Найти тему

Верховный Суд допустил возможность взыскания морального вреда от гибели домашнего животного

Мой кот приветствует позицию Верховного Суда!
Мой кот приветствует позицию Верховного Суда!

Думаю, многие видели данную новость. Подробности дела можно почитать тут, а сам судебный акт тут.

Я же хочу обратить внимание на следующую позицию ВС РФ:

"Распространяя на животных общие правила об имуществе, положения статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации тем не менее отличают их от прочего имущества, устанавливая, в частности, запрет на жестокое отношение, противоречащее принципам гуманности".

Такая позиция суда напомнила мне немецкий подход.

В соответствии с § 90a ГК Германии животные не являются вещами, но при этом ГК Германии закрепляет, что к животным применяются правила, действующие в отношении вещей, если не установлено иное. Тот факт, что животные не являются вещами в силу закона, не означает, что на них не распространяются правомочия собственника, установленные § 903 ГК Германии.

Немецкий поход можно описать так:

  • Несмотря на то, что у питомца есть собственник, это не делает его вещью;
  • Собственник обязан соблюдать правила об охране животных.

На мой взгляд, ВС РФ сделал попытку разграничить наличие у собственника прав на животное со статусом животного, то есть использовал подход схожий с немецким.

Интересное дело в Германии

В Мюнхене произошел такой случай, хозяйке кота не понравилось, что соседи развлекают её кота. Договориться мирно не получилось, и хозяйка обратилась в суд. В иске она потребовала запретить соседям заманивать, ухаживать и кормить её питомца. Подробнее о деле можно прочитать у меня в Telegram - канале.