Наконец, мы делаем третий — заключительный — шаг в знакомстве с аэростатами. Хотя нет, вру! Предстоит еще четвертый шаг: дирижабли, ведь они тоже относятся к аэростатам. Розьер (или комбинированный воздушный шар)— это «два в одном». Он имеет двухкамерную оболочку: одна камера заполняется газом, другая — горячим воздухом. Такое решение позволяет объединить достоинства тепловых и газовых аэростатов и минимизировать недостатки.
Преимущество теплового аэростата в том, что можно регулировать пламя горелки, а вместе с ним плотность воздуха в оболочке (она зависит от температуры) и подъёмную силу. Это позволяет управлять высотой полета: «вверх-вниз-вверх-вниз...». Недостаток в том, что для продолжительного полёта нужно брать с собой много топлива (в настоящее время используются баллоны с пропаном или бутаном).
Газовый аэростат за счёт очень лёгкого наполнителя и отсутствия топлива позволяет подняться гораздо выше. (Рекорды высоты указаны в предыдущей заметке.) Но для пилотируемых полётов без скафандров и кислородных баллонов это преимущество неактуально, так как на больших высотах человек страдает от нехватки кислорода и низкой температуры. Чтобы снизиться, газовый аэростат должен выпустить часть наполнителя наружу, после чего повторный набор высоты возможен за счёт сброски балласта. Таким образом, газовый аэростат ограниченно управляем по высоте. Зато, не имея нужды в топливе, на нём можно «плавать» в воздухе без посадки очень
долго — дни и недели напролёт.
Комбинированный аэростат изобрёл французский физик Пилатр де Розье. Помните ноябрь 1783 года? Первый полёт людей на воздушном шаре! Пилатр де Розье был одним из них. Тогда он совершил полёт на монгольфьере. Собственное изобретение (розьер) стоило ему жизни: в июне 1785 года, пытаясь пересечь на своём аэростате пролив Ла-Манш, он погиб.
Позже на розьерах были осуществлены перелёты не только через Ла-Манш, но и гораздо дальше, вплоть до кругосветки! Первый успешный беспосадочный кругосветный перелёт совершили в 1999 году швейцарец Бертран Пиккар (между прочим, психиатр ☺) и англичанин Брайан Джонс (профессиональный воздухоплаватель). В одиночку такой «трюк» удался в 2002 году американскому миллиардеру-экстремалу Стиву Фоссету с шестой попытки. Нашему соотечественнику Федору Конюхову это удалось с первой, причём он установил рекорд скорости перелёта: 11 с небольшим дней. С другими рекордами этого полёта можно ознакомиться на сайте Конюхова https://konyukhov.ru/project/expedition/polet-na-vozdushnom-share-vokrug-sveta/, а документальный фильм об этом крайне рискованном путешествии можно увидеть на сайте Первого канала https://www.1tv.ru/doc/pro-puteshestviya/fedor-konyuhov-povelitel-vetra-dokumentalnyy-film.