Найти тему

Об учителях

Мне повезло учиться у многих замечательных ученых-лингвистов. Одна из них - Вера Васильевна Бабайцева. Студентами мы плохо понимали, что за ученый перед нами. И лекции ее казались скучными, и интонации занудными (мы их любили изображать), и примеры однообразными. На самом деле В.В. была высочайшего уровня ученым, ее теория переходности дает возможность очень точно описать многие языковые факты, чего не добьешься в условиях точности. Она этого не говорила, но ее ученики и последователи нашли сходство теории переходности с теорией нечетких множеств.

Мне самому не нравился учебник В.В. по простому предложению. Помню, я возмущался, что в нем не было определений основных понятий. Пока шел курс, я читал другую литературу, мне нравился структурный синтаксис, я находил, что предложение интереснее и точнее можно описать в его терминах, чем в терминах членов предложения (честно говоря, по сей день считаю, что члены предложения отжили свой век). Настало время экзамена. В аудитории два экзаменатора - В.В. и Галина Алексеевна Основина, проводившая у нас семинары, которая знала мое отношение к синтаксису Бабайцевой. Выбора у меня не было - надо было идти к В.В. Я не помню, какой у меня был вопрос, но отвечал я то, что понавычитывал в разных книгах. В.В. слушала меня внимательно и, кажется, не перебивала. И вот берет зачетку, ставит пятерку и, поднимая глаза, говорит: "А мой учебник ведь Вы совсем не читали". Не знаю, испытывал ли я еще когда-то в студенчестве такой позор, как в ту минуту. Это был блестящий урок, преподнесенный заносчивому и самоуверенному студенту.

Не скажу, что я побежал читать учебник Бабайцевой. Нет, но потом мы работали на одной кафедре, были в прекрасных отошениях с В.В. Эту историю я ей тоже рассказывал (не знаю, помнила ли она тот экзамен), она улыбалась своей теплой и мудрой улыбкой. Мне давали несколько раз вести семинары за В.В. Учебник ее я знал в деталях, рассказывал студентам, почему он все-таки хорош. Но вот члены предложения... Наверное, они чувствовали неладное, понимали, что препод лукавит, что-то недоговаривает.

Когда вышла книжка В.В. про члены предложения, я подумал, что лучше о них никто не мог бы написать. Но вот надо ли держаться этой теории?