Жаль, что я не сумела 4 июля провести экскурсию по Большеохтинскому кладбищу и вообще побывать там. Стоило бы. Стоило бы приехать ещё раньше и привести в порядок могилу той, о ком рассказываю всякий раз, оказавшись рядом со скромным надгробьем из белого мрамора, на котором написано просто "Снеткова-Вечеслова Евгения Петровна, 1882-1961".
Она сама выросла в семье, которая была теснейшим образом связана с театром и музыкой: чего стоит одна Фанни Снеткова - первая исполнительница роли Катерины в "Грозе" Островского!
Наставником девушки в Петербургском театральном училище стал сам Энрико Чекетти, прославившийся не только как танцовщик-виртуз, но и как хороший наставник, дававший крепкую профессиональную базу и учивший понимать язык жестов и движений. В 1900 году Евгению приняли в состав труппы Мариинского театра, сцене которого она отдала 22 года. Начинала, как и все, с кордебалета, затем ей стали поручать эпизоды, ну, а потом и ведущие партии. К профессиональному успеху добавилось успешное замужество - избранником Евгении Петровны стал военный, Михаил Михайлович Вечеслов. В браке родились две девочки.
Когда грянула Первая мировая война, подполковник Вечеслов ушёл на фронт. Евгении Петровне предстояло одной воспитывать дочерей, потому она решила, что будет зарабатывать деньги преподаванием в частных студиях и уроками. С 1917 года она - одна из наставниц по классическому танцу в школе русского балета Акима Волынского.
Революция, как ни странно, не только не помешала интересу к балету и хореографии, но и подстегнула его. В полуголодном, холодном Петрограде частные студии появлялись как грибы после дождя. Школа Волынского стала студией Балтфлота. Аким Львович сам задавал тон и лично подбирал педагогов. Со старшими впервые проявила свой педагогический дар Агриппина Ваганова. А младшие... Младших доверили Евгении Петровне, которая умела быть одновременно строгой, взыскательной и доброй.
Младшая Вечеслова, Татьяна, тоже посвятила свою жизнь балету, и писала в своих воспоминаниях: "Ответственность огромная – ведь это первые шаги в профессии, и очень важно пройти их с грамотным педагогом, потому что постановка корпуса, постановка рук – всё это закладывается с самого начала, и важно не испортить, не загубить. В старой школе было правило, которое сейчас не так жестко соблюдается: каждый педагог занимался только с детьми определенного возраста. Евгения Петровна Вечеслова занималась только с малышами, средние классы вела мама Галины Улановой, Мария Федоровна Романова, а выпускные классы – Ваганова. Молодого танцовщика всегда спрашивают, у кого он выпускался. Педагог выпуска – это педагог, с которым будущие звезды балета осваивают технику и совершают переход от ученичества к сцене. Но педагоги первых классов, оставаясь в тени, невероятно важны для всей будущей жизни артистов балета...".
Сама некоторое время серьёзно занималась классическим танцем и прекрасно помню, какую роль играет во время занятий концертмейстер. Евгении Петровне повезло необычайно - на её классах за клавишами рояля сидел юный Евгений Мравинский, который всегда очень ответственно подходил к выбору музыки и чётко следил за темпом упражнений.
"Младшенькие" были делом жизни Евгении Петровны до 1951 года. В числе её учеников — Наталья Дудинская, Габриэла Комлева, Константин Сергеев и многие, многие другие.
Кстати, Мария Фёдоровна Романова-Уланова, мать Галины Улановой, похоронена буквально в пятидесяти метрах от своей многолетней коллеги и партнёра.
Увы, стыдно показать то количество хвоща и бурьяна, которые заполонили надгробие родителей Галины Улановой. При возможности выберусь всё же и постараюсь навести порядок, раз уж никому до этого дела нет... Потом и экскурсии проводить не стыдно.