музыку.

Маркус Миллер

Выбирая между Маркусом Миллером и Стенли Кларком, я остановил свой выбор на первом …, наверное, потому, что Маркус куда более мелодичный, в то время как Стенли гораздо техничнее. Но в целом они оба молодцы. И да, вот такой вот он современный джаз.

Майлз Дэвис

Майлз. Ну Майл – это Майлз. Здесь, как и про блюзы Хендрикса, писать очень сложно. Эмоции от творчества Дэвиса с большим трудом ложатся на слова. То, как он играл на своей трубе и какие вещи он выдумывал на протяжении всей своей творческой жизни – это же просто непередаваемая штука. Он был самым экспериментирующим джазменом, выходящим за рамки всех возможных стилей и жанров. Охватить и описать его творчество – задача не из лёгких. Но мы не будем даже и замахиваться на неё, просто послушаем хорошей музыки.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.