347 подписчиков

Велопоход по Горному Алтаю III к.с. Часть 3

135 прочитали

Начало ч.1, часть 2

стоянка на р.Катунь
стоянка на р.Катунь

День 5

с. Тюнгур - с.Мульта

Расстояние – 60 км / Набор высот – 708 м / Сброс высот – 571 м / Стоянка в посёлке (высота стоянки 950 м )

Начало ч.1, часть 2 День 5 с. Тюнгур - с.-2

Ну что ж, пожалуй, самая сложная и самая красивая часть маршрута пройдена! С погодой определенно везёт! Снова утром солнечно и день обещает быть теплым.

Начало ч.1, часть 2 День 5 с. Тюнгур - с.-3

Накануне Николай обнаружил, что сломался багажник его велосипеда. Видимо, вчера хорошо протрясло на скалах и камнях. Думали как бы закрепить его, чтобы нормально доехать до Мульты. Там посёлок большой, можно будет поискать какой-либо крепеж или где делают сварку. Дорога сегодня должна быть значительно проще и километраж запланирован небольшой. Надеялись, что багажник "дотерпит" до финиша.

Вид на слияние рек Аккема с Катунью
Вид на слияние рек Аккема с Катунью

Проехав примерно километр от нашей стоянки, оказываемся на высокой открытой площадке, откуда открывается вид на слияние рек Аккема и Катуни. Сразу вспомнилась сказка про "молочную реку с кисельными берегами"! Вот так, сначала Кучерла, потом Аккем и следом Аргут разбавляют "молоком" Катунь, отчего она становится белесой, седой. А поздней осенью, когда прекращается активное таяние ледников, снова "молодеет", возвращая себе свой глубокий бирюзовый цвет.

До Тюнгура вся дорога грунтовая и большей частью идёт по лесу вдоль Катуни, плотно примыкая к реке. Часто путь преграждают большие лужи и грязные участки, раскатанные автомобилями. Грунт сырой т.к. земля плохо просыхает в тени леса. Но всё равно места чрезвычайно живописные и главное безлюдные! Для авто-туристов это направление от Тюнгура тупиковое, поэтому машин практически нет - встретились 2-3 штуки. Едем, радуемся, наслаждаемся!

р.Катунь
р.Катунь

В Тюнгуре первым делом посещаем магазин, где докупаем продукты на перекус и воду, а потом за мостом через Катунь останавливаемся на обед. Там же встретили вело-путешественника, который ехал уже месяц издалека, успел побывать на Мультинских озерах и сходил к подножию Белухи, а на следующий день намеревался пройти Тюнгурскую тропу в обратном от нас направлении.

Далее от Тюнгура до Мульты маршрут не представляет особой сложности, если не учитывать грейдер, который местами, как стиральная доска, и короткий перевальный взлет через Катандинскую седловину, названную так, потому что в профиле имеет форму седла - небольшой перевал с двумя горбами по краям.

Катандинская седловина
Катандинская седловина

Перевалив вторую горку, перед глазами тут же распахивается широкая просторная Уймонская степь. Когда-то многие тысячи лет назад на этом месте было крупное ледниковое озеро. Фрагментарно сохранились следы волноприбойной линии, которые можно наблюдать на склонах гор, окружающих долину, и сегодня. Они доходят до высоты 1270—1280 метров над уровнем моря.

Уймонская степь
Уймонская степь

Недалеко от поворота на Мульту нас тормознули пограничники, проверили паспорта, поинтересовались откуда и куда едем. "Это не отдых!!" - ответили они, когда я им кратко назвала маршрут. Ну, кому как! Да, это физически непросто, но душа отдыхает на всю катушку!!

Мост через Катунь перед с.Мульта
Мост через Катунь перед с.Мульта

Примерно за километр до своротка на Мульту грейдер сменился на классный новенький асфальт. Катя и Николай радостно втопили по нему, не оглядываясь по сторонам! И потому проскочили указатель. К слову, у меня мобильная сеть Мегафон пропала ещё в Инегени и до настоящего момента я была без связи. Хорошо, что именно здесь появился сигнал и получилось дозвониться, вернуть товарищей назад. Но в Мульте снова связь пропала. Зато, у Катерины отлично работала сеть МТС, и она смогла созвониться и договориться об отдыхе в одном из гостевых домиков. Надо было задержаться, устроить днёвку. Пока Николай разбирался с багажником, мы с Катей решили посетить Мультинские озера на следующий день.

День 6

Днёвка в Мульте. Прогулка на Мультинские озёра

Итак, договорились о заброске до озёр на 9 утра. Сначала подумывали доехать на великах налегке без баулов, но когда потом увидели дорогу, поняли, что это не самая хорошая идея! Хотя в принципе, можно было добраться до крайнего поселка Маральник и оттуда уже заброситься на авто, но разница в цене на заброску незначительная и потому решили ехать из самой Мульты. Ну, а теперь чуток поподробнее! Во-первых, если вы не знаете что такое ГАЗ-66, в простонародье "шишига", вам однозначно стоит попробовать проехать на этом автомобиле! Машина - зверь! Такое ощущение, что для неё нет вообще никаких препятствий. Неважно, крутейший подъем, в хлам разбитая грунтовая дорога, речной брод со здоровенными валунами - проезжает абсолютно везде!! При этом, находясь внутри, надо держаться как можно крепче за всё, что можно, потому как машину колбасит чрезвычайно.

заброска на Мультинские озёра
заброска на Мультинские озёра

На маршруте в одно и тоже время я насчитала 12 шишиг. Каждая везет от 10 до 12 человек, многие из которых едут просто погулять на день, как и мы. Но есть и те, которые планируют задержаться и пожить у озер в палатках. Первые 11 км - это нормальная гравийная дорога до Маральника, но потом начинается самый треш и чем дальше в лес, тем всё жестче и жестче на протяжении следующих 12 км. Наша заброска затянулась аж на 3 часа! В самом начале пути на дороге увяз внедорожник и ждали, когда его вытащат, чтобы продолжить движение. Потом перевернулся один из ГАЗ-66 с туристам (благо никто не пострадал и машина тоже в порядке) и тоже ожидали какое-то время, пока ее поставят на колеса. Кто-то из туристов даже записал видео в тот момент, как машина завалилась на бок, и все пассажиры этой шишиги бурно обсуждали произошедшее, делились эмоциями, шутили и смеялись, будто это такой аттракцион... А затем, также смеясь и шутя, полезли обратно в эту же машину и поехали дальше! Во, у нас народ бесстрашный! Наш водитель поделился, что впервые случился такой затор на маршруте.

Начало ч.1, часть 2 День 5 с. Тюнгур - с.-12

Слава богу, нас довезли без происшествий! На всё про всё оставалось 4 часа. Нам этого времени хватило с лихвой прогуляться туда-обратно по тропе до среднего озера и пофотографироваться.

Днем ранее Николай нас пытался уверить, что делать на озерах нечего и смотреть не на что. Однако, нам виды очень понравились! Мы дошли до водоската Шумы, где среднее озеро перетекает в нижнее, полазали по куруму и сделали кучу классных снимков.

По пути назад удалось запечатлеть бурундуков на фотокамеру. У Катерины был с собой арахис, которым мы приманивали пушистиков, и те без проблем позировали!

День 7

с. Мульта - с.Верх-Уймон - с.Усть-Кокса - с.Сугаш

Расстояние – 100 км / Набор высот – 766 м / Сброс высот – 580 м / Стоянка на р.Сугаш (высота стоянки 1136 м )

Начало ч.1, часть 2 День 5 с. Тюнгур - с.-16
Уймонская долина
Уймонская долина

Сегодня утром чувствовалась усталость. Не удалось хорошо выспаться. Но меня подбадривала мысль о том, что именно сегодня предстоит проехать по Уймонской степи и долине реки Коксы, о чём я так мечтала! За то время, пока мы гуляли по озерам, Николай нашёл, как укрепить багажник и был готов продолжать поход. Дорога от Мульты до поворота на с.Октябрьское гравийная и вполне терпимая. Она также идёт вдоль Катуни, которая здесь широко разливается по долине, разбиваясь на множество протоков. Виды вокруг великолепные! Слева - высокие горные вершины, справа - широкие просторные поля.

Музей Рериха в с.Верх-Уймон
Музей Рериха в с.Верх-Уймон

Свернув на с.Октябрьское, наконец начался асфальт, можно было расслабится и отдохнуть от тряски! Но это удовольствие длилось сравнительно недолго. Миновав Усть-Коксу, через 1,5 км снова начался гравийный участок вдоль реки Коксы. Здесь дорога забирает высоко вверх, перебегая по мостикам живописные горные ручьи Большой и Малый Громотуха. Один из участков, особенно очень крутой, напомнил мне перевал Кату-Ярык! Николай его назвал "мини кату-ярычок". С вершины этого мини-перевальчика открывается очень красивый вид на реку Коксу (переводится, как синяя вода). Кокса является вторым крупным притоком Катуни после реки Чуи.

Вид на р.Коксу
Вид на р.Коксу

На спуске снова радуемся небольшому отрезку асфальтированной дороги вплоть до села Синий Яр, после которого это удовольствие на сегодняшний день окончательно завершается. Следующие 50 км были настоящим испытанием на прочность нервной системы - жуткая зубодробильная гравийка и довольно высокий трафик авто, которые поднимали клубы пыли. Скорость движения упала, время растянулось в бесконечность. Я ехала и успокаивала себя тем, что когда-нибудь это безобразие всё же закончится. Баннер справа от дороги гласил, что ведется ремонт на участке Талда - Тюнгур. То есть оставалось потерпеть до этой самой Талды, а там до Сугаша уже рукой подать.

река Кокса
река Кокса

Видно было, что Катя и Николай тоже порядком вымотались. Мы доехали до посёлка Сугаш и остановились перед мостом через реку, чтобы поискать стоянку правее от него. Там нашли неплохую полянку, которую с дороги не видно и рядом есть выход к воде. В первую очередь хотелось отмыться от придорожной пыли. Поэтому дружно пошли плескаться в реке, а потом уже готовит ужин и обсуждать планы на будущий день. А обсудить было что! Ведь, мы выбились из графика, надо было нагонять пропущенный ходовой день.

Продолжение здесь!